Социальные аспекты мобильной телефонии
Вершинская О.Н., Осипова А.А.

Социальные аспекты мобильной телефонии

О.Н. Вершинская, А.А. Осипова




    В Европе бум мобильной коммуникации приходится на 1992-1993 гг. В России начало мобильной эры относят к 1994-1996 годам, когда, по экспертным оценкам, меньше 1% населения использовали мобильные телефоны. В основном это были преуспевающие мужчины 38-45 лет. Бум начался со второй половины 1999-2000 гг. В октябре 1999 года число абонентов сетей сотовой связи достигло 1 миллиона, к 1 января 2001 года – 2,5-3 миллионов, к концу 2001 года – 5 миллионов [1]. Сети мобильной связи действуют во всех регионах Российской Федерации, кроме республик Чечня и Тува. Более 70% мобильных абонентов являются абонентами сетей сотовой связи Москвы и Санкт-Петербурга, завоевание регионов только начинается. Такая ситуация объясняется высокой деловой активностью в обеих столицах России, более высокой платежеспособностью населения и более низкими тарифами на эти услуги [2].

    В основе роста спроса на мобильные телефоны лежала жесткая конкуренция между операторами мобильной связи, которая привела к:

    • уменьшению стоимости телефонных аппаратов и услуг;
    • увеличению количества и качества услуг;
    • выходу на рынок провайдеров услуг, которые начали продавать пакеты услуг и подписку на них;
    • расширению выбора операторов и провайдеров услуг.

    Московское обследование сентября 2001 года показало, что в 1999-2000 гг. и в первой половине 2001 года наблюдался быстрый рост числа пользователей мобильных телефонов. 15% москвичей использовали мобильные телефоны в начале 2001 года и уже 31,3% – в сентябре 2001 года. Более половины, 54,4% пользователей были в возрасте 18-29 лет [3].

    В декабре 2001 года 12 европейских стран, включая Россию, провели обследование того, как молодежь, основной потребитель мобильных телефонов, воспринимает и использует возможности мобильной коммуникации. Было проведено социально-этнографическое обследование 40 респондентов с использованием метода углубленных полуструктурированных интервью [4].

    Использование мобильных телефонов было исследовано со следующих точек зрения: ценности и ориентации, проблемы контроля и доступности, разница в отношении детей и родителей, гендерные различия, личное-публичное, использование SMS и др.

    Как показало обследование, социальное принятие мобильных телефонов произошло быстро и достаточно неожиданно, наличие мобильного телефона очень скоро перестало считаться диковиной. Большинство респондентов отмечают, что «иметь мобильник стало нормой».

    Респонденты называют следующие преимущества мобильной телефонии:

    • возможность быть на связи в любое время, в любом месте;
    • возможность позвонить и решить проблему, когда стационарный телефон не доступен (например, когда занят спаренный телефон или включен интернет);
    • отсутствие потребности в бумаге и ручке при необходимости записать телефон;
    • возможность найти друга в толпе;
    • возможность предупредить, что опаздываешь;
    • возможность позвонить из магазина и спросить, что купить;
    • возможность не пропустить важный звонок.
    • Респонденты отметили и следующие недостатки мобильных телефонов:
    • дорогое удовольствие;
    • необходимость частой подзарядки;
    • теряя мобильный телефон, теряешь все связи, если записи не были продублированы;
    • не всегда можно рассчитывать на наличие хорошей связи;
    • приходится часто менять модели телефона, чтобы не выглядеть устарелым;
    • отсутствие возможности проверить, как тратятся твои деньги;
    • нельзя передавать образы и большие объемы данных.

    На вопрос о причинах покупки мобильного телефона был получен почти единогласный ответ: «он дает удобство и безопасность».

    Безопасность упоминалась в разных смыслах этого слова, включая физическую безопасность. Зарегистрировано несколько случаев покупки мобильного телефона после покупки машины:

    «Я чувствую себя безопасно в машине, когда знаю, что в любое время могу попросить о помощи».

    В качестве наиболее частых причин звонков с мобильного телефона были выявлены: необходимость передать срочную информацию, нет времени искать стационарный телефон, необходимость в конфиденциальной беседе, возможность найти кого-то быстро.

