О журнале
Рекомендации
Использование единых информационных стандартов и интеграционных методов для организации взаимодействия властных структур и хозяйственных субъектов города Москвы
Рябенький И.А.
И.А. Рябенький
Основная задача, которая сегодня стоит перед Правительством Москвы в рамках проекта "Электронная Москва" (ЭМ) – это создать единую, максимально интегрированную среду информационного обмена, единое информационное пространство для всех структур государственной власти, московских служб и предоставить максимально удобный информационный сервис для пользователей, начиная от представителей городского управления до простого жителя города.
Для этого, а также для того, чтобы избежать серьезных проблем и неоправданно завышенных затрат на функционирование систем "Электронной Москвы" в будущем, необходимо уже сегодня обеспечить скоординированность разработки проектов. Иначе мы можем получить не единое "городское информационное пространство", а нечто вроде лоскутного одеяла, состоящего из различных несовместимых и не взаимодействующих друг с другом систем.
"Во главу угла" необходимо уже сейчас поставить ROI, т.е. обеспечить эффективность использования бюджетных денег уже на этапе начала программы, ее планирования и выбора подрядчиков. Необходимо обеспечить возможность тиражируемости проектов, т.е. разрабатываемые решения должны иметь возможности и настройки, позволяющие многократно использовать эти решения. Причем критериями выбора тиражируемого решения должны быть лучшие функциональные возможности, удобство используемости, возможность интеграции с другими системами, стандартизация представления информации и т.д., а не выбор решения по принципу "кто первый успел".
Перед началом осуществления проектов необходимо разработать документы, описывающие общие нефункциональные требования к системам и спецификации для обеспечения способности к взаимодействию и поддержанию согласованности информационных систем, придать этому документу нормативный характер и обязать всех исполнителей строго следовать этим требованиям.
В чем заключаются эти требования или, вернее, что эти требования должны обеспечивать?
1. Межсетевое взаимодействие между системами и упрощенное взаимодействие между системами на уровне обмена данными.
2. Соблюдение единых правил (стандартов) создания, описания, классификации информации.
3. Обеспечение единой системы поиска по всем информационным ресурсам "Электронной Москвы".
4. Возможность организации бизнес-взаимодействия (collaboration) систем ЭМ.
5. Возможность функциональной интеграции между собой различных фрагментов систем ЭМ, выполняющих дополняющие друг друга бизнес-функции.
6. Возможность интеграции информации на уровне баз данных.
Необходимо использовать единые классификаторы информации и стандарты обмена данными, единые или объединяемые базы данных, позволяющие значительно сэкономить как на уровне проектирования систем, так и при дальнейшей их эксплуатации. В нашей стране существует несколько десятков классификаторов (кодов) бизнес-информации, которые часто практически несовместимы друг с другом (как, впрочем, и с интернациональными классификаторами) и на равных правах используются в существующих информационных системах. Проблема выбора стандартов представления, обмена и классификации информации должна решаться в русле общемировых тенденций – именно это позволит избежать ненужных трат в будущем, при эксплуатации систем.
Следует учесть при этом не только предложения участников проектов, но опыт российских компаний, стоящих на передовых технологических рубежах. Нам необходимо использовать в проектах самые современные технологии. Если проанализировать, как осуществляются аналогичные проекты в мире, то можно понять – они реализуются на следующих основных принципах:
- использование общих спецификаций и протоколов для всех информационных систем органов исполнительной власти;
- принятие языка XML и его расширений в качестве основополагающего стандарта для интеграции данных и инструментов;
- принятие технологии браузеров в качестве ключевого интерфейса взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- введение метаданных во все информационные ресурсы органов исполнительной власти.
Использование в проектах самых современных технологий, таких как сервис-ориентированная архитектура, веб-сервисы и т.п., позволяет, например, начать эксплуатацию систем на более раннем этапе, уйти от необходимости одновременного ввода в действие всех частей проекта. Благодаря такому подходу организуется возможность последовательного подключения сервисов, обеспечивая при этом как разнородность сервисов, так и многовариантность их использования.
Преимущества от использования хорошо стандартизованных электронных услуг будут получены всеми без исключения участвующими сторонами, включая департаменты информационных технологий в органах исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, простых пользователей-граждан и поставщиков решений. Эти преимущества будут заключаться в следующем:
- уменьшение дублирования данных и информационных входов;
- снижение рисков и предотвращение дублирования разработок благодаря повторному использованию технических решений, компонентов и ресурсов;
- упрощение интеграции систем и уменьшение затрат на их обслуживание.
Очень перспективным решением для обеспечения эффективности использования единого информационного пространства города Москвы является создание Единого городского регистра сервисов – специализированного информационного ресурса, объединяющего описания всех сервисов систем, действующих в рамках "Электронной Москвы", и предоставляющего к ним доступ из всех систем. Это позволяет осуществлять гибкое конфигурирование сервисных возможностей систем, создавать сложные сервисы, использующие информацию, хранящуюся в различных системах, обеспечивать возможность взаимодействия систем и даже организацию единых бизнес-процессов для разнородных систем.
Например, системы служб социального страхования, Пенсионного фонда или Регистр населения г. Москвы могут работать на единой базе данных, дополняя функциональность друг друга и предоставляя дополнительный сервис своим пользователям. Единый информационный портал Комитета здравоохранения г. Москвы может использовать в своей работе не только информацию из локальных информационных систем здравоохранения и других медицинских служб, но и информацию, например, городской службы спасения или Комитета по социальному обеспечению. Интеграция этого портала с другими системами или использование городского регистра услуг позволяет пользователям портала организовать поиск и получить информацию о любом жителе Москвы (Регистр населения), получить информацию о доступности лекарственных средств (Городская база товаров и услуг), предоставить городской системе здравоохранения возможность организации тендера на закупки (Городская система управления закупками) и т.п.
И, в заключение, упомянем еще об одной задаче, которую можно эффективно решить путем использования современных методов интеграции и стандартизации информации. Это проблема создания удобного, простого и понятного сервиