О журнале
Рекомендации
Региональная политика ПРИОР: партнерство ради развития
Ершова Т.В.
Т.В. Ершова
Развитие информационного общества в России – это проблема общественной инициативы, призванной консолидировать все заинтересованные стороны и содействовать принятию решения о разработке национальной стратегии. Такой инициативой стало Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР, http://russia-gateway.ru), история которого начинается с 30 ноября 2001 года. Это необычная для нас структура представляет собой добровольное объединение более 200 организаций из 26 регионов России, заинтересованных в том, чтобы в формирующемся глобальном информационном обществе Россия заняла достойное место в ряду передовых стран мира. Главной задачей ПРИОР является формирование устойчивого социального партнерства и публичное обсуждение наиболее важных проблем, волнующих страну, а главным проектом – Российский портал развития (РПР, http://www.russia-gateway.ru), который задуман как площадка для обсуждения, разработки и реализации национальной программы перехода России к информационному обществу. Помимо этого, РПР – участник международной сети, включающей порталы развития 44 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, созданные в рамках программы Всемирного Банка «Портал развития» (http://www.developmentgateway.org).
- Можно без преувеличения сказать, что ПРИОР – это российская сеть сетей. Ряд участников партнерства имеют собственные партнерские сети, через которые проводится информация о деятельности ПРИОР. Дирекция ПРИОР поддерживает рабочий секретариат Московского отделения региональной сети целевой группы ООН по ИКТ. ПРИОР через своего координатора — Институт развития информационного общества — входит в Глобальное партнерство во имя Знания.
- Разработать проект информационно-коммуникационного комплекса «Российский портал развития» как распределенной сети региональных порталов развития – совместно создаваемого хранилища документов по вопросам развития, а также инструмента эффективного обмена идеями, знаниями и практическим опытом, координации и поддержки программ и проектов «электронного» развития в нескольких российских регионах.
- Провести оценку готовности выбранных регионов к информационному обществу с целью определить уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры этих регионов, оценить уровень использования ИКТ в ключевых сферах деятельности (государственное управление, образование, здравоохранение, бизнес и др.), дать анализ зон отставания и барьеров на пути эффективного использования ИКТ для развития каждого региона.
- Разработать на основе проведенного анализа планы-проспекты стратегий развития выбранных регионов в формирующемся информационном обществе с участием основных движущих сил – государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества, доноров и инвесторов.
ПРИОР – цивилизованное лобби информационного общества
Наверное, впервые в России некое объединение людей предложило рассматривать все сообщества развития как равноправных партнеров в деле достижения общественно-полезных целей. В нашей стране по-прежнему считается, что лишь государству принадлежит роль «лица, принимающего решения», а, значит, и ответственность за результаты этих решений. С точки зрения ПРИОР государственный аппарат – это одно из ключевых сообществ развития, которое занимает четко обозначенную нишу в общественном устройстве и наравне с бизнесом, гражданским обществом и научно-образовательным сообществом делит ответственность за реализацию согласованных решений.
Выступая в качестве граждан, потребителей информации и информационных технологий или просто жителей России, представители ПРИОР вместе добиваются усиления своего влияния на бизнес и власть на всех уровнях. Здесь понятие «вместе» символизирует и объединяет зачастую противоположные процессы: конкуренцию и сотрудничество, протест и торжество, желание перемен и стремление к консерватизму, обучение новому и забвение старого. Но самое главное значение слова «вместе» – совместное строительство нового общества знания с равноправным доступом для каждого к знаниям и технологиям, что закладывает основы справедливости и мира.
Общеизвестно, что государственные организации строго регламентированы, ограничены в свободе действий, численности, формах и методах работы. Некоммерческие, в том числе общественные и благотворительные, – более свободны, гибки и многообразны в выборе форм и методов своей работы. И те, и другие выполняют конкретные, реальные, социально значимые задачи. И те, и другие заинтересованы в успешном или хотя бы формальном их решении. Именно наличие общих задач и потребность в их решении может стать фундаментом возможного взаимодействия. Говоря об издержках и трудностях в налаживании партнерства общественных и государственных структур, мы чаще склонны искать их причины в пассивности, непонимании со стороны властей, которые в представителях общественных структур привыкли видеть назойливых просителей, а не деловых и полезных партнеров, способных предоставлять услуги на выгодных для государства и населения условиях. Нередко этому процессу мешают чисто субъективные причины – нежелание или неумение вести конструктивный диалог, недоразумения и проблемы, возникающие из-за отсутствия необходимых знаний и доверия друг к другу, агрессивно-потребительская позиция руководителей. Опыт показывает, что участие в Партнерстве помогает организациям (и конкретным людям) выработать приоритеты и стратегию собственного развития, объединить усилия и ресурсы для оказания услуг, определить наиболее эффективные механизмы защиты общих интересов, а так же учит их искусству общения, умению находить общий язык с потенциальными партнерами.
Сегодня для лиц, принимающих решения, будь это государственные служащие, бизнесмены, лидеры гражданского общества, руководители инвестиционных компаний и благотворительных организаций, вопрос о том, нужно нам информационное общество или нет, уже не стоит. Этот Рубикон в человеческом сознании уже перейден. На нынешнем этапе наиболее актуальны проблемы включения лидеров и тех структур и сил, которые за ними стоят, в активную деятельность на благо развития общества. Здесь на передний план выходит деятельность ПРИОР, направленная на формирование сообщества союзников, готовых принимать стратегические решения, работать ради будущего, причем даже достаточно отдаленного.
Российский портал развития
Сегодня порталы развития существуют по всему миру, образуя глобальную сеть. Это набор информационных служб, которые призваны помогать развитию отдельных людей и государства в целом. Их финансовое обеспечение на себя берет специальный фонд «Портал развития», поддерживаемый разными организациями, в том числе Всемирным Банком. Как указывалось выше, в России также есть свой Российский портал развития (РПР), которым управляет наше Партнерство. Сейчас на базе РПР строится региональная сеть порталов, в которой насчитывается 26 узлов.
При поддержке программы infoDev создан действующий прототип портала развития (http://www.russia-gateway.ru), на котором сегодня собрано более 6 тысяч информационных ресурсов по проблемам развития на русском и английском языках – как ссылок на имеющиеся ресурсы российского и глобального интернета, так и оригинальных работ, ранее нигде не опубликованных. Кроме того, разработан механизм для динамической генерации и ведения новостных лент, тематических страниц, дискуссий и форумов, а также эффективной фильтрации информации по географическому и содержательному признакам, по целевой аудитории.
Основное содержание (контент) РПР составляет информация и знания о развитии информационного общества и экономики знаний. Смысл деятельности по созданию портала заключается в том, чтобы профессионально отбирать и предоставлять (в ответ на запрос и по схемам рассылки) пользователям разнообразные знания и точки зрения, и в результате давать возможность непрерывно получать новое понимание и реальные возможности (ресурсы и инструменты) для развития в приоритетных направлениях перехода России к информационному обществу.
Контент РПР создается сообществом (корпусом) экспертов по целому ряду направлений, относящихся к развитию информационного общества и экономики знаний. В июне 2003 г. сформирован первоначальный состав Российского корпуса экспертов по развитию (РКЭР).
На развитие проекта в этом году в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выделено около 3 млн. руб., а в рамках городской программы «Электронная Москва» – 5 млн. руб. Кроме того, на базе участников ПРИОР был создан «Фонд развития информационного общества», который в настоящее время также ищет средства для продвижения проекта.
Раскручивать «Портал развития» вызвался «Рамблер Интернет Холдинг». Он, по словам генерального директора по связям с общественностью Ивана Засурского, способен поднять посещаемость портала с пяти до пятидесяти тысяч посетителей в месяц.
ПРИОР как инкубатор региональных программ развития
Разработанный на базе Российского портала развития прототип имеет сложную внутреннюю информационную архитектуру, где предусмотрены редакторский интерфейс с простой системой обновления новостей, специально созданная для поддержания дискуссий коммуникационная система и детально разработанные механизмы навигации.
Другими словами, технологическое решение, разработанное на базе Российского портала развития, подталкивает к формированию новой культуры взаимодействия власти и общества, которая уже воплотилась за рубежом в концепции «электронного правительства», предполагающей активное и ответственное вовлечение бизнеса, ученых и экспертов, гражданского общества в управление государством на основе согласования интересов различных социальных сил. Поэтому предложенное типовое решение может служить задаче формирования сотрудничества сообществ развития.
Таким образом, мы начинаем реализовывать сущность Партнерства как инкубатора программ развития. Именно мы инициировали появление в структуре программы «Электронная Россия» такого проекта, как «Российский портал развития». Мы инкубируем эту программу, а потом отдадим регионам. Это наша технология содействия развитию – создать какой-то проект или программу, довести до рабочего состояния, согласовать идеологию с нашими партнерами (настоящими и будущими) и привлечь первые деньги на ее выполнение. А дальше, если программа удачная, она идет сама по себе.
Как эти программы коррелируют с региональными программами развития информатизации?
К сожалению, целенаправленное и эффективное вовлечение в процессы развития информационного общества российских регионов, многие из которых недостаточно осведомлены о современных тенденциях развития, по-прежнему остается серьезной проблемой.
Мировой опыт показывает, что наиболее оптимальной последовательностью действий по реализации возможностей, предоставляемых развитием информационного общества, на национальном и региональном уровнях является следующая: (1) проведение оценки готовности региона к развитию информационного общества с целью выявления препятствий и зон отставания на пути электронного развития Оценка готовности страны к электронному развитию – современный аналитический инструментарий, разрабатываемый в последние годы различными организациями и предназначенный для определения степени подготовленности различных стран мира и регионов к широкомасштабному использованию ИКТ. К настоящему времени разработан достаточно широкий спектр подходов, основанных на различном понимании готовности и предназначенных для решения различных задач.; (2) разработка стратегии движения региона к информационному обществу; (3) создание инструментов для разработки и реализации стратегии – партнерства основных сил развития и портала как веб-ресурса, нацеленного на информационную поддержку деятельности партнерства и всех участников электронного развития региона.
Реализация указанного подхода позволит эффективно решать задачи электронного развития регионов на уровне передовой мировой практики. Этот подход лег в основу коллективной заявки на реализацию НИОКР «Разработка проекта концепции «Российский портал развития»» (2003 г.) в рамках ФЦП «Электронная Россия». Этот проект, по большому счету, способен создать аналитическую базу и базу сотрудничества для реализации всей программы «Электронная Россия». Его результатом станет сеть региональных порталов развития – онлайновых инструментов равноправного сотрудничества «сообществ развития»: органов власти, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества.
Для выполнения работ будут использованы все наработки, полученные в ходе выполнения проектов infoDev «Планирование национального портала развития в России» и «Внедрение национального портала развития в России», а также технологии, которые достаточно просто адаптируются к задачам функционирования сети региональных порталов развития. Это поможет в рамках относительно небольшого бюджета решить достаточно масштабные задачи, которые изначально потребовали бы весьма существенных финансовых ресурсов.
Для достижения поставленных целей предлагается реализовать следующие решения:
В качестве пилотных регионов выступают Калининградская, Новгородская, Пермская, Тульская и Челябинская области и Ханты-Мансийский автономный округ, выразившие готовность к этой деятельности, обеспечив соответствующие гарантии регионального и внебюджетного финансирования.
Оценка готовности регионов к электронному развитию будет выполняться здесь на основе единой методологии оценки, учитывающей международный опыт таких оценок и позволяющей провести межрегиональные и международные сопоставления, выявить зоны отставания, проблемы и препятствия в движении регионов к информационному обществу. В соответствии с методологией оцениваться будут существующие в регионах предпосылки для электронного развития, а также уровень использования ИКТ в ключевых сферах деятельности. Оценку готовности регионов к электронному развитию предполагается проводить по 24 параметрам, сгруппированным в 5 областей оценки: информационно-коммуникационная инфраструктура; человеческие ресурсы; деловой климат; политика и регулирование; использование ИКТ в различных областях (государственном управлении, образовании, здравоохранении, бизнесе, повседневной жизни). При анализе будет использоваться система показателей, позволяющих проводить международные сопоставления.
Региональные порталы, создаваемые в рамках данной работы, будут интегрированы в распределенную сеть порталов развития, создаваемую на глобальном (программа «Портал развития»), международном (сеть национальных порталов развития) и национальном (Российский портал развития) уровнях.
Создатели каждого регионального портала будут изучать и учитывать потребности и использовать возможности участников партнерств для развития информационного общества в своем регионе, которые будут выступать как в роли пользователей, так и в роли создателей порталов. В связи с этим сервисы сети региональных порталов развития будут разделены на две группы – пользовательские и административные.
Деятельность региональных партнерств для развития информационного общества будет направлена на усиление взаимопонимания и взаимодействия между участниками процесса развития – государством, бизнесом, гражданским обществом, научно-образовательным сообществом, донорами и инвесторами; а также на осуществление целенаправленных действий по преодолению информационного неравенства и развитию экономики, основанной на знаниях. Заявители будут максимально содействовать тому, чтобы деятельность функционирующих и вновь создаваемых партнерств была основана на принципах открытости, системности, устойчивости и мотивированности.
В настоящее время сеть региональных порталов развития запущена в тестовую эксплуатацию. Мы рассчитываем, что к середине октября нынешнего года Российский портал развития откроет площадку для обсуждения, подготовки и реализации национальной – с участием всех заинтересованных сторон – стратегии перехода России к информационному обществу. Создатели портала – участники Партнерства для развития информационного общества в России – уверены: чем больше будет таких заинтересованных сторон, тем больше шансов на выбор правильного сценария развития страны, который обеспечит достойное будущее нам и нашим потомкам.
Ершова Татьяна Викторовна - генеральный директор Института развития информационного общества, руководитель Дирекции ПРИОР, член Координационного совета ПРИОР руководитель проекта «Российский портал развития».
© Информационное общество, 2003, вып. 2, сc. 34-37.