    Обследование показало, что количество звонков колеблется от 1-2 до 30-40 в день. Длительность звонков также очень разная: от 0,5-1 минуты до 10-15 минут.

    Было выявлено три категории пользователей мобильных телефонов:

    1) продвинутые пользователи, которые не только активно пользуются большинством имеющихся в распоряжении услуг, но и постоянно отслеживают появление новых возможностей и быстро встраивают их в свою жизнь. «Жизнь такая интересная, так быстро развивается. Мне это нравится, и я не хочу ничего пропустить, я хочу все попробовать»;

    2) уверенные пользователи, которые осваивают при покупке набор необходимых им услуг и расширяют этот набор строго при необходимости. «Я знаю, что мне надо. Когда появляется ситуация, требующая изучения новой возможности, я ее осваиваю»;

    3) «тупые» пользователи, которые не хотят знать ничего, кроме того, как сделать или принять звонок. «Телефон – это телефон. Не хочу загружать голову лишней информацией».

    Теоретически человек может переходить из одной категории в другую, однако если этого не происходит вскоре после покупки, пользователь остается в своей категории. Принадлежность к категории характеризует модель потребления информации в принципе и определяется социально-психологическими факторами, требующими дальнейшего изучения.

    Проблема доступности в связи с возможностями мобильной телефонии широко обсуждается за рубежом [см., например, 5].

    Готовность делиться номером мобильного телефона у респондентов разная:

    «Мало кто знает номер моего мобильника»,
    «Он не дает номер своего мобильного телефона» или
    «Я всем доступен, мой номер знают все».

    Желание быть доступным выборочно. Только самые молодые пользователи хотят, чтобы «все всегда могли со мной связаться, мне это нравится».

    Большинство же хочет «быть всегда доступным моей семье и близким друзьям».

    Проблема доступности часто решается с помощью автоответчика: «Автоответчик помогает мне решить, кому перезвонить. Тем, кто не умеет говорить коротко, я не перезваниваю».

    С идеей доступности тесно связан способ использования мобильного телефона. Проведенное исследование позволило выделить четыре типа поведения в этой сфере:

    1. телефон всегда включен;
    2. телефон выключается на ночь на время сна;
    3. телефон выключается, когда рядом (дома или на работе) есть стационарный телефон;
    4. телефон всегда выключен и включается только при необходимости позвонить.

    Эти модели поведения достойны специального изучения, они отражают разную степень открытости человека к миру – от большой открытости (первый тип) до большой закрытости (четвертый тип).

    Гендерные различия в использовании мобильных телефонов практически не были обнаружены, времена, когда мобильный телефон был «мужской игрушкой», безусловно, прошли. Ни статистических, ни этнографических свидетельств того, что женщины меньше используют мобильные телефоны, нет. По мнению респондентов, «пол здесь не при чем». Однако обследование показало некоторые различия – девушки обращают больше внимания на внешний вид телефона, его цвет, дизайн, размер и вес. Именно привлекательный внешний вид является для девушки чаще всего основной причиной смены телефона. Для юношей причины смены телефона другие – «Надоел мне мой телефон, появились гораздо лучшие модели с большим числом возможностей».

    Возрастная разница в использовании мобильных телефонов – одна из основных тенденций развития глобального информационного общества.

    Как и в развитых странах, исследование показало, что и в России тоже существует большая разница между тем, как дети и родители используют свои мобильные телефоны. Прежде всего, те респонденты, родители которых имеют мобильный телефон, отмечают, что их родители используют его гораздо менее активно:

    «Мои родители используют телефон гораздо реже меня, в основном, когда возникает что-то очень важное, и говорят они очень коротко, всегда помня, что это дорого».

    Другое интересное наблюдение – старшее поколение с большим трудом, чем их дети, осваивает новые технические возможности мобильных телефонов. Родители используют телефон по прямому назначению, как средство позвонить, обычно игнорируя другие возможности. Один продвинутый пользователь, широко использующий все возможности мобильных телефонов, сказал:

    «Мои родители – действительно прогрессивные люди, но с техникой они не в ладах. Мои родители не используют технические преимущества мобильной коммуникации. Они прочему-то не могут пользоваться инструкцией, они знают только тот минимум, которому научил их я».

