Информационные технологии на службе города
Систер В.Г.

Информационные технологии на службе города

В.Г. Систер



Городская целевая программа "Электронная Москва" обещает превратить столицу в город высоких технологий и информационного общества. Сам факт появления такой программы, по моему убеждению, говорит о приоритетности для московских властей сферы высоких технологий, которые становятся основным источником экономического роста.

"Электронную Москву" начали разрабатывать по постановлению московского Правительства в августе 2002 года. Для городской целевой Программы она приобрела поистине глобальный характер, потому что учитывает интересы не только одних лишь муниципальный властей и московских предприятий. "Электронная Москва" претендует даже на то, чтобы решить "проблему информационного неравенства" – иными словами, обеспечить буквально каждого в столице самым современным доступом к информационным ресурсам

Программу будут реализовывать по нескольким направлениям. Прежде всего, начнут совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере информационных технологий. Будет создан электронный портал московского правительства и информатизировано городское управление – все это облегчит проведение в городе административных реформ. Информационно-коммуникационные технологии также начнут внедрять в такие сферы деятельности, как культура, образование, здравоохранение, чтобы и здесь не отставать в развитии.

К настоящему времени городскими структурами в основном завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. В то же время следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы. Поэтому одной из наиболее важных задач является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами.

Открытое акционерное общество "Московский комитет по науке и технологиям" (ОАО МКНТ) – базовая организация Правительства Москвы. К слову сказать, МКНТ выиграл конкурс на обеспечение до 2005 года проведения всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во всех отраслях знания, включая информационную сферу, и является головным представителем Москвы по этому направлению бизнеса. После конкурса в МКНТ вместо одного подразделения было создано три, и число людей, занимающихся электронным бизнесом, увеличилось в несколько раз.

Пользуясь случаем, я хотел бы еще раз напомнить – последние десятилетия Москва являлась одним из крупнейших мировых научных центров. Здесь сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны. Вот только некоторые показатели, характеризующие наш город как научный центр:

  • доля Москвы в числе занятых в России научными исследованиями и разработками последние годы растет и достигла 37%;
  • в Москве сосредоточено более 50% исследователей высшей квалификации – докторов наук;
  • научные связи российских ученых с зарубежными коллегами более чем на 50% концентрируются в Москве.

Перевод экономики на рыночные условия хозяйствования требует совершенствования механизмов экономического регулирования, разработки современного экономического инструментария для оптимизации управления социально-экономическим развитием города.

Комитет по науке и технологиям обеспечивает разработку более 1000 проектов по различным отраслям знаний. Это свыше 20 программ, которые, в свою очередь, подразделяются на подпрограммы в соответствии с различными сферами деятельности: наука, промышленность, здравоохранение, просвещение, образование и так далее. Общеизвестно, что ИКТ сегодня являются мощным инструментом обновления и повышения эффективности всех сфер деятельности. Однако уровень информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки, находящихся в ведении Москвы, все еще остается низким. В качестве одной из стратегических задач движения города к информационному обществу должны стать разработка и реализация комплекса мероприятий по информатизации соответствующих сфер городской жизни.

Хочу несколько слов сказать о некоторых конкретных программах, реализацию которых предусматривает новая городская программа. Основополагающим фактором обеспечения открытости информационных систем является стандартизация интерфейсов. Реализация данного проекта позволит делать любую проектируемую информационную систему доступной к изменениям с наименьшими затратами финансов и трудовых ресурсов. Комитет проводит в настоящее время работы по созданию нормативной базы взаимодействия и интеграции информационных ресурсов и информационных систем города Москвы в единое информационное пространство, что является одной из задач "Электронной Москвы".

Для улучшения координации и повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечения к этим работам большого числа научных кадров планируется создать информационный ресурс, охватывающий практически все сферы научной деятельности в г. Москве. Этой информацией будут пользоваться как государственные органы и городские организации, так и специалисты, ведущие научные разработки.

Мне представляется также очень интересной программа Автоматизированный интегрированный банк данных (АИБД) "Население". Вы все знаете, что Москва является одним из крупнейших мегаполисов мира. Ее население составляет 8538 тыс. человек, а включая гостей столицы – более 11 млн. человек.

Регистрация населения ведется более чем в 850 участках дирекций единого заказчика, 163 паспортных столах отделов внутренних дел, 30 отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), 30 окружных военных комиссариатах.

С 1998 года внедряется система АИБД "Население", которая должна объединить информационные ресурсы о населении в интересах органов власти, а также самих граждан. К концу 2002 года в 9-ти административных округах созданы банки данных, в которых содержится информация более чем о 5 млн. жителях и гостях Москвы. Автоматизировано 107 паспортных столов отделов внутренних дел 85 районов Москвы. Однако единая база данных не создана в связи с наличием организационных и правовых проблем. Ее отсутствие приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Поэтому решение этой проблемы также станет одним из приоритетов "Электронной Москвы".

Несколько слов о промышленности. В 2002 году начат комплекс работ по созданию и запуску в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы "Московская промышленность". Это необходимо для принятия правильных и актуальных оперативных управленческих решений Департаментом науки и промышленной политики. Были разработаны общетехнические требования и начаты работы по составляющим важной комплексной системы. В конечном итоге весь цикл намеченных мероприятий по использованию ИКТ в промышленности и структурах ее управления приведет к значительному повышению способности предприятий ориентироваться на рынке, появится возможность более полно удовлетворять запросы потребителей, повысится качество продукции. Предприятия улучшат свое экономическое положение, станут более конкурентоспособными на рынке и более привлекательными для инвесторов.

Теперь несколько слов о городском хозяйстве. Информатизация его подразделений имеет главной своей целью развитие и использование информационных ресурсов в органах исполнительной власти и иных организациях, входящих в городской комплекс. Здесь нас ожидает жилищно-коммунальная реформа, выполнение плана по эффективному развитию систем энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и так далее. Коммунальная отрасль – огромное производство, своеобразный концерн, где прокручиваются огромные средства. Оперативная и достоверная информация о его деятельности позволит экономить финансы, тепло, энергоносители и т.д.

Еще одно направление "Электронной Москвы" – внедрение электронного документооборота. Существующие в настоящее время в Правительстве Москвы системы документооборота недостаточно используют возможности ИКТ, а применяемые в различных органах власти ИС электронного документооборота слабо интегрированы между собой. Все это не позволяет оптимизировать существующие процессы осуществления документооборота, затрудняет обмен документами между подразделениями Правительства Москвы.

Система электронного документооборота должна быть защищена от постороннего несанкционированного вмешательства. Средства системы должны обеспечивать достоверность и целостность документов, обрабатываемых системой. Назрела необходимость создания интегрированной системы защищенного электронного документооборота в целом для Правительства Москвы.

Отсутствие в городе удостоверяющего центра электронной цифровой подписи создает серьезные препятствия в развитии электронной коммерции, использовании ИКТ городскими структурами для расширения круга предоставляемых горожанам услуг, реализации мероприятий по формированию электронного правитель

ства. Создание такого центра позволит в полной мере реализовать предусмотренные настоящей Программой мероприятия. Работы по этому направлению уже ведутся, они поддержаны Правительством.

И в заключение – несколько слов о системе обеспечения городских закупок (Мосгорторги). Все вы знаете, что структуры исполнительской власти города постоянно проводят работу по обеспечению потребности города в выполнении работ, закупок товаров и оказании услуг. Процесс формирования городского заказа имеет устойчивый динамический рост, который сопровождается ростом информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками. Традиционные методы взаимодействия участников выполнения городского заказа вызывают большое число сбоев, ошибок, потери информации, что сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация большинства процессов системы и осуществление всего цикла сделки в электронном виде должны привести к повышению прозрачности закупок, в результате чего снижается возможность хищений и усиливаются возможности контроля. Заодно отпадут упреки, что мы кому-то запрещаем или ограничиваем доступ к московскому рынку.

Для органов власти экономический эффект внедрения системы должен выразиться в экономии бюджетных средств за счет большого числа участников торгов, усиления конкуренции и более объективного выбора потенциальных поставщиков, предлагающих лучшие условия. Наш расчет показывает, что эта экономия может составить до 20% бюджетных средств.


Систер Владимир Григорьевич - Генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям".


&copy Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 22-24.