Первоочередные задачи Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города с позиций Программы "Электронная Москва"
Бачурина С.С.

Первоочередные задачи Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города с позиций программы "Электронная Москва"

С.С. Бачурина



Современные тенденции развития рынка строительной продукции и услуг постоянно заставляют совершенствовать системы управления инвестиционно-строительным комплексом города. Информатизация, как научное и практическое направление в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города (далее – Комплекс), охватила в последние годы все виды деятельности. Это и создание Градостроительного и Земельного кадастров (1-я очередь), широкое внедрение в проектных организациях систем автоматизированного проектирования (САПР), мониторинг планирования и реализации строительных программ. Внедрена на всех уровнях управления система автоматизации делопроизводства и документооборота, проведена большая работа по использованию информационных технологий и созданию автоматизированных информационных систем в различных структурных подразделениях Комплекса, идет разработка и внедрение корпоративной стратегии развития стройиндустрии с поэтапным переходом на новые комплексные модели управления качеством строительной продукции с применением информационных систем управления ресурсами, сформирована основа для создания порталов по информированию граждан и предпринимателей о ходе инвестиционно-строительной деятельности, разрабатывается интернет-каталог строительной продукции.

С 1996 года в Комплексе создается и поэтапно вводится в эксплуатацию отдельными подсистемами полномасштабная корпоративная телесеть Комплекса "Интегрированная система информационного обеспечения инвестиционной деятельности" (ИСИО КПР). Она объединяет более 1000 корпоративных пользователей.

Наш самый главный принцип – это создание документационного сопровождения всех этих процессов. Случайной информации в управлении быть не должно, тем более, когда речь идет о принятии руководством Комплекса, Правительством Москвы определенных конкретных решений.

Главное назначение ИСИО КПР заключается в следующем.

Во-первых, внедряемые в рамках корпоративной сети информационные технологии призваны сделать максимально прозрачным процесс инвестиционно-строительной деятельности в Москве и упорядочить сопутствующие ему финансовые потоки городского заказа. С другой стороны, ИКТ – это важный ресурс повышения качества и совершенствования системы управления строительной отраслью на всех ее уровнях и направлениях в соответствии с Генеральным планом развития Москвы. Сегодня у нас уже есть совершенно конкретный реестр организаций-участников строительного процесса, начиная от заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков продукции и так далее. Второй информационный массив – это реестр строительных объектов (причем объект мы фиксируем не тогда, когда приступили к его возведению, а когда только документально оформляется замысел). В этих реестрах собрана документационная информация, достоверность которой очевидна.

Повторяю, у нас уже разработаны и зарегистрированы в "Реестре городских информационных ресурсов и систем" такие информационные системы, как:

  • "Единая автоматизированная система обработки документированной информации в Управлениях Комплекса перспективного развития города";
  • "Единый реестр объектов и единый реестр организаций - участников инвестиционно-строительной деятельности на территории города с информацией по всем этапам инвестиционного цикла";
  • Информационная система по контролю за ходом подготовки комплектов ИРД ("ИРД-Контроль");
  • Информационная система "Пообъектный учет выполненных и оплаченных работ на строительстве объектов городского заказа" (ИС "Финик");
  • Информационная система "ПСД-Контроль";
  • База данных библиотеки "Нормативные документы Мэрии";
  • Библиотеки общего назначения: справочник строительных организаций "Витрина организаций", справочник "Витрина ИРД", справочники по ГГК, проектно-сметной документации (МГЭ) и др.;
  • ИС "Государственный градостроительный кадастр";
  • Информационные ресурсы Единой государственной картографической основы (ЕГКО) Москвы;
  • Информационно-аналитическая система "Мониторинг предприятий строительного комплекса Москвы";
  • Система информационно-инжинирингового обеспечения оперативного управления инвестиционно-строительной деятельности. Функционирует сайт Комплекса "Строительный мир" и База данных "Строительные организации – продукция – услуги" с доступом через интернет;
  • Отраслевой коммуникационный узел услуг (ИНТУС-ТЕЛЕПОРТ) для формирования ведомственной телекоммуникационной сети предприятий строительного комплекса.

Эти информационные системы обслуживают как потребности организаций Комплекса, так и других Департаментов, управлений и комитетов города Москвы. Подключены все Управления по строительству и реконструкции Префектур административных округов, установлены абонентские места в организациях-исполнителях городского заказа.

