Программа "Электронная Москва" как реализация Концепции движения Москвы к информационному обществу
Припачкин Ю.И.

Программа "Электронная Москва" как реализация Концепции движения Москвы к информационному обществу

Ю.И. Припачкин



Мы все очень часто и много говорим, что хотим двигаться к информационному обществу. На самом деле, мы в нем уже живем, причем живем достаточно долго. Поэтому начнем с характеристик сущности информационного общества как той цели и той среды, в которой будет развиваться городская целевая Программа "Электронная Москва".

Мы понимаем, что информация — это важный ресурс общества, понимаем, что сформировался рынок информационных услуг и компонентов, при этом информация и знания уже стали важнейшим ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. Понимаем, что информационный рынок уже формируется как фактор производства наравне с рынками капитала, труда, природных ресурсов.

Рост удельного веса информационной отрасли тоже не является ни для кого секретом, поскольку эти отрасли обеспечивают создание, передачу и использование информации.

Развитая информационная инфраструктура превратилась в неотъемлемое условие конкурентоспособности и города, и страны — это тоже относится к основоопределяющим положениям сущности общества. При этом фактически изменены модели образования, труда, общественной жизни и отдыха, когда развитие активного внедрения во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно их меняет. Приоритетная задача Москвы в рамках развития информационного общества – стать центром информационной индустрии не только в Российской Федерации, но и в разрезе мирового разделения труда. Особое значение и смысл приобретает вопрос о развитии Москвы как многонационального города, с использованием современных информационных технологий. При этом перед "Электронной Москвой" ставится задача обеспечения продолжения экономического роста и, естественно, создания новых рабочих мест, но уже с использованием информационно-коммуникационных технологий. Москва должна продолжать быть городом информационной индустрии и стать городом, где экономический фундамент основывается на знаниях, а экономический рост и создание рабочих мест определяются инновационной активностью.

Москва как центр делового туризма, Москва как передовой город по развитию телекоммуникационной инфраструктуры уже занимает лидирующее место в России и будет дальше развиваться. Задача, которая стоит перед нами – сделать действительно массовым использование информационных технологий во всех областях жизни, то есть сделать информацию доступной, ее получение – простым и дешевым, и при этом заботиться о развитии и доступности социально значимой информации.

С учетом этих факторов и осознания того, что в городе сформировался новый вид собственности – собственность на информационные ресурсы, которой нужно владеть, пользоваться, распоряжаться, управлять так же, как и всей остальной городской собственностью, Правительство Москвы 6 августа 2002 года приняло Постановление № 609 "О Городской целевой Программе “Электронная Москва”", в соответствии с которым был создан Координационный совет во главе с Юрием Михайловичем Лужковым. Валентин Валентинович Лазуткин стал заместителем Председателя Координационного Совета. Этим Постановлением ставились две базовые задачи – развитие Программы "Электронная Москва", то есть ее превращение в городскую целевую программу, и создание оператора информационного рынка, головной организации города по реализации программы, Открытого акционерного общества "Электронная Москва". Общество было создано, сейчас оно уже зарегистрировано, его капитал составляет 4,9 миллиарда рублей. Учредителями ОАО "Электронная Москва" являются Правительство Москвы (94% акций), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП РТРС), объединяющее Останкинскую башню и региональные телерадиопередающие центры (5,5% акций), "Банк Москвы" (0,5% акций) и другие компании. При этом в уставной капитал Правительство Москвы внесло активы, принадлежащие городу в Московской телекоммуникационной корпорации "КОМКОР" (25% плюс 1 акция), в Мостелекоме (100% акций). В том же Постановлении Правительство зарезервировало за собой возможность продажи блокирующего пакета акций (25% плюс одна акция). Сделано это будет на открытых торгах с целью привлечения инвестиций.

В этом проявилось отличие московского подхода от того, каким образом реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Создается очень четкая вертикаль власти, четкая кооперация организаций и ресурсов, которые будут работать на город. Практически одновременно формируется городская целевая программа "Электронная Москва" как программа информатизации нового поколения. Она базируется на созданной в городе мощной телекоммуникационной инфраструктуре – Московской волоконно-оптической сети (МВОС). За 10 лет выполнения городской целевой программы создания МВОС эта сеть стала крупнейшей в Европе. Сейчас МВОС – это более 10 тысяч километров оптических кабелей, это каждое 4-ое здание, подключенное оптикой к сети. Кроме того, городом уже были сделаны серьезные вложения в создание информационных ресурсов, фактически во всех отраслях городского хозяйства созданы информационные системы. Эти проекты будут развиваться, а задачей Программы "Электронная Москва" будет интеграция этих ресурсов и систем и повышение эффективности их использования.

ГЦП "Электронная Москва" реализуется в тесной координации с Федеральной целевой программой "Электронная Россия".

