Построение Единой информационно-расчетной системы (ЕИРС) города Москвы
Фурманова Е.Н.

Построение Единой информационно-расчетной системы (ЕИРС) города Москвы

Е.Н. Фурманова



Начиная с 1992 года, в Москве реализуются мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), направленные на его перевод в режим безубыточного функционирования и всестороннего улучшения качества предоставляемых услуг. Достижение данных целей возможно только при создании цивилизованного рынка услуг в области ЖКХ, участниками которого, с одной стороны, выступают потребители ресурсов и услуг (отдельные граждане и их объединения, основанные на совместном пользовании или владении жильем – ТСЖ и кондоминиумы), участниками с другой стороны выступают поставщики ресурсов и услуг, а финансово расчетное взаимодействие обоих сторон обеспечивают уполномоченные банки.

Функционирование конкурентного рынка услуг в области ЖКХ невозможно без наличия информационных систем (ИС), обеспечивающих не только качественное расчетное взаимодействие всех его участников, но и формирование широкого состава статистических данных, необходимых органам исполнительной власти города для выполнения функций координации и управления всем комплексом городского хозяйства.

Многочисленные попытки создания и внедрения систем автоматизации муниципальных предприятий, занятых в сфере ЖКХ, не привели к каким-либо значительным социально-экономическим результатам вследствие того, что построение данных ИС велось, как правило, для решения локальных задач конкретного предприятия – поставщика ресурсов, муниципального образования или городской службы.

На основе глубокой проработки проблем автоматизации ЖКХ были определен базис построения Единой информационно-расчетной системы ЖКХ (ЕИРС), который характеризуется тремя основными положениями:

1. открытая архитектура построения системы, позволяющая легко интегрировать ее с имеющимися территориальными и отраслевыми ИС, что обеспечивает минимальные затраты при внедрении данной системы в целом по городу;

2. гибкая настройка логики и параметров функционирования системы, позволяющая легко адаптировать систему к изменениям нормативно-правовой базы и структуры взаимоотношений участников ЖКХ как в переходный период реформирования, так и в период устоявшихся отношений;

3. строгое соответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ и г. Москвы, предъявляемым к информационным системам в части обеспечения информационной безопасности на уровне самой архитектуры системы.

Суть предлагаемой технологии заключается в объединении территориальных баз данных, ИС поставщиков ресурсов и услуг, ИС уполномоченных на прием коммунальных платежей банков в Единую информационно-расчетную систему. В качестве среды передачи данных между субъектами ЕИРС должна выступать Московская волоконно-оптическая сеть (МВОС), каналы которой имеются практически во всех территориальных субъектах ЖКХ. Использование высокоскоростных каналов МВОС позволит без больших капитальных вложений объединить все информационные ресурсы ЖКХ и тем самым сформировать и поддерживать Единую муниципальную базу данных ЕИРС.

База данных ЕИРС формируется и используется общегородскими и территориальными клиентами в соответствии с их функциональными потребностями (обязанностями) и строго разграниченными правами доступа.

Общегородскими клиентами ЕИРС являются:

  • информационные системы и отдельные рабочие места управлений, департаментов и организаций органов исполнительной власти г. Москвы (ГЦЖС, УГЗ, УЖКХиБ, ЗАГС, БТИ);
  • информационные системы уполномоченных финансово-кредитных организаций;
  • информационные системы и отдельные рабочие места поставщиков ресурсов и услуг.

Территориальными клиентами ЕИРС являются:
  • информационные системы и отдельные рабочие места префектур, районных управ, ДЕЗ;
  • жители.

При такой технологии построения ЕИРС образуется Единое место приема населения по всем вопросам взаимодействия с субъектами ЖКХ, организованное территориальной ДЕЗ.

В результате обработки поступающих данных ЕИРС формирует:

  • единый платежный документ оплаты за поставленные ресурсы и услуги в ЖКХ, направляемый по почте или через интернет жителю;
  • электронный пакет поручений по переводу средств льгот и субсидий, направляемый банку-оператору;
  • электронный реестр оплат, направляемый поставщикам ресурсов и услуг;
  • необходимый набор статистических и аналитических данных для органов исполнительной власти.

Возможность быстрого внедрения ЕИРС в целом по городу вытекает из того, что ее отдельные функциональные сегменты прошли апробацию и введены в рабочую эксплуатацию в различных районах г. Москвы, а уполномоченный на проведение расчетов в сфере ЖКХ Муниципальный банк Москвы разработал технологический регламент формирования и взаимодействия финансовых потоков сферы ЖКХ, полностью соответствующий требованиям нормативных актов Москвы и РФ.

В тех административных территориальных единицах, где на настоящий момент отсутствуют ИС, образующие территориальные базы данных, или имеющиеся ИС не соответствуют требованиям нормативных актов, должен быть сформирован территориальный сегмент ЕИРС, специально предназначенный для локальной автоматизации отношений ЖКХ.

Внедрение ЕИРС позволит добиться следующих положительных социально-экономических результатов:

  • сформировать позитивное отношение жителей города к реформе ЖКХ на основании упрощения взаимодействия жителей с его субъектами (единый платежный документ, единое место приема население, отсутствие очередей);
  • минимизировать затраты на комплексную автоматизацию ЖКХ (данная технология не требует создания территориальных административных структур для обеспечения ее функционирования, аппаратная часть системы может располагаться произвольно в местах нахождения каналов МВОС);
  • увеличить сборы коммунальных платежей на основании четкого отслеживания изменений тарифов и своевременном выявлении неплательщиков;
  • сократить бюджетные затраты на основании точной, адресной локализации объектов льгот и субсидий, а так же сокращения количества специалистов по приему населения;
  • сформировать строгую технологическую дисциплину всех участников отношений ЖКХ, что обеспечивает максимальную эффективность процессов управления;
  • обеспечить информационную защиту персональных данных населения, функционирующих в данный момент в различных не сертифицированных ИС;
  • ЕИРС реализует универсальный инструмент принятия управленческих решений органами исполнительной власти города на основании подробного статистического анализа широкого состава данных, отражающих функционирование административных единиц в реальном времени.

Помимо решения текущих задач информационно-расчетного взаимодействия субъектов ЖКХ, внедрение ЕИРС обеспечит решение таких перспективных задач как учет поставок и потребления ресурсов, а также оценка безубыточности объектов жилого фонда, что особенно актуально для формирования в Москве ТСЖ и кондоминиумов.

На сегодняшний момент идет реализация первого этапа этой системы. Во всех муниципальных районах Москвы и Зеленограда (их 121) образованы единые информационно-расчетные центры. Следующим этапом должно стать построение на их базе городской интегрированной информационной системы. Предполагается, что будут использованы принципиальные решения для информационной интеграции путем разработанных регламентов взаимодействия, с четким определением ответственности всех участников системы за поставляемые данные, а также концептуально проработаны вопросы информационной безопасности.

Принято решение, что в городе будет создаваться Государственное унитарное предприятие "Городской единый информационно-расчетный центр". Взаимодействие этого Центра и "Электронной Москвы", на мой взгляд, очень актуально и очень важно на сегодняшнем этапе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.


Фурманова Елена Николаевна - Вице-президент "Банка Москвы".


&copy Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 39-40.