    Существуют, безусловно, представители старшего поколения, хорошо знающие современные приложения, однако это скорее исключение. Некоторые респонденты отметили, что нет разницы в использовании мобильных телефонов между ними и родителями. Однако углубленный анализ показал, что это были те представители молодежи, которые сами используют мало приложений.

    Была обнаружена еще одна тенденция, которая уже была выявлена для персональных компьютеров и интернета [5]: дети учат родителей, как использовать технику, что свидетельствует о появлении новой модели передачи культуры.

    Дети часто дарят мобильный телефон и оплачивают его услуги своим родителям, а также бабушке с дедушкой, которым он очень нужен летом на даче. Это объясняется тем, что в современном российском обществе работающая молодежь часто зарабатывает больше своих родителей, будучи лучше адаптирована к социальным трансформациям.

    Еще одна глобальная тенденция, подтвержденная нашим исследованием, – для детей и родителей различны не только скорость освоения новых возможностей и их количества. Для молодежи освоение новой техники происходит естественно, без напряжения, вне зависимости от гуманитарного или технического образования, в то время как старшее поколение должно «преодолевать себя», чтобы ее освоить.

    Изменение соотношения понятий «личное – публичное» – проблема, широко изучаемая на западе в связи с распространением мобильной коммуникации. Тема эта для российского научного дискурса совсем новая. Собранные в проведенном исследовании сведения достаточно противоречивы.

    С одной стороны, молодежь утверждает, что ничего для них здесь не изменилось с появлением мобильного телефона, с другой стороны, они же говорят, что не стесняются обсуждать частные дела в общественных местах. Каждый день можно наблюдать девушек и юношей, свободно и громко обсуждающих свои интимные покупки или ночные приключения не просто в общественных местах, а даже в набитых маршрутных такси, где окружающие не могут не слышать их разговоры. Это свидетельство того, что мобильная коммуникация влияет на восприятие приватности.

    Исследование показало, что меняется отношение к шуму и тишине.

    Молодежь не склонна считать тишину ценностью, они считают шум неотъемлемой и потому естественной частью городской жизни:

    «Если захочу тишины, поеду за город, город – это про шум».

    Молодежь широко использует мобильные телефоны в общественных местах, при этом многие отдают себе отчет в том, что нарушение тишины может мешать окружающим, что, однако, не служит сдерживающим фактором.

    Изучение проблемы контроля в связи с использованием мобильных телефонов дало интересный результат: большинство респондентов утверждает, что никто не контролирует их с помощью мобильного телефона. В то же время все они утверждают, что используют мобильный телефон в целях контроля других, прежде всего, детей и жены/мужа.

    Тот факт, что, с одной стороны, люди плохо осознают, что их поведение контролируется, а, с другой стороны, хорошо понимают, что мобильный телефон – средство контролировать окружающих, свидетельствует о том, что использование мобильных телефонов влияет на ощущение свободы и подконтрольности. Не вдаваясь в определение этих понятий, можно, однако, утверждать, что рождается новая культура коммуникации, в которой эти понятия «взвешиваются» техникой и в которой мы попадаем в мир взаимно противоположных иллюзий. Первая иллюзия – это думать, что тебя не контролируют, когда тебя можно найти в любое время и в любом месте. Вторая иллюзия – это думать, что ты можешь контролировать других, когда мобильный телефон позволяет лишь слышать голос, но не может сообщить при этом, где находится тело. Воздействие мобильной коммуникации на культуру общения еще предстоит оценить.


    Использование SMS

    Статистические данные по использованию услуги по пересылке коротких текстовых сообщений с помощью мобильных телефонов (SMS, short message services) отсутствуют. Как показало обследование, в конце 2001 года эта услуга не имела широкого распространения, только треть респондентов ее использовала с разной степенью регулярности. Число посылаемых сообщений колеблется от 1 в неделю до 1-10 в день.

    Одна из причин малой популярности этой услуги заключается в том, что только некоторые новейшие телефоны руссифицированы. Если человек не знает английского, он должен, как минимум, знать английский алфавит, чтобы транслитерировать свое сообщение. Кроме того, по свидетельству респондентов, набирать слова на мелких клавишах телефона неудобно. И хотя некоторые модели телефонов имеют наборы стандартных сообщений, а другие – систему интеллектуального ввода, когда набрав 1-2 буквы, ты получаешь слово, тем не менее, этой услугой нелегко пользоваться.

