Реализация Программы создания единого информационного образовательного пространства
Семенов А.Л.

Реализация Программы создания единого информационного образовательного пространства

А.Л. Семенов



Л.П. Кезина сделала попытку установить взаимосвязь между двумя программами – городской, которая была запущена два года назад, и Федеральной целевой программой Министерства образования России "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.". Эта программа широко обсуждалась и освещалась в печати. Ее общее финансирование составляло 56 миллиардов, причем половина – за счет регионов. Также обсуждалось взаимодействие образовательных программ с ФЦП "Электронная Россия".

Надо сказать, что я принимал участие в создании этих документов, видел, как определялись их приоритеты и шла корректировка. Сначала планировалось, что весь коммуникационный компонент уйдет в "Электронную Россию". Потом часть пунктов стали обратно включать в программу Министерства образования. Надеюсь, что Москве удастся избежать столь несогласованных действий, общий настрой носит деловой и конструктивный характер.

Для нас это очень важно, потому что мы действительно видим возможность для взаимовыгодного сотрудничества в рамках Программы "Электронная Москва". Это касается, прежде всего, подготовки кадров.

Масштабная задача – повышение информационной грамотности и информационной компетентности населения Москвы. Конечно, эта задача решается не первый год, но разными организациями и опять-таки не системно. Я вчера беседовал с ректором Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) профессором А.С. Сиговым. Он с гордостью говорил, что в прошлом году у них телекоммуникационно прошли подготовку 11 тыс. служащих, осваивая азы работы на компьютере. Однако когда я поинтересовался, насколько серьезно слушатели овладели информационными технологиями, ректор замялся.

В нашем институте ежегодно проходят подготовку 30 тыс. учителей, учатся работать на компьютере. Тем не менее я не могу сказать, что проблема решена и компьютер стал обычным инструментом в руках учителя. Подавляющее большинство школьных педагогов по-прежнему им не владеют. Причины здесь разные. В том числе – несовершенство нормативной базы. Многие проблемы оказываются межведомственными и требуют согласованных действий различных структур.

В соответствии с программой оснащения образовательных учреждений средствами компьютерной техники и учебным оборудованием, московские школы получают ежегодно этой техники на сотни миллионов рублей. Однако расходы на повышение квалификации учителей здесь не предусмотрены. Возникает серьезная проблема – как оплатить обучение учителей, выделенные каналы связи и т.д., чтобы современные информационные технологии действительно были поставлены на службу образованию. С таким предложением мы обращаемся к разработчикам Программы "Электронная Москва".

Сегодня всех волнует ожидаемое изменение политики провайдеров по предоставлению услуг интернета. Это может означать, что к концу года наши школы получат счета, но кто будет их оплачивать?

Отдельный вопрос – стоимость информационных ресурсов. О каких ресурсах мы говорим в случае образования? Нам понятно, что есть огромный культурный, научный, образовательный потенциал. Однако электронные ресурсы музеев, архивов стоят дорого. К примеру, скачать из интернета одну фотографию ТАСС времен Великой Отечественной войны обойдется в сорок долларов. Если надо купить лицензию на изготовление электронных пособий, то придется потратить уже сотни долларов. Добавим к этому стоимость фотографий – ведь в учебнике по той же истории одним снимком не обойдешься – и получим очень большие затраты на одно только пособие для дистанционного образования. Эта проблема не решена на федеральном уровне, однако в Москве можно попробовать добиться успеха. Здесь есть деньги, добрая воля и понимание важности проблемы. Создание цифровых ресурсов для школ, хотя бы в области культуры, – благое дело.

Есть целый ряд других вопросов – например, как оформить передачу устаревших компьютеров в собственность учителям, чтобы педагоги могли использовать эту технику в своей работе. Список таких проблем имеется. Надеемся, что московская мегапрограмма поможет нам их решить.


Семенов Алексей Львович - Ректор Московского института открытого образования.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 1, с. 41.