О журнале
Рекомендации
Современные информационные технологии Oracle как платформа для электронного правительства
Барышников А.О.
А.О. Барышников
Я хотел бы в своем очень кратком выступлении коснуться вопросов создания информационной системы под названием «электронное правительство». Это сейчас очень модная и популярная тема. Она сначала возникла в Соединенных Штатах Америки, затем Европейское сообщество приняло целый ряд документов, которые регламентируют создание системы электронного правительства, рассчитанной на многие годы. Что из этого опыта мы можем использовать? Точнее, что следует использовать при реализации программ «Электронная Россия» и «Электронная Москва»? Эти вопросы мне и хотелось сегодня обсудить.
Прежде всего, что такое «электронное правительство»? Существует очень много определений этого понятия. Естественно, каждое из них отражает тот или иной аспект большой комплексной информационной системы. С нашей точки зрения, электронное правительство – это единая информационная среда взаимодействия власти, бизнеса и граждан, которая
должна обеспечить прозрачность процессов управления в обществе, равные возможности для бизнес-сообщества и, наконец, информационное самообслуживание населения, граждан, которое позволит им в процессе их жизни проще и качественнее решать свои информационные потребности. Все эти обстоятельства принято называть информационными сервисами или информационными услугами, которые лежат в основе создания системы электронного правительства.
Условием создания электронного правительства является объединение представителей бизнеса, администрации, служащих, рядовых жителей в некую единую интегрированную среду. Инструментом служат развитые средства коммуникации. Этот процесс описан в многочисленных концепциях развития информационного общества. Это путь, по которому сейчас идет все человечество. Рано или поздно, но информационное общество будет построено, и электронное правительство будет играть в нем все более и более важную роль.
Но каковы же критерии успеха электронного правительства? Ради чего все это создается? С моей точки зрения, таких критериев два. Прежде всего – повышение эффективности управления, ибо если информационные системы не способствуют повышению эффективности управления на самых разных уровнях, от федерального до муниципального, то в этом случае можно ставить вопрос, а зачем они вообще нужны. Вторая составляющая успеха – качество информационных услуг. Высокое качество информационного обслуживания населения носит очень серьезный социальный характер и способствует развитию демократии в обществе.
Возможно ли в Москве создание электронного правительства, нужно ли оно, является ли электронное правительство частью Программы «Электронная Москва»?
С нашей точки зрения, в Москве развита чрезвычайно прогрессивная информационно-коммуникационная среда, которая позволяет решать задачи очень высокой степени сложности. Другой такой среды нет нигде в России, Москва находится на уровне самых передовых мегаполисов мира. Многочисленные источники информации, которые были накоплены в течение продолжительного времени, способствуют формированию единого информационного пространства Москвы и являются основой для создания системы электронного правительства. Разнообразные прикладные информационные системы, которые были созданы на протяжении десятков лет, также должны быть интегрированы в единую систему, и это является основой для содержательной деятельности электронного правительства. И, наконец, в Москве, по некоторым оценкам, до 30% взрослого населения имеет возможность доступа в интернет. Следовательно, развито электронное самообслуживание, есть информационные сервисы, которые предоставляют населению информационные услуги, все это может быть использовано в полной мере для улучшения качества жизни города Москвы. Таким образом, электронное правительство как инструмент власти, более того, как мощный инструмент, позволяющий сделать власть более эффективной, с нашей точки зрения, необходимо городу Москве и элемент электронного правительства уже сейчас входит в Программу «Электронная Москва».
Каким должно быть электронное правительство, с нашей точки зрения? Какие составляющие электронного правительства должны быть использованы для решения повседневных задач власти, бизнеса и гражданского общества? Прежде всего, необходимо создание распределенного хранилища данных. Базы данных, централизованные ресурсы, которые сейчас существуют в Москве, безусловно, не могут быть консолидированы полностью, но добиться согласования форматов данных, сделать мощную, профессиональную промышленную систему распределенной базы данных – это задача, которая должна стать фундаментом московского «электронного правительства». Следующая задача – это среда информационного взаимодействия. Большое количество разнообразных систем, которые накоплены сейчас в Москве, должны остаться, должна сохраниться преемственность развития информационных потоков и информационных систем. Среда информационного взаимодействия – один из самых технически и организационно сложных элементов электронного правительства. Далее – автоматизация управленческой деятельности, автоматизации внутренних процессов в каждом из департаментов, которая сейчас происходит и которая будет развиваться в рамках городских программ. Сюда входят аналитика и прогнозирование как очень важные составные части надстройки над учетными задачами, над автоматизированными информационными системами. И, наконец, информационные сервисы, призванные обеспечить администрации города выполнение тех задач, которые перед ней стоят, на еще более высоком и качественном уровне.
С точки зрения жителей города, с точки зрения гражданского общества электронное правительство – это, прежде всего, электронное самообслуживание, затем задачи, которые касаются электронной торговли, то есть все то, что связано непосредственно с деятельностью бизнеса, граждан в рамках задач, которые перед ними стоят. Очень развитая справочная система и информационные сервисы позволяют объединить это все в рамках единого электронного портала города Москвы, о чем сегодня уже говорилось. Это очень профессиональный подход, когда надстройка над информационными ресурсами должна обеспечить вопросы, связанные с единой точкой входа для администрации и жителей, с персонализацией информации, которая относится к каждому участнику этого процесса. Вот эти составные части образуют собой электронное правительство в нашем понимании.
