Система информационно-маркетинговых центров - базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли
Черешкин Д.С., Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л.

Система информационно-маркетинговых центров - базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли



Д.С. Черешкин, В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян




1. Состояние и актуальные проблемы развития электронной торговли в России

По мнению многих экспертов, объем электронной торговли (ЭТ) в России составляет крайне малую долю от общего объема торговых операции, и хотя необходимые для ее развития условия только создаются, существуют вполне оптимистические ожидания большого экономического эффекта от внедрения различных форм электронной торговли. Оптимизм специалистов, как подчеркивается в [1], связан с такими факторами, как:
    • гигантские географические масштабы национальной экономики, в которой электронные транзакции могут дать большую экономию;
    • экономический подъем в 1999–2003 гг.;
    • высокий уровень дифференциации цен на однородные товары;
    • расширение внутреннего рынка и др.
Очевидно фактическое сокращение времени на заключение сделок, снижение прямых затрат, снижение административных и операционных расходов, упрощение документооборота.

Согласно данным I.B. Partners, руководители российских компаний считают, что только в секторе В2В объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22,3 млрд. евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. В исследовании компании Brunswick Warburg предсказывается, что в 2003 году общий объем рынка электронной торговли в секторе В2В составит 4,25 млрд. долл.

Интерес инвесторов к созданию электронных торговых площадок (ЭТП) во всех секторах ЭТ в России постепенно растет. Первый всплеск был отмечен летом 2000 г., когда одна за другой стали открываться электронные системы для торговли в межкорпоративном секторе.

В России действуют как многоотраслевые универсальные торговые площадки (например, faktura.ru, документооборот в которой за 2002 год увеличился в 40 раз, а число клиентов расчетных банков, совершающих операции через систему, в 6,8 раза), так и специализированные отраслевые ЭТП. Примером наиболее развитых отраслевых ЭТП могут служить площадки по торговле металлом, торговая система нефтегазового оборудования или информационно-торговая площадка лесопромышленной отрасли.

К проблемам, тормозящим развитие электронной торговли, относятся:

1. Слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры вне крупных городов (прежде всего, в сельской местности), что делает трудноразрешимой в ближайшей перспективе задачу подключения к интернету значительной части средних и малых предприятий, особенно лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства.

2. Слабость нормативного правого регулирования. Несмотря на факт принятия в январе 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП), он фактически не работает, до настоящего времени законодательно не признана эквивалентность транзакций, выполненных электронным и традиционными способами. Не определен налоговый статус операций, проводимых через интернет. Не хватает закона об электронном документе, проект которого уже довольно долго рассматривается в Государственной Думе. Принятие в 2002 г. Закона об ЭЦП не только не улучшило положение с защитой документооборота, но и, напротив, сделало его более сложным. Отсутствует и закон об электронной торговле.

В настоящее время на федеральном уровне необходимо принять комплекс правовых норм, регулирующих правоотношения при электронном документообороте, электронных сделках, при использовании электронной цифровой подписи, электронных денег, электронных платежей и др.

3. Недостаточный объем финансовых услуг, оказываемых большинством российских банков через интернет. Набор информационных услуг и продуктов, предоставляемых российскими банками, гораздо уже, чем за рубежом. Хотя данная сфера в настоящий момент активно развивается, объемы финансов, проходящих через расчетные сервисы, в масштабах экономики страны ничтожно малы. По мнению экспертов, пока еще нельзя судить о широком признании альтернативных средств оплаты товаров (кредитной картой или электронными деньгами), сопряженных с большим риском по сравнению с оплатой наличными или наложенным платежом.

Преодоление этих и других тормозящих факторов и недостатков в организации полноценной системы ЭТ в России видится в постепенном формировании единой информационной инфраструктуры ЭТ. Как показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является именно интегрированная информационная инфраструктура, предоставляющая передовые технологии получения, обработки, распространения и отображения информации для принятия эффективных хозяйственных решений. Эта инфраструктура обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, министерств и ведомств, с производственными предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг. Она обеспечивает также переход от традиционных (бумажных) методов оформления торговых операций к электронному документообороту, существенно изменяющему динамику выполнения торговых операций и являющемуся одним из главных условий повышения эффективности функционирования экономики.

Создание интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли (ИИИ ЭТ) предусмотрено, как известно, в рамках мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). В 2002 и 2003 годах сделаны первые шаги по формированию ИИИ ЭТ. Главное состоит в том, что определено главное звено ИИИ ЭТ – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ). Ниже рассмотрены основные функции и задачи СИМЦ и кратко представлены базовые технологические решения по созданию этой системы. Ключевым моментом процесса создания ИМЦ, в силу специфических организационных и экономических условий развития ЭТ в России, представляется поиск принципиально новых организационных и методологических подходов для реализации мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). Существенный шаг на этом пути состоит в образовании общероссийского объединения всех участников электронной торговли.


2. Национальная ассоциация участников электронной торговли

Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц. Образование Ассоциации отвечает назревшим потребностям в организации электронной торговли в стране. Хотя проведение закупок для государственных нужд в электронной форме позволяет сэкономить до 15–20% средств по сравнению с покупкой товаров через традиционные каналы, требуется существенное повышение их эффективности. При этом необходимо учитывать, что действующее законодательство не позволяет электронным торговым площадкам регулировать цены по госзакупкам на аукционах. Существующие площадки электронной торговли имеют собственное программное обеспечение, а в каждом регионе имеется свое правовое обоснование их работы. В то же время в ряде регионов накоплен известный опыт построения систем электронной торговли. Ассоциация должна обобщить положительный опыт, объединить все эти площадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых требований.

Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием систем ЭТ и имеющие опыт реализации закупок для государственных нужд на основе использования ИКТ и интернета. В НАУЭТ вошли представители организаций из 30 с лишним регионов, создающие у себя центры электронной торговли и пытающиеся с их помощью оптимизировать государственные закупки.

Создание Ассоциации, как надеются российские операторы электронных торговых площадок, позволит ускорить принятие некоторых необходимых законов, регламентирующих использование ЭТ, в частности, Федерального закона «Об электронной торговле», и внесения изменений в Федеральный закон «О государственных закупках».

Основными целями Ассоциации являются:

  1. Формирование в Российской Федерации социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию и совершенствованию электронной торговли (ЭТ).
  2. Создание благоприятного имиджа России и компаний-членов Ассоциации как лидеров в области ЭТ.
  3. Влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации эффективной политики в отношении ЭТ.
  4. Создание условий для интеграции в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых информационных систем ЭТ и обеспечение открытости и доступности их для всех участников ЭТ.
  5. Содействие выработке и внедрению правил, направленных на предупреждение нарушений закона, мошенничества и недобросовестных действий со стороны участников ЭТ.
Исходя из поставленных целей, основными задачами Ассоциации являются:
формирование проектов нормативных документов по регулированию ЭТ;
представление интересов членов Ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти;
организация информационной, методической и технической поддержки членов Ассоциации;
проведение формальных и неформальных мероприятий с участием членов Ассоциации для обмена деловым опытом;
обеспечение условий для правовой защиты интересов членов Ассоциации путем организации работы юридической службы и арбитражного комитета;
организация эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, занятыми в ЭТ;
осуществление мониторинга деятельности участников системы ЭТ;
разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов ассоциации и иных участников ЭТ;
подготовка и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, научно-технической документации, научных трудов, лекций, а также проведение обучения по различным аспектам ЭТ;
экспертиза информационного обеспечения ЭТ и оценка его эффективности.

Структура Ассоциации, органы ее управления, положение о членстве в ней, права и обязанности членов, порядок финансирования ее деятельности и др. организационные решения определены в Уставе Ассоциации. Органы государственной власти и государственные учреждения принимаются в члены Ассоциации и участвуют в ее деятельности без уплаты вступительных и ежегодных членских взносов. Размеры членских взносов на ближайший год для коммерческих организаций установлены в 15 тыс. руб.