Следует остановиться на неких определениях, что такое "Электронная Москва". Фактически в настоящее время мы имеем три термина, где употребляется словосочетание "Электронная Москва": это объект "Электронная Москва", это городская целевая Программа "Электронная Москва", это Открытое акционерное общество "Электронная Москва".

Объект "Электронная Москва" — это системно увязанный комплекс, состоящий из телекоммуникационной инфраструктуры, соответствующих вычислительных платформ, системного программного обеспечения и целого ряда иных компонентов.

Городская целевая программа "Электронная Москва" (ГЦП) будет являться руководящим документом, регламентирующим пути создания и порядок эксплуатации объекта "Электронная Москва".

Открытое акционерное общество (ОАО) "Электронная Москва" – это организационная структура, городская головная организация в этой отрасли, которая фактически должна сейчас создаваться. Она является основным проводником городской политики в этой области.

В настоящее время идет формирование Программы "Электронная Москва" с привлечением очень большого числа городских организаций и независимых ученых. Недавно в Московской городской Думе прошли общественные слушания по этому вопросу. Сегодня мы говорим о Программе на конференции, в скором времени сможем увидеть ее на сайте, где в течение декабря будет организовано общественное обсуждение нового концептуального документа. Хочу сразу отметить, что именно принцип публичности и открытости при формировании Программы и ее реализации является для нас основополагающим. Этот принцип, уверен, позволит добиться успеха.

"Электронная Москва" – уникальная программа в силу масштабности реализуемого проекта, предлагаемых технических решений, многообразия и комплексности разворачиваемых на ее основе услуг, социальной ориентации и уровня комфортности городской среды обитания, которых предполагается достичь в результате ее практического внедрения. Предусмотренные Программой "Электронная Москва" мероприятия направлены на повышение эффективности городского управления, на внедрение информационных технологий в различные отрасли городского хозяйства, в том числе в здравоохранение, образование и культуру. Правительство Москвы рассчитывает, что процесс информатизации облегчит проведение в городе реформы жилищно-коммунального хозяйства, повысит безопасность жизни москвичей, решит проблему информационного неравенства.

Чрезвычайно важный раздел Программы – "Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества". Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений.

Действующие сегодня нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием единой кодификации и системности в их принятии. Тем не менее, можно сказать, что принятие Московской городской Думой Закона "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", целью которого является регулирование отношений по формированию и использованию информационных ресурсов города Москвы, а также по созданию и эксплуатации информационных систем, содержащих указанные ресурсы, позволяет нам двигаться вперед более успешно, чем "Электронной России". Именно опережающее, повторяю, опережающее совершенствование нормативно-правовой базы, законодательного обеспечения является важной задачей новой городской программы.

Специальный раздел посвящен общесистемному обеспечению городской информационно-коммуникационной инфраструктуры. К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. Однако следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем (федеральных, городских и местного самоуправления), неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. Поэтому одной из наиболее важных задач является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами.

Следующий раздел называется "Информатизация городского управления". Естественно, обеспечение жизнедеятельности города, формирование его облика, обеспечение защиты и безопасности его населения, выполнение функций субъекта Российской Федерации и функций ее столицы требуют слаженной и непрерывной работы всех структур городского управления. Однако выполнение этих функций затруднено огромным количеством постоянно возникающих событий, влияющих на достижение стратегических и тактических целей социально-экономического развития города. Процесс управления так же осложняется количеством управляющих городом структур и их взаимоудаленным территориальным размещением.

Преодоление возникающих трудностей невозможно без создания оперативного и достоверного информационного обеспечения органов государственной власти города, возможности анализа текущей ситуации, ее прогнозирования, выработки оптимальных управляющих решений и контроля за их исполнением. Эту задачу предполагается решить за счет создания интегрированной оперативно-диспетчерской и информационно-аналитической системы централизованного управления городом.

Хочу отметить, что в городе на протяжении достаточно длительного времени действовали различные программы и схемы управления этой отраслью. Было создано большое количество информационных систем и даже целых комплексов, каждый из которых развивался в соответствии, в основном, с ведомственными задачами.

В настоящее время началось активное взаимодействие этих комплексов. И задача "Электронной Москвы" будет заключаться в первоочередном порядке обеспечения взаимного обмена информацией между различными подразделениями городской системы управления и между различными информационными системами. Перед нами стоят задачи определения единых стандартов, обеспечения безопасности, сохранности этой информации. Мы должны также не допустить использования устаревших технологий. Надо отметить, что город может сразу иметь ощутимый эффект от реализации такого рода проектов. Например, интеграция информационных систем Департамента имущества, Земельного комитета, БТИ и ряда других организаций сразу даст необходимые аналитические данные для формирования контрольно-доходной части бюджета.