Вместе с тем, к настоящему времени созрела явная потребность интеграции перечисленных информационных систем и технологий на межведомственном уровне с системами других Комплексов городского управления. Внутри Комплекса необходимо более тесное объединение процессов мониторинга потребностей Москвы в строительстве, реконструкции и развитии; материально-технических процессов, процессов управления персоналом и процессов бюджетирования в единой интегрированной информационной системе. Формирование Программы, обеспечивающей развитие и интеграцию имеющихся наработок в целостную систему планирования и реализации инвестиционно-строительных программ, в том числе на основе портальных решений, будет способствовать дальнейшему повышению качества строительной продукции и услуг, созданию условий постоянного роста эффективности функционирования московского строительного комплекса.

С целью повышения уровня информирования участников строительно-инвестиционного процесса – предпринимателей и граждан – о ходе строительства и принимаемых градостроительных решениях мы планируем в ближайшем будущем завершить внедрение автоматизированных информационных систем формирования программ долгосрочного и среднесрочного городского строительства "Перечни 2-4" и "Жалобы граждан – горячая линия".

Особого внимания заслуживает проведение конкурсов. Реестр конкурсных объектов и информационное сопровождение результатов конкурсов относятся к тем задачам, где все должно быть прозрачно и понятно. Сегодня мы уже выставляем такие реестры по определенным городским комиссиям и конкурсам. И уже очень хорошо знаем, чего не хватает, поэтому будем и дальше совершенствовать это направление деятельности.

И еще одна задача, которая стоит перед нами – это создание такой электронной площадки, с помощью которой каждый мог бы предложить свою услугу и понять, где эта услуга может быть востребована. Это достаточно сложный системный проект, к которому мы приступили в 2002 году. Пилотная часть уже отработана, в следующем году предстоит расширять проект с позиций эксплуатации во внешних системах. Я надеюсь, что этот раздел мы будем разрабатывать в Программе "Электронная Москва".

Хотелось бы подчеркнуть, что архитектурная и градостроительная деятельность – я не хочу здесь никого агитировать, все и так прекрасно знают – один из основных видов деятельности в Москве. Как говорится, на одного строителя – сорок пять смежников. Поэтому в нашей сфере IT-технологии играют колоссальную роль, это одна из определяющих задач. Мы заканчиваем создание мощного центрального серверного узла, который обеспечит реальную работу в реальном времени и позволит, что очень важно, отделить служебный портал, который определенным образом защищен и используется для служебных целей. Это даст возможность, в свою очередь, создать на базе уже существующей служебной информационной системы строительного комплекса публичный портал для взаимодействия с корпоративным сектором, гражданским населением и публичными сетями, а также – для исследования потребностей потребителей строительной продукции и услуг по всем сегментам рынка, включая немосковские рынки. В этой работе активно участвуют Москомархитектура, Мосгорэкспертиза, Инспекция Госархстройнадзора, Мосстройлицензия, Департамент градостроительной политики и развития, Департамент муниципального жилья, Департамент инвестиционной политики строительства и многие другие столичные структуры. Реализация портала обеспечит более успешный выход на внемосковский и международные рынки строительной продукции и услуг, производимых московским строительным комплексом, включая предприятия московской стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

В заключение мне хотелось бы несколько слов сказать еще об одном проекте – информационно-аналитической системе мониторинга Генерального плана города Москвы. Задачи по реализации Генерального плана сегодня становятся базой для развития различных направлений архитектурной и строительной деятельности. Реализация Генерального плана требует четкой координации работ, контроля исполнения решений, формирования систем управления качеством и себестоимостью продукции. Это не может быть осуществлено без информационно-технологической поддержки, без внедрения автоматизированной системы мониторинга Генерального плана. Я рассчитываю, что эта задача также найдет отражение в Программе "Электронная Москва" и обращаюсь ко всем заинтересованным организациям принять в ней участие.

И отдельно хочу обратить внимание на последний вопрос – права собственности на информационные ресурсы и информационные системы. Закон города – это, конечно, хорошо, но его эффективное использование требует ряда подзаконных актов, регулирующих отношения между ведомствами. Считаю, что нам всем следует заняться этой проблемой, этого ждет "Электронная Москва".


Бачурина Светлана Самуиловна - первый заместитель начальника отдела Первого заместителя Мэра Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, кандидат технических наук.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 63-65.