3. Информационно-маркетинговые центры – основа единого информационного пространства электронной торговли

Для создания СИМЦ имеются весомые объективные предпосылки. Главные из них следующие:
    • насущная необходимость формирования общенационального рынка товаров, работ и услуг, общенациональных товаропроводящих сетей и каналов предоставления информационно-маркетинговых услуг;
    • постоянный рост неудовлетворенной потребности субъектов рынка, включая органы исполнительной власти, в информационно-маркетинговом обеспечении, особенно в среде предприятий малого и среднего бизнеса;
    • отсутствие возможностей самостоятельно организовать на предприятиях постоянное и полноценное информационно-маркетинговое обеспечения своей деятельности, особенно на малых и средних предприятиях;
    • слабое взаимодействие внутрирегиональных сетей информационно-маркетингового обеспечения между собой, недостаточно учитывающих потребности и возможности субъектов рынка, включая органы исполнительной власти и местного самоуправления;
    • растущее отставание отечественных предприятий от предприятий промышленно развитых стран в использовании достижений ИКТ, в том числе и технологий маркетинга в электронных сетях;
    • неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры, которая не способна обеспечить равные условия предприятиям по удаленному доступу к рыночной информации, маркетинговым данным и услугам из любой точки на территории страны;
    • территориальная и корпоративная обособленность в использовании рыночной информации, снижающая темпы роста малого и среднего бизнеса и препятствующая развитию конкуренции.
Именно поэтому столь важное значение приобретают работы по реализации мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и, прежде всего, разработка организационных и системно-технических решений создания и обеспечения функционирования СИМЦ как основы интегрированной информационной инфраструктуры поддержки рынков товаров и услуг на базе телекоммуникационных информационных технологий удаленного доступа.

Создание и функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирования массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним производителей и потребителей. Производители продукции и услуг, в том числе для государственных нужд, смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др. Все это составит базу формирования полноценной национальной товаропроводящей сети, опирающейся на межотраслевую и межрегиональную производственно-торговую кооперацию, внедрение электронного документооборота и электронных платежей.

Для субъектов рынка будет достигнуто значительное упрощение процедур и методов получения рыночной маркетинговой информации и распространения данных о производственных возможностях, продукции и услугах и значительно повышена достоверность конъюнктурной информации о спросе и предложении. Информационное взаимодействие между субъектами электронной торговли, объединенными в СИМЦ, будет осуществляться на основе стандартных протоколов. Таким образом, СИМЦ составит организационную, экономическую и технологическую основу интегрированной межрегиональной и межотраслевой информационной инфраструктуры электронной торговли, в том числе и для государственных нужд.


4. Принципы создания СИМЦ

СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых центров, объединенных общим алгоритмом функционирования. Она включает в свою структуру существующие ИМЦ и торговые площадки разного назначения, принадлежащие предприятиям различных форм собственности [2].

Информационно-алгоритмический комплекс СИМЦ учитывает требования и рекомендации по процедурам и правилам торговли международных организаций (ЮНКТАД, СЕ ФАКТ и других).

Аппаратно-программный комплекс территориальных центров создается по модульному принципу, обеспечивающему функциональное развитие СИМЦ.

Организация взаимодействия территориальных центров между собой, с другими элементами ИИИ ЭТ и с пользователями базируется на существующих и перспективных телекоммуникационных системах и средствах, включая интернет.

Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации.

СИМЦ разрабатывается в соответствии с общероссийскими и международными стандартами и рекомендациями на автоматизированные системы обработки информации.


5. Архитектура СИМЦ
Иерархическая территориально-распределенная организационная структура СИМЦ представлена на рис.1.


Рис.1. Архитектура СИМЦ.