    Обследование показало следующие причины использования SMS:

  1. это способ экономить время и деньги», особенно при посылке сообщений на большие расстояния и за рубеж;
  2. возможность экономить деньги твоего корреспондента;
  3. способ передачи конфиденциальной информации, возможность «секретной связи»;
  4. оставить кому-то несрочное сообщение с тем, чтобы корреспондент прочел его, когда ему удобно, «когда не хочется отрывать человека от дела своим звонком»;
  5. SMS заменяет пейджер;
  6. использовать SMS удобно, когда нужно соблюдать тишину;
  7. «SMS – это весело».

Множество преимуществ говорит о полезности этой услуги и о том, что уровень осознания этих возможностей был очень низким.

Те, кто часто пользуется SMS, утверждают:

«Не вижу проблем писать русские слова английскими буквами, с новыми аббревиатурами это стало легко».

Появление множества аббревиатур – не единственное новшество. Исследование языка SMS позволило выявить ряд интересных тенденций. Для того, чтобы лучше понять эти тенденции, разделим пользователей на тех, кто знает английский язык, и на тех, кто знает английский алфавит.

Основная тенденция при написании коротких сообщений для тех, кто знает английский, заключается в сокращении числа используемых букв, например:

brb – be right back,
K – O'K,
u – you,
4u – for you,
luv u – love you,
pls – please и др.

В результате появления чатов и электронной почты в русский язык вошло множество английских слов. Те, кто транслитерирует русские слова английскими буквами, часто используют в рамках одного сообщения русские и английские слова. При этом английское слово может сохраняться в оригинальном виде или подвергаться руссификации. В результате в среде молодежи рождаются такие чудовища, как:

« forvardni mne soobschenie» (forward a message to me);
«replui mne bistro» (reply to me quickly);
«tvoi soft plokhoi»(your software is bad);
«ya khochu pousat' tvoi soft»(I want to use your software) и др.

Все пользователи используют международные компьютерные обозначения эмоций: улыбка, возмущение, грусть и пр.

Рождается не только язык SMS, но и слэнг SMS. Этот процесс наблюдается при попытках найти английским словам, прежде всего, названиям фирм и устройств, русское прозвище:

Бошик – телефон фирмы Bosh;
Женька – телефон фирмы Philips Genie;
Лыжи – LG;
Мотя – Motorola;
Соня – Sonie;
Филя – Philips;
Эрик – Ericsson;
Мальчик – телефон с внешней антенной;
Морда – дисплей и пр.

Суммируя, можно отметить следующие основные тенденции, касающиеся языка SMS. Многие английские слова, в частности, используемые в SMS, становятся международными. Как при использовании интернета родился некий новый язык, названный Weblish, так и при написании SMS рождается некий русско-английский Weblish, когда переписка происходит для большинства пользователей в пространстве двух языков одновременно.

Многие тенденции в развитии мобильной коммуникации носят глобальный характер: вначале мобильные телефоны воспринимаются как роскошь, по мере удешевления они проникают в средний класс и становятся предметом необходимости, наиболее активным пользователем является молодежь, она же составляет большинство потребителей, наблюдается разница в использовании мобильных телефонов между детьми и родителями, нарождается новый язык электронной переписки. Выделяется круг продвинутых пользователей, информационная элита, широко и свободно использующая постоянно возникающие новые возможности, предоставляемые современными информационными и коммуникационными технологиями.


Литература
1. Готовность России к информационному обществу. – М.: Институт развития информационного общества, 2001.
2. Lenta.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.lenta.ru, ноябрь 2001. – Загл. с экрана.
3. Сотовая телефония: преимущества и недостатки // Новая экономика. – 2001. – №№ 5-6. – С. 29.
4. Comunicaciуn mуvil como fenуmeno social: la experiencia rusa / Olga Vershinskaya // Juventud y telйfonos mуviles, Revista de Estudios de Juventud, Instituto de la Juventud. – Madrid. – 2002. – Р. 139-150.
5. The Social and Cultural Impact of Mobile Communication: A Proceeding of the International Conference on Mobile Telephony / Conference in Chunchon, Korea, 13-15 July 2002.
Вершинская Ольга Николаевна - главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, доктор экономических наук.

Осипова Алла Александровна - Аспирант Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 50-53.