О журнале
Рекомендации
Международная научно-практическая конференция «Медиаобразование в XXI веке»
Unknown Author
«Медиаобразование в XXI веке»
Разработанный при поддержке ЮНЕСКО «Российский модуль медиаобразования» представляет собой базовую универсальную программу, на основе которой может осуществляться преподавание по дисциплине «Медиаобразование» с учетом конкретных национальных и региональных особенностей. Он может стать основой для общих и специализированных программ по ознакомлению с природой, сущностью и функциями средств массовой информации, новых информационных технологий различными категориями граждан, прежде всего студентами и учащимися средней школы.
Факультет журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова – старейший центр журналистского образования, широко известный также благодаря своей научной школе. На протяжении более 50 лет своего существования факультет изучает российские и зарубежные средства массовой информации. Действующие на факультете одиннадцать кафедр исследуют современные масс-медиа, ставя перед собой задачи анализа и обобщения архивных и новейших эмпирических данных, формулирования теоретических представлений о сущности, функциях, исторических путях развития и современных моделях журналистики.
24–27 сентября 2003 года на факультете журналистики МГУ при поддержке ЮНЕСКО состоялась Международная научно-практическая конференция «Медиаобразование в XXI веке». Ее актуальность определялась необходимостью развития у молодежи понимания деятельности СМИ, которые являются обязательным элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени. Многие международные организации – ЮНЕСКО, Совет Европы – неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. Речь идет не только об образовании через СМИ. Цель медиаобразования – формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни после учебного заведения (школы, университета). Это приобретает особую важность еще и потому, что в современном обществе родители все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ – телевидению, форматному радио, интернету, компьютерным играм. Информационная безопасность ребенка – это задача как семейного, так и школьного воспитания.
На конференции обсуждались изменения, которые сегодня испытывают традиционные системы СМИ во всех странах, особая роль факультетов и школ журналистики в развитии и внедрении программ медиаобразования среди широких слоев населения, необходимость сотрудничества учебных журналистских заведений России и стран СНГ. В рамках такого сотрудничества предусматривается проведение регулярных научно-практических конференций для координации деятельности в области медиаобразования, издания учебно-методической литературы, организация виртуальных конференций, реализация совместных образовательных проектов, проведение медиафестивалей.
Важнейшей задачей, стоящей перед факультетами и школами журналистики на сегодняшнем этапе, является подготовка кадров для практической реализации программ в области медиаобразования, перспективы развития национальных медиасистем в контексте развития глобальной информационной среды, новых средств массовой информации и коммуникации.
В конференции приняли участие исследователи СМИ и коммуникации из вузов США, России и всех стран СНГ. По итогам конференции была подписана Декларация о совместной деятельности на 2004–2005 гг.
сентябрь 2003
© Информационное общество, 2003, вып. 3, с. 4.