Верхним уровнем СИМЦ является координационно-методический центр ИМЦ (КМЦ СИМЦ), отвечающий за организационное и правовое обеспечение и координацию деятельности членов ассоциации. КМЦ СИМЦ:
    • выполняет все основные функции ИМЦ;
    • проводит проверку сертификации и аккредитацию членов ассоциации;
    • ведет реестр ИМЦ;
    • заключает индивидуальные контракты с членами ассоциации, определяющие взаимные права и обязанности;
    • ведет общую информационную базу ассоциации по всем регионам страны и всем аспектам деятельности ассоциации;
    • оказывает методическую, организационную и техническую помощь в создании типовых региональных ИМЦ;
    • проводит аналитические исследования рынков товаров и услуг в общероссийском, отраслевом и региональном разрезах;
    • разрабатывает методические рекомендации и оказывает методические услуги членам ассоциации по различным аспектам их деятельности;
    • осуществляет информационно-маркетинговое и консалтинговое обеспечение деятельности федеральных министерств и ведомств по планированию и организации закупок товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;
    • по поручению ведомств организует и проводит, с привлечением членов ассоциации, полный цикл торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;
    • организует и координирует деятельность отраслевых и ведомственных ИМЦ, членов ассоциации, в том числе по участию в торгах по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;
    • осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение деятельности потенциальных инвесторов и информационно-маркетинговое сопровождение инвестиционных проектов Федерального уровня;
    • осуществляет издательскую и рекламную деятельность, выпускает журнал ассоциации, бюллетени справочной и конъюнктурной информации, рекламные проспекты и другую печатную продукцию, поддерживает региональные издания ассоциации;
    • осуществляет организацию и координацию международного сотрудничества по всем сферам деятельности ассоциации, оказывает помощь членам ассоциации в налаживании деловых контактов с зарубежными партнерами;
    • оказывает членам ассоциации техническую поддержку по внедрению и эксплуатации технических и программных средств и процедур информационного обмена, соответствующих стандартам СИМЦ;
    • решает организационные, правовые и финансовые вопросы деятельности ассоциации;
    • решает вопросы взаимодействия и хозяйственные споры с другими организациями;
    • продвигает законодательные инициативы, обеспечивающие эффективное функционирование СИМЦ;
    • решает вопросы обеспечение информационной безопасности СИМЦ;
    • осуществляет контроль выполнения требований устава членами ассоциации.
    КМЦ СИМЦ содержит в своем составе типовой для ассоциации аппаратно-программный комплекс, который служит для разработки и отладки стандартных технологий решения функциональных задач ИМЦ, совершенствования самого комплекса и его технологических функций, а также для практического выполнения всех функций федерального ИМЦ.

    Второй уровень организационной структуры СИМЦ составляют ИМЦ, выполняющие отдельные функции в общероссийском масштабе на отраслевом, ведомственном или товарном уровнях.

    Третий уровень организационной структуры СИМЦ составляют региональные ИМЦ. Они выполняют основные функции ИМЦ внутри региона и возглавляют региональные отделения ассоциации ИМЦ. Типовая организационная структура регионального ИМЦ включает дирекцию, секретариат и отделы по направлениям деятельности – торгово-закупочный, консалтинговый, финансовый, правовой, программно-технического обеспечения, обеспечения безопасности.

    Региональный ИМЦ:

    • ведет информационную базу регионального отделения ассоциации по всем аспектам деятельности ассоциации;
    • осуществляет, в том числе с помощью федерального ИМЦ, информационно-маркетинговое и консалтинговое обеспечение органов государственной власти региона по планированию и организации закупок товаров и услуг для государственных нужд на региональном уровне;
    • организует и проводит полный цикл торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на региональном уровне или предоставляет возможности осуществления этих торгов на других торговых площадках, принадлежащих членам регионального отделения ИМЦ;
    • осуществляет информационную и правовую поддержку, организует и координирует деятельность ИМЦ, специализированных по отдельным группам товаров и услуг, и ИМЦ региональных ведомств, членов регионального отделения ассоциации, в том числе по участию в торгах по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на региональном уровне;
    • осуществляет, в том числе с помощью федерального ИМЦ, информационно-маркетинговое обеспечение деятельности потенциальных инвесторов и информационно-маркетинговое сопровождение инвестиционных проектов регионального уровня.

    Четвертый уровень организационной структуры СИМЦ составляют организации – члены региональных отделений ассоциации ИМЦ, выполняющие в рамках региона отдельные функции ИМЦ в товарном или ведомственном разрезе самостоятельно или по поручению регионального ИМЦ.

    6. Взаимодействие ИМЦ с внешней средой

    ИМЦ в своей деятельности имеет широкие финансовые, информационные и производственные связи. Схема функционирования ИМЦ при взаимодействии с внешней средой представлена на рис. 2. ИМЦ в своей деятельности взаимодействует с поставщиками, ФЦЭТ, банками, страховыми организациями, компаниями по доставке товара и другими предприятиями и организациями, образующими внешнюю среду взаимодействия.

Рис. 2. Схема функционирования ИМЦ.


На рис. 3 в качестве иллюстрации приведена схема взаимодействия ИМЦ с организациями, обеспечивающими поддержку процесса заключения договоров.



Рис.3. Схема взаимодействия ИМЦ с внешними организациями при поддержке процесса заключения договора.


Договор на покупку/продажу товаров и услуг обязательно включает положения о месте и процедуре оплаты сделки, сведения
о перевозчике и условиях поставки, страховке, юридической поддержки и сертификации для ЭПЦ и шифрования.

При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пунктам договора.


    ИМЦ предлагает сторонам, заключающим договор, финансовую организацию (казначейство, коммерческий банк), через которую предлагается осуществлять платежи, и схему оплаты контракта. В случае их согласия поводит оформление сделки с выбранной организацией.

    Оплата по контракту возможна через федеральное казначейство, банк или электронную платежную систему. Казначейство открывает счета только тем организациям, которые финансируются через бюджет РФ. Проведение через них оплаты государственных закупок возможно только в том случае, когда они запланированы в бюджете предприятия. Оплата в казначействе производится при личном участии бухгалтера, вооруженного пакетом платежных документов (счет, платежное поручение и пр.). Основной поток оплат осуществляется через коммерческие банки или через электронные платежные системы.

    Важной услугой, предоставляемой ИМЦ, является выбор подходящей для данной сделки транспортной (экспедиторской) компании, если доставка не производиться самим покупателем. Выбор во многом зависит от таких возможностей поставщика, как наличие и расположение собственных складов, услуги по отгрузке и таможенным мероприятиям для импортных товаров. При выборе перевозчика учитываются его возможности, которые складываются из направления деятельности (авиа, морские, речные, автомобильные перевозки), дополнительных услуг (перегрузка, растаможивание, временное хранение, мониторинг доставки (в т.ч. электронный) и др.).

    Обязательной услугой, предоставляемой ИМЦ, является страхование доставки товаров по условиям сделки. Страхование доставки не является обязательным элементом договора, зависит от специфики закупок и оптимизации общей цены контракта, однако подавляющее большинство контрактов обеспечивается страховкой перевозки грузов. Выдача страхового полиса требует личного участия заказчика и представителя страховой компании (андеррайтера – сертифицированного лица, производящего страховку выше определенной стоимости). В регионе необходимо присутствие страховой компании либо страхового агента, с которым взаимодействует ИМЦ. В качестве страхового агента может выступать и сам ИМЦ, заключивший договор с одной или несколькими страховыми компаниями.

    Важной услугой ИМЦ является поддержка процесса сертификация (лицензирование средств шифрования) для ЭЦП и шифрования, что является весьма сложной и непонятной процедурой для большинства предприятий. ИМЦ берет на себя всю процедуру оформления сертификатов через соответствующие ведомства.

    ИМЦ отвечает за юридическую чистоту всех положений договора и за соответствие сделки российскому и международному законодательству в сфере торговли.


    7. Основные процедуры реализации функций ИМЦ

    Внутренняя структура ИМЦ представляет собой сложную систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение данных, защиту информации, финансовые расчеты и т.д.

    Аппаратно-программный комплекс ИМЦ реализует следующие процедуры:

    • создание и ведение информационного фонда ИМЦ;
    • информационное обслуживание пользователей;
    • маркетинг, включающий комплексное исследование рынка, анализ производственно-сбытовых возможностей предприятий, разработку маркетинговой стратегии и программы, организацию и контроль маркетинговой деятельности;
    • консалтинговая деятельность;
    • ведение отчетности;
    • электронные платежи;
    • проведение конкурсов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;
    • ведение электронного документооборота, для полного набора торговых операций в системе электронной торговли;
    • правовое обеспечение всех функций ИМЦ в том числе правовое сопровождение всех торговых операций в процедурах электронной торговли;
    • организация и поддержка регионального звена (сервера);
    • поддержание сайта регионального ИМЦ;
    • организация обмена данными с внешними ресурсами;
    • информационное взаимодействие с другими ИМЦ;
    • статистический анализ данных;
    • сбор и обработка статистики;
    • выполнение административных функций.
    8. Нормативное правовое регулирование в СИМЦ

    Правовое регулирование отношений, связанных с формированием и функционированием СИМЦ, является одной из важнейших ее обеспечивающих подсистем.

    Определены следующие области правового регулирования.

  1. Организационно-координационные отношения, связанные с выстраиванием структуры СИМЦ. Эти отношения регулируются в масштабах страны с обеспечением взаимодействия ИМЦ: на федеральном, региональном, территориальном уровнях; на каждом уровне с отраслевыми структурами государственного и корпоративного управления; со структурами, непосредственно действующими в торговой сфере экономики.
  2. Отношения, возникающие в связи с осуществлением форм электронного обеспечения торговли и непосредственно затрагивающие интересы и права физических лиц.
  3. Отношения, связанные с установлением правового статуса всех видов субъектов, включенных в деятельность СИМЦ.
  4. Установление соответствия правового регулирования отношений в области ЭТ с другими областями общегражданского законодательства РФ.
  5. Организация мониторинга правотворчества в области ЭТ, а также правоприменительной деятельности в органах исполнительной власти, местного самоуправления и корпоративных организаций, правоприменительной деятельности органов правоохранительной системы – судов, прокуратуры, государственного надзора в рассматриваемой области.
  6. Отношения, связанные с организацией электронного документооборота в системе ЭТ.
  7. Отношения, связанные с обеспечением информационной безопасности в СИМЦ.

Правовое регулирование непосредственно связано с выявлением и нормативным оформлением основных терминов и понятий в области деятельности ИМЦ, с установлением режима использования классификаторов ТЭИ, действующих в Российской Федерации, а также с созданием правовой основы признания и применения стандартов в области ЭТ.

Структура нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области формирования, организации и функционирования СИМЦ, включает следующие блоки нормативно-правовых актов (НПА).

Конституционные и другие базовые законы РФ, определяющие основы экономических отношений, включая торговлю как вид этих отношений.

Специальные законы и подзаконные нормативные акты, устанавливающие правила торговли по отдельным ее видам и формам, включая государственные закупки, государственный заказ.

НПА, регулирующие сферу создания и использования электронных документов и организацию электронного документооборота в системах деятельности ИМЦ.

НПА, устанавливающие правовой статус всех видов участников отношений в области организации и функционирования ИМЦ.

НПА, устанавливающие правила взаимодействия структур в сфере деятельности СИМЦ и Ассоциации ИМЦ.

НПА, устанавливающие порядок, формы и меры ответственности всех видов участников деятельности в СИМЦ за несоблюдение, нарушение установленных правил и нанесение ущерба взаимодействующим сторонам и потребителю продукции ИМЦ.

НПА, обеспечивающие требования к информационной и технологической безопасности в СИМЦ и ее структурах.

НПА, устанавливающие правила мониторинга нормативного регулирования и правоприменения в СИМЦ.

Литература
  1. Готовность России к электронному развитию. Доклад, подготовленный Институтом развития информационного общества. – М., 2003.
  2. Эскизный проект «Общероссийская система информационно-маркетинговых центров» (Мероприятие № 53 ФЦП «Электронная Россия»), кн.1 и 2. – М., 2003.

Черешкин Дмитрий Семенович - Заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.

Цыгичко Виталий Николаевич - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.

СмолянГеоргий Львович - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор философских наук.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 42-49.