О журнале
Рекомендации
Ярославская область как одна из опорных зон по реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия»
Буров С.А.
С.А. Буров
Наша страна все активнее развивает высокодоходные телекоммуникационные отрасли. Яркий пример тому – реализация Федеральной целевой программы Электронная Россия». Сегодня проблеме информатизации регионов уделяется большое внимание. Подтверждением тому может являться последнее заседание Правительства Российской Федерации, на котором из 3-х рассматриваемых вопросов 2 посвящено регионалистике.
Это значит, что проблемы регионов наконец-то нашли понимание на всех уровнях, в том числе и на самом высоком. Резкое ускорение темпов развития информационных технологий привело к появлению перед региональными органами власти новых задач: развитие информационной инфраструктуры региона, информационных технологий в системе управления регионом, новых технологий в образовании и здравоохранении, подготовка высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей.
Решение этих задач невозможно без создания концепции единого информационного пространства региона. Это пространство, соответственно, состоит из трех частей, неразрывно связанных друг с другом – телекоммуникационной инфраструктуры, информационных систем и ресурсов, программно-технических средств.
Администрация Ярославской области занимается этой проблемой уже более 10 лет. Совместно с Яртелекомом, «Ростелекомом», ФАПСИ, ЯГУ им. П.Г.Демидова создана региональная сеть «ЯРНЕТ».
Новое общество – это новое состояние информации. Опираясь на Федеральную целевую программу «Электронная Россия», была принята «Концепция информатизации Ярославской области в сферах государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты на 2001-2003 годы».
Одной из основных задач, решаемых в настоящее время, стала задача создания полноценного интернет-портала органов власти Ярославской области. Уже работают сайты практически всех органов власти области, муниципальных образований, представительств федеральных структур. Однако все эти информационные ресурсы разрозненны, не имеют единой системы поиска, что значительно затрудняет их использование. Необходимо объединить их в единое целое с общей системой навигации и поиска информации.
С 1992 года Ярославская область занимается созданием системы обеспечения процесса принятия управленческих решений. Центральным элементом этой системы является мониторинг социально-экономических процессов, основу которого составляют система оперативных показателей социально-экономического развития области, информационно-графическая система анализа региональной инфраструктуры ИГС «ТЕРРА», система социологического мониторинга, полнотекстная база данных нормативно-правовых актов «Аct».
Система показателей реализована как хранилище данных, в ней содержится около 250 базовых и более 8000 еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных показателей государственной, ведомственной и финансовой статистики.
В комплектовании системы оперативных показателей участвуют подразделения Администрации области, федеральные органы (Комитет по статистике, Управление Центрального банка России, налоговая инспекция, центр Госсанэпиднадзора, УВД и др.), органы местного самоуправления.
ИГС «ТЕРРА» является первым этапом создания единого территориального кадастра Ярославской области как части Единого государственного кадастра России. Кадастр представляет собой систематизированный свод данных о территории и имущественном комплексе, созданный на основе электронной карты области. В него включены комплексные сведения о земельных, водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, промышленном и сельскохозяйственном комплексах, сетях и объектах социальной и непроизводственной инфраструктуры.
Сеть «ЯРНЕТ» состоит из двух фрагментов – закрытого и открытого. Закрытый фрагмент требует особых условий доступа для пользователей сети, он реализован на базе сети Администрации Ярославской области. Он объединяет в единое информационное пространство Администрацию и муниципальные образования, кроме того, к нему подключены представительства федеральных органов власти – УВД, УФСБ, ФАПСИ, суд, налоговая инспекция, налоговая полиция, пенсионный фонд, ФОМС, и т.д.
Открытой частью пользуются все остальные – учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и пр.
Важно еще и то, что, помимо коммерческих интернет-провайдеров, в области работает государственный провайдер. Таким образом, для некоммерческих организаций доступ к глобальной сети осуществляется по фиксированным низким тарифам, фактически по себестоимости. Если учитывать повременную оплату телефона, введенную в нашем регионе, это очень существенно.
Начиная с 1994 года, в Администрации Ярославской области ведется база данных нормативно-правовых актов «Аct». Доступ пользователей к ней организован на базе интранет-технологии.
В области дистанционного образования регион вышел на взаимодействие со ста двумя странами мира. И процесс этот ширится, развивается, нам есть, что сказать миру.
В свое время Ярославская область считалась кузницей математических кадров. Наши ребята неоднократно побеждали на математических баталиях в Китае, Америке и других странах. Мы вырастили 15 чемпионов.
Хотел бы еще один пример привести. На федеральном уровне была принята программа «Окно в мир». У нас уже давно разработана и действует аналогичная программа для детей с ограниченными возможностями, для взрослых, потерявших здоровье. Мы смогли им помочь за счет новых технологий и предоставляемой администрацией муниципальных образований техники. Считаю, что это – очень важное достижение, хотя понятно, что на фоне глобальных свершений – мелочь. Но глобальное складывается из мелочей, а вернуть людей в общество, дать им возможность самосовершенствоваться и развиваться – это большое дело.
Я должен сказать, что, когда создана информационная структура, то в дальнейшем процесс идет сам по себе. Медики контактируют друг с другом, организуют соответствующие телеконференции, проводят операции, общаясь со всем миром. У нас регулярно проходят международные симпозиумы по гастроэнтерологии, другой врачебной тематике. Учителя, научные учреждения работают в системе дистанционного образования, развивая свои программы, историки, архитекторы работают в своих направлениях.
Со стороны посмотреть – проблем никаких нет, создай инфрасреду, поставь оборудование для соответствующих учреждений и все будет в порядке. Сам прогресс в ИКТ дал толчок развитию в отраслях. Наша цель – создать инфраструктуры и коррелировать их взаимодействие с точки зрения единой политики по интерфейсам технической программы, а также организовать целенаправленное финансирование, чтобы отраслевики не перетягивали на себя финансовое покрывало.
Я думаю, сейчас особенно важна обратная сторона. Поскольку сейчас в медицине, в образовании развиваются новые технологические возможности, мы будем организовывать регион на то, чтобы обеспечить соответствующую среду передач, современные коммуникации. Иначе будут задержки и потери времени.
Поскольку мы руководствуемся принципом, что знания должны дойти до каждого, то, как и в других областях России, создана разветвленная библиотечная сеть. Сделана сеть публичного доступа, сеть торговли, сеть пластиковых карт. Не так широко, как бы хотелось сегодня, но наши замыслы претворяются в жизнь. Все в этом заинтересованы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в области проводится работа по созданию регистра нормативно-правовых актов. Это позволит усилить контроль за соответствием нормативно-правовых актов муниципальных образований федеральному и областному законодательству и создать единое информационно-правовое пространство в области. Также в Ярославской области создана и функционирует система учета населения. На областное адресно-справочное бюро возложена обязанность вести соответствующую картотеку.
Прикладные аспекты многогранны. Происходит постоянное развитие и совершенствование информационных ресурсов. Большая часть информационных систем прошла долгий путь модернизации от простейших реляционных баз данных до высокотехнологичных систем, использующих самые современные разработки.
Я приветствовал в свое время, в 1993-95 годы, рождение системы ГАС «Выборы». Действительно, это – масштабный проект, который обслуживает всю Россию. Конечно, хочется, чтобы те колоссальные финансовые и технологические мощности, которые в него заложены, в периоды, когда сеть не занимается выборами, работали на пользу общества.
Для этого нужны соответствующие условия и соглашения. Сеть должна работать на население тех регионов, где она установлена, поскольку она тоже государственная. На период выборов она должна служить своему прямому назначению, а между периодами использоваться как общая транспортная структура, поскольку сделана на бюджетные ресурсы, которые поступают из всех субъектов федерации. По этому поводу мы пытаемся организовать на своей территории взаимодействие с избирательными органами.
Правовую основу создания и развития информационных ресурсов Ярославской области составляет закон «О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области», устанавливающий порядок создания и использования государственных информационных ресурсов. На его основе в области регулярно принимаются концепции информатизации.
Основу информационного наполнения системы мониторинга социально-экономических процессов составляет информация, полученная от органов государственной статистики. Однако этих данных недостаточно для грамотного управления регионом. Госкомстат на протяжении последних нескольких лет сокращал свои представительства в регионах, что привело к уменьшению объема собираемой информации. Кроме того, недостаточное финансирование отрицательно сказалось и на внедрении новых информационных технологий в региональных отделениях органов статистики, что значительно снижает оперативность получения информации.
Сейчас очень остро стоит проблема объединенного регистра населения. Тут могут быть разные подходы, разные веяния, но, наверное, всем уже понятно, что без этой основы двигаться дальше тяжело. Необходимо на федеральном уровне принять закон, в котором будут четко прописаны действия по созданию, использованию и охране той информации, которая в этом регистре будет содержаться. Тогда можно будет всем регионам начинать работать в едином ключе, рамках единого нормативного акта. В соответствии с требованием времени такой закон должен был давно уже появиться.
У себя в Ярославской области мы уже многое сделали для решения этой проблемы. Как видите, наш регистр работает, сейчас проводим обновление парка оборудования и, как экспериментальная система, которая доступна для соответствующих запросов адресному столу, он никаких претензий с точки зрения законодательства не вызывает. А, находясь в УВД области (где он поддерживается и актуализируется), защищен от несанкционированных вмешательств.
ЯРНЕТ уже сделан, неплохая база у нас есть. Теперь насыщаем ее новыми технологическими элементами для того, чтобы можно было использовать самые современные графические методы. Мы поняли, что с плоскости пора уходить на объем. Наши достижения в этой области мы представляли на 4-х выставках в различных городах и странах. Хочу сказать, что там на стендах были разработки и таких фирм с мировой известностью, как СИМЕНС и МАЙКРОСОФТ, которые показывали нечто подобное. Совершенно точно, что представленная на выставке во Франкфурте в 2002 году наша система была нисколько не хуже по качеству их разработок, а по стоимости, естественно, на порядок дешевле. Это еще одно подтверждение тому, что незачем покупать, когда свое есть.
Наши разработки внедрены не только в Ярославской области. Мы сделали подобные системы и для Камчатки, и для одного из сибирских заводов, и даже для Объединенных Арабских Эмиратов.
Высочайшую квалификацию наших ярославских специалистов ярко характеризует следующий факт. Выполняя очередной заказ, связанный с земельным кадастром и проведя с Российским космическим агентством и с НИИ космических проблем эту разработку, мы пришли к выводу, что все измерения, произведенные с помощью ныне установленных спутниковых систем, производятся с большой долей погрешности. И поэтому кадастровые данные также подвержены сомнению.
По итогам этого исследования мы подготовили письмо на имя Премьер-министра М. Касьянова и Президента В. Путина. В Ярославской области были проведены соответствующие испытательные работы с использованием российской технологии и отечественной аппаратуры. И точность измерений составила 1-2 сантиметра. Имея такие технологические возможности, данные традиционных кадастров, современную информационную систему, получаем новое качество предоставления информации. А это качество, в свою очередь, дает возможность по-другому подходить к способу проектирования, и мы выходим на иной уровень предоставления информации по региону. Далее – мы приходим к новому качеству знания о регионе, к новой технологии принятия решений.
Руководством страны даны указания соответствующим федеральным министерствам и ведомствам изучить нашу практику и, возможно, принять какие-то решения для России в целом.
Мы сейчас в Ярославской области разрабатываем и апробируем суперсовременные технологии, я считаю, что за ними – будущее, и думаю, что этим путем регион пойдет и дальше. «Электронная Россия» должна состоять из «электронных областей».
Буров Сергей Александрович -Первый вице-губернатор Ярославской области.
© Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 24-27.