Формирование информационного общества в Украине: состояние и текущие задачи
Голобуцкий А.П.

Формирование информационного общества в Украине: состояние и текущие задачи

А.П. Голобуцкий



Прогресс в формировании информационного общества предполагает, кроме чисто количественного наращивания присутствия информационных технологий (ИТ) в жизнедеятельности гражданина и государства, качественные изменения в плоскости социальных отношений. К таким изменениям следует отнести:

  • экономические трансформации – на законодательном уровне, на уровне экономических трансакций между отдельными субъектами хозяйственной деятельности, информационный реинжиниринг компаний изнутри, а также образование заметного сектора электронной коммерции (банкинга, торговли, бирж, аукционов и проч.), развитие мощного конвергированного ИТ-сектора, включающего индустрию электронных развлечений, все разновидности связи и передачи данных, технологии накопления, защиты, хранения, передачи и обработки информации и т.д., или, как минимум, создание условий для этого и т.п.;
  • политические трансформации – реорганизация деятельности правительственных структур, их взаимодействия с гражданами и организациями, расширение возможностей контроля над деятельностью отдельных подразделений, чиновников, программ со стороны как специальных

государственных структур, так и общественности, а также внедрение иных элементов электронного правительства, вынесение в сеть значительной части деятельности политических партий,

блоков, парламентских фракций, политических деятелей, качественное представление в сети структур исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, технологическое, образовательное, материальное, техническое обеспечение введения цифровой демократии и т.д.;

  • трансформации социальной сферы – изменение принципов функционирования механизмов социальной защиты граждан, основанное на предоставлении гражданам возможности достигнуть максимального качества жизни независимо от каких-либо причин (болезни, старости, инвалидности, одиночества), а также на информационном реинжиниринге системы здравоохранения, пенсионного обеспечения, социального страхования и др. (максимальное качество и универсальность услуги при кратчайшем времени реагирования);
  • трансформации образовательной и научно-исследовательской сферы – изменение образовательной парадигмы, ориентируясь на принципы пожизненного обучения, развитие андрогогики (образование взрослых), интеграция ИТ в процесс обучения и научных исследований на всех уровнях, оцифровывание имеющихся научных наработок для доступного использования в современных исследованиях, изменение требований к уровню компетентности работников (прежде всего, государственных служащих), широкое применение как позитивных, так и негативных (вплоть до дискриминирующих) стимулов к самообразованию и постоянному обновлению и расширению профессиональных знаний и т.д.

В Украине на сегодня не наблюдается сколько-нибудь заметных подвижек в любой из перечисленных сфер. Экспансия ИТ в экономику приостановлена на ранних стадиях отсутствием правового обеспечения подобной деятельности. Законодательная работа и написание законопроектов в этой области, вероятнее всего, возобновятся уже после президентских выборов, не раньше второй половины 2004 г., когда парламент и правительство окончательно распределят сферы влияния и ответственные посты.

Финансирование научной деятельности, в частности, фундаментальных исследований, не предполагает затрат на информатизационные преобразования, и вряд ли в этой сфере что-либо изменится за ближайшие лет пять. Информатизация же образовательной системы ог-

раничивается договором с Microsoft и другими крупными компаниями о бесплатном обеспечении школ и вузов компьютерной техникой, работа которой осложнена перебоями с энергоснабжением, а подключение к сети зачастую невозможно из-за отсутствия линий связи. Кроме того, ощущается острый дефицит кадров с соответствующей профессиональной подготовкой, не разработаны современные образовательные программы для высших и средних учебных заведений.

Серьезных изменений в сфере социального обеспечения нет – и не предвидится.

Политика и государственное управление, невзирая на все увеличивающиеся номинальные затраты, также остаются вне информатизационных процессов, поскольку неизменным остается принцип построения и функционирования государственного менеджмента и негосударственных политических институтов. Также ослабляет позиции ИТ в политической сфере жесткая клановая и государственная цензура, стремящаяся охватить наравне с традиционными СМИ и электронные информационные ресурсы. Таким образом, нововведения, касающиеся, в частности, информатизации и выхода в он-лайн региональных органов исполнительной власти, а также центральных министерств и ведомств, парламента остаются декоративным оформлением деятельности государства, нефункциональным и бесперспективным.

Однако количественные показатели распространенности ИТ все же растут: потребительский спрос на компьютерную технику и средства мобильной связи стабильно увеличивается, в отрасли связи аналоговое оборудование почти заменено цифровым, оптоволоконные магистрали охватывают все более обширные территории. Формально наличествуют электронные ресурсы всех областных органов исполнительной власти, запущена пробная версия правительственного информационного портала, налоговые службы сообщают о готовности принимать декларации о доходах населения и отчеты юридических лиц в электронном виде через интернет. Расширяется круг украинских пользователей Сети, повышается уровень их подготовки, растет готовность граждан и бизнеса к использованию в повседневной деятельности возможностей ИТ.

Но по-прежнему рост количественных показателей не оказывает заметного влияния на качественные изменения. Общество и бизнес еще не осознало своих новых информационных потребностей в той мере, чтобы поставить власть перед необходимостью законодательных изменений и трансформации государственного менеджмента.

Исходя из вышесказанного, заключаем:

формирование информационного общества путем искусственного создания или имитации следствий при отсутствии причин, непонимании их содержания обречено на провал. Социальная структура и социальные отношения, характерные для индустриальной эпохи и тоталитарного общества, не могут служить основой для успешной реализации даже самых доступных механизмов информационного общества, таких как обмен электронными документами, имеющими правовую силу (контракты, договоры, подтверждения, расписки) или связь с государственными органами по e-mail’у. А до изменения этой основы Украине далеко – и обществу, и государству.


Голобуцкий Алексей Петрович - Заместитель директора института информационного общества Украина, г. Киев.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 55-56.