Здесь же необходимо отметить, что настала пора превращения информационных ресурсов в информационную индустрию. Для этого, соответственно, нужны инструменты – такие, как, например, правительственный портал и все что с этим связано. Об этом идет речь в разделе, посвященном использованию ИКТ для развития различных сфер деятельности.

К настоящему времени городскими структурами в основном завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки решения различных экономических и социальных задач. Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, во внедрении современных педагогических технологий. В Москве создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины. Правда, еще недостаточно развиты городские информационные системы в области культуры, образования, развития города, информационного обеспечения населения. Не

развита система публичных информационных ресурсов, нет универсального городского интернет-портала, позволяющего получить быстрый доступ к необходимой информации по различным аспектам жизни города, сориентироваться в многочисленных городских интернет-ресурсах. Поэтому в качестве первоочередных мероприятий по развитию системы общегородских публичных информационных ресурсов должны быть реализованы проекты создания городских порталов, в частности, Московского городского портала, Правительственного портала и Московского портала развития.

В настоящее время в столице неравенство в использовании интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России, но все-таки интернет-аудитория Москвы существенно более мужская, молодая, образованная и богатая, чем население города в целом. Чтобы избежать негативных последствий электронного развития, в программе предусмотрен раздел по преодолению информационного неравенства, обеспечению возможности использования информационных и коммуникационных технологий всеми жителями города. Существенную проблему представляет обучение пользования этими технологиями. Бесполезно вкладывать огромные деньги в закупку техники, в развитие баз данных, если люди не будут уметь ими пользоваться. Программа предусматривает, что Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне.

Раздел шесть посвящен вопросам обеспечения конкурентоспособности информационной индустрии города, в том числе поддержке и стимулированию производства и выхода на мировой рынок программного обеспечения московских производителей, развитию рынка телекоммуникаций, поддержке развития индустрии контента, созданию условий для развития Москвы как центра науки и инноваций.

Отдельный раздел посвящен развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры, общегородских информационных систем и публичных информационных ресурсов. Сюда включены вопросы развития магистральных сетей, сетей доступа, а также, хочу еще раз подчеркнуть, использования потенциала всех московских операторов и всех имеющихся в городе технологических систем.

Восьмой раздел – это организационное, научное и информационное обеспечение реализации городской целевой программы, в первую очередь, создание систем мониторинга, и, как я уже говорил, публичности при ее разработке и реализации.

Следует остановиться на принципах реализации Программы. О некоторых из них говорилось выше, однако целесообразно еще раз напомнить основные:

  • социально-гуманитарная направленность;
  • открытость политики по обеспечению движения к информационному обществу;
  • научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений;
  • социальное партнерство руководства города, экспертов, представителей бизнеса и жителей в процессах формирования информационного общества.

С нашей точки зрения, городская политика реализации Программы должна включать в себя ряд моментов.

Публичность – широкое общественное обсуждение ключевых вопросов реализации Программы. Фактически на сегодняшней конференции мы открываем это обсуждение. Повторяю – это основополагающий принцип деятельности при реализации Программы, и мы будем строго его придерживаться. Мы открыты для различного рода комментариев, предложений, замечаний и даже критики.

Конечно, обязательно будет осуществляться контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы при постоянном мониторинге процессов информатизации в различных областях.

Создание благоприятных условий для развития направлений, признанных администраций города приоритетными, так как невозможно развивать все сразу. Будут выделены ключевые проблемы, реализация которых сулит максимальный эффект и требует минимальных финансовых средств, и т.д.

Городская политика должна включать стимулирование использования современной техники и технологий, обеспечение доступа к ним возможно более широких слоев населения, анализ и использование лучшего отечественного и международного опыта, международных норм, тенденций и стандартов.

Некоторые приоритетные программы и проекты можно назвать уже сегодня. К ним относятся "Социальная карта москвича"; "Последняя миля", "Инфоград", предусматривающий доступ населения к социально значимым информационным ресурсам; создание информационных систем имущества Москвы и Единой городской базы данных населения, проект "Безопасность москвичей", использующий возможности различных систем, в том числе системы видеонаблюдения. Несомненно, этот перечень будет дополнен. Главное – каждый проект должен носить совершенно конкретный характер, мы обязаны определить тех, кто персонально отвечает за его реализацию, знать ожидаемые результаты и получить их в течение достаточно короткого периода времени.

Конечная цель нашей работы – сделать информационно-коммуникационную инфраструктуру города доступной для всех без исключения москвичей. В результате заметно повысится качество жизни горожан за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в их повседневную жизнь.


Припачкин Юрий Игоревич - Генеральный директор Открытого акционерного общества "Электронная Москва".


&copy Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 15-18.