В настоящее время созданы большие и сложные информационные системы во многих Департаментах и структурах Правительства города Москвы. Практически уже решены задачи учета, накопления информации, следующий этап – анализ информации, прогнозирование и, наконец, мониторинг, который позволит на основе оценки показателей принимать правильные управленческие решения, повысить их эффективность. Все это – составляющие электронного правительства. Так же, как и электронный портал – единая точка входа к информационным ресурсам, обеспечивающая подключение различных городских структур, в том числе населения, бизнеса, к единым информационным ресурсам. Важным является то, что с течением времени смещается фокус от административной деятельности в сторону населения, в сторону максимального привлечения населения через интернет, через общие информационные ресурсы к решению задач, которые входят в блоки электронного правительства.
Какие разработки может предложить Компания Oracle для решения поставленных задач? С нашей точки зрения (мы это предлагаем нашим заказчикам в Москве и Российской Федерации), заслуживает внимания универсальная программная платформа, которая может стать инструментом для реализации задач построения электронного правительства, объявленных в рамках программ «Электронная Россия» и «Электронная Москва». Если мы снова вернемся к составным частям электронного правительства – электронный портал, автоматизация внутренних и внешних процессов, среда взаимодействия и распределенное хранилище данных – то Oracle имеет все необходимые компоненты, которые позволяют предоставить инструментарий для реализации этих задач. Прежде всего, интегрированное хранилище данных, базы данных – это среда взаимодействия, которая реализуется через интегрированные сервисы в рамках серверов приложений. Это многочисленные стандартные прикладные системы, позволяющие разрабатывать прикладное программное обеспечение нашим многочисленным партнерам в Москве и в России. Это система, позволяющая обеспечить взаимодействие власти и общества, бизнеса и власти. Это электронные торговые площадки, которые позволяют создавать системы электронной коммерции для реализации высоконадежных систем обеспечения электронной торговли. И, наконец, это интегрированное решение – электронный портал, который представляет собой комплексное решение для построения электронных порталов очень высокой степени сложности и объема. Все это имеется в нашем инструментарии, и мы рады предложить его нашим заказчикам.
Ключевым свойством программной платформы является ее масштабируемость. Проект начинается с небольшого пилотного образца, потом развивается и превращается в крупный информационный проект. Здесь обеспечивается полная интегрированная среда разработки, полная совместимость информационных систем. Широкая распространенность программного обеспечения Oracle, стандартизация, промышленный подход к реализации информационных систем на каждой стадии их создания, возможность работы без сбоев в течение многих и многих лет, обеспечивая круглосуточный режим работы программного обеспечения, и, наконец, безопасность, которой придается очень большое значение – все это можно назвать несомненными достоинствами нового продукта корпорации. Используя технологии Oracle, заказчики получают защиту инвестиций – вкладывая один раз деньги, они в дальнейшем могут наращивать функциональность информационных систем без особых затрат, так как обеспечивается технологическая совместимость разработанного ранее программного обеспечения с теми новыми информационными технологиями, которые постоянно появляются по мере развития информационного общества и информационного бизнеса.
Правительство города Москвы является для нашей компании одним из самых крупных заказчиков в России. В течение последних шести лет мы работаем с ним очень тесно. За это время успешно выполнен ряд очень больших проектов в разных комплексах: финансово-экономическом, строительном, имущественном, очень многие информационные системы Москвы работают на наших программных технологиях. Для нас такое положение дел – это, прежде всего, большая ответственность, ведь мы отвечаем за безотказную работу программного обеспечения очень высокой степени сложности, за обеспечение качественного сервиса и надежного обслуживания информационных систем. О результатах судите сами – около 85% информационных ресурсов города Москвы используют наши информационные технологии.
Я хотел бы остановиться в самом конце своего выступления на том, как мы видим развитие Программы «Электронная Москва», что, с нашей точки зрения, является в ней основным. Мы видим в «Электронной Москве» некую динамику движения города к информационному обществу. Мы видим программу «Электронная Москва» как трансформацию города:
- от старого состояния – к новому,
- от информационной разобщенности – к централизации данных,
- от неструктурированных ресурсов интернета – к информационным порталам,
- от заказных разработок – к стандартному программному обеспечению,
- от традиционной системы закупок – к системе электронной торговли,
- от бумажного документооборота – к электронному делопроизводству,
- от регламентированной традиционной структуры управления – к мощному инструменту, который называется «электронное правительство».
Мы готовы и дальше работать и выполнять задачи самой высокой степени сложности, потому что
мы живем в этом городе,
мы любим этот город,
мы хотим, чтобы в нем было построено информационное общество,
потому что уровень и качество жизни людей от этого только выиграют.
Барышников Анатолий Олегович - менеджер корпорации Oracle.
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 35-37.