Оценка состояния информатизации органов управления в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия»
Шаронов А.В.

Оценка состояния информатизации органов управления в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия»


А.В. Шаронов




    Сегодня средства связи и информатизации являются одним из главных факторов прогресса общества. Поэтому Правительство Российской Федерации уделяет первоочередное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни и деятельности людей.

    На только что прошедшем заседании Правительства РФ обсуждался вопрос взаимодействия нашего министерства с региональными органами власти. Обсуждение велось по двум основным направлениям.

    Первая проблема, которая была озвучена, касалась текущего состояния процессов информатизации, разработки и применения информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности работы органов власти. К сожалению, вновь констатировались факты, свидетельствующие о том, что денег на информатизацию тратится больше, чем получается суммарный эффект от нее. Это происходит в силу отсутствия надлежащей координации, наличия единого методологического центра, который бы влиял на принимаемые решения с точки зрения общей идеологии.

    Приведу несколько примеров. По данным Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартографии), у нас составлено 4 оцифрованных карты нашей страны. Эти карты делали различные ведомства, в разное время и всякий раз за отдельные деньги, хотя решали, в общем-то, одну и ту же задачу. Как следствие – за одну и ту же работу государство заплатило 4 раза.

    Известна ситуация с базами данных юридических и физических лиц. По юридическим лицам работают Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат), обе эти организации за основу берут практически одну и ту же базу данных. И между ними тоже нет согласованных решений, а процесс местного развития и использования возможностей информатизации продолжает развиваться в каждом случае по своему сценарию.

    Если говорить о физических лицах, то имеются базы данных, которые используются в системах жилищно-коммунального хозяйства, паспортно-визовой службы, ЗАГСов, социальной защиты населения (я имею в виду органы по труду и социальной защите, структуры Пенсионного фонда и Фонда социального страхования). На данный момент здесь опять-таки наблюдается дублирование, работы по наращиванию возможностей системы, по ее дальнейшему развитию продолжаются без общей координации.

    Предложения, которые были одобрены на заседании Правительства, состоят в том, чтобы усилить координацию и для этого создать систему, которая бы не позволяла принимать решения по использованию государственных финансов на создание информационных ресурсов без прохождения определенной формальной процедуры. Во главе этой процедуры должно стоять Министерство связи и информатизации РФ вместе с Государственной комиссией по информатизации и Межведомственной комиссией по программам, содержащим задания по созданию и использованию информационно-коммуникационных технологий.

    Но здесь мы должны избежать другой крайности. Если сейчас ведомства почти самостоятельны в принятии подобных решений о расходовании больших бюджетных средств (которые, кстати, в разы превышают госфинансы, идущие на «Электронную Россию»), то, с другой стороны, мы не должны создать ситуацию, когда выстроим некое «игольное ушко», через которое не пролезет ни одна программа, и процессы информатизации приостановятся. Наша задача – найти разумный компромисс, когда каждая крупная программа отдельного ведомства сверялась бы по определенным параметрам на соответствие с общей идеологией.

    Совершенно аналогичная ситуация сложилась с программами региональной информатизации. Если даже в рамках одного региона удается создать непротиворечивую стратегию, когда все распорядители бюджетных средств придерживаются одной и той же идеологии, применяют одни и те же технологические платформы, охранные средства, то на межрегиональном уровне так сделать уже не удается. Это приводит и будет приводить в дальнейшем к перерасходованию средств из-за переделки или даже отмены тех разработок, на создание и внедрение которых были затрачены немалые деньги.

    Вторая проблема, которая также обсуждалась на заседании Правительства, касается связи процессов информатизации и применения ИКТ в государственном управлении с процессом административной реформы. Безусловно, информатизация должна сопровождать и обеспечивать данную реформу, и основой применения информационно-коммуникационных технологий в каждом конкретном случае должна быть какая-то модель государственного управления, одобренная и утвержденная на официальном уровне и распространяющаяся по всей вертикали государственной власти. В этом отношении нам представляется единственно правильной идея разработки единой федеральной архитектуры, которая бы содержала в себе набор функций государственного управления и компонентов, через которые эти функции реализуются, базу данных и систему оценки качества деятельности органов государственной власти. Все эти задачи могут быть реализованы через создание электронных административных регламентов.

    Базы данных должны основываться на объединении государственных информационных ресурсов. Проблема оценки качества деятельности государственного аппарата сейчас решается в рамках подготовки предложений по административной реформе.

    Есть еще один чрезвычайно важный аспект – перспективы сотрудничества государственных заказчиков Федеральной целевой программы «Электронная Россия» с субъектами Федерации, и, в частности, Министерства экономического развития и торговли РФ с регионами.

    В 2003 году мы профинансировали и продолжаем финансировать 28 региональных проектов из 22 субъектов Российской Федерации. Это проект в Воронежской области – областная служба государственного градостроительного кадастра, где государственные капитальные вложения составили 2 миллиона 750 тысяч рублей. В Калужской области финансирование проекта государственного научно-исследовательского центра комплексного территориального кадастра природных ресурсов составило 4 миллиона 360 тысяч рублей. В республике Карелия производится приобретение ИКТ-оборудования для органов государственной власти с целью повышения доступности их для граждан.

    В республике Башкортостан в рамках Государственного унитарного предприятия – Информационно-вычислительного центра Министерства сельского хозяйства и продовольствия создается программа технического комплекса системы управления регионом. Будет затрачено порядка 9 миллионов рублей. В Мордовии, в Саранске приобретается оборудование для разработки и внедрения системы «Объединенные государственные информационные ресурсы республики Мордовия». Это – 6-миллионный проект.

    Сотрудничество с регионами будет развиваться и в дальнейшем, в предстоящем 2004 году. Для этих целей 8 сентября Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством по связи и информатизации объявили для регионов очередной творческий конкурс. Схема таких конкурсов уже отработана, нынешние 28 проектов были отобраны тоже с помощью творческого конкурса. Мы сначала отобрали наиболее интересные темы и предложения, которые затем были облечены в проекты. Проекты-победители финансируются из федерального и регионального бюджетов. И в этом году схема финансирования будет примерно та же, не менее 50 % затрат на проекты должно быть профинансировано из субъектов Федерации.

    Кроме того, в этом году мы рассматриваем и муниципальные проекты, и предложения муниципальных образований. Возможно, для них финансовые условия будут несколько легче, чем для субъектов Федерации, однако, для нас принципиально важным является все-таки принцип софинансирования. Практика показывает, что к бесплатным проектам и отношение соответствующее. Для нас подтверждением важности для региона данной разработки является готовность оплачивать ее хотя бы частично, т.е. наличие политической воли со стороны руководства региона.

    Что является содержательным приоритетом? Общим приоритетом является создание систем управления и поддержки принятия решений по управлению регионом. Здесь, в свою очередь, особое внимание будет уделяться комплексным решениям. В предыдущем году мы все-таки шли скорее от частного к общему, смотрели фрагменты подобных систем или даже фрагменты отдельных ведомственных региональных систем. Сейчас мы будем обращать внимание на то, чтобы эта работа обуславливалась появлением общей концепции управления регионом и применения информационно-коммуникационных технологий в данном субъекте.

    Что касается финансовых объемов, то в этом году количество средств, которые пошли из федерального бюджета через Минэкономразвития, к концу года примерно составит 100 миллионов рублей. Денег, которые идут из регионов на эти проекты, примерно столько же. На будущий год мы намерены как минимум этот объем не уменьшить. Кроме того, планируем добиться от регионов большей доли, более чем 100 миллионов, понимая, что все-таки они должны практически подтверждать свою заинтересованность в реализации этих проектов на собственных территориях. Ну и, конечно, мы будем стремиться получать в результате еще и универсальные решения, которые могли бы тиражироваться для менее продвинутых регионов, которые еще пока не готовы создать подобную продукцию самостоятельно.


Шаронов Андрей Владимирович - Первый заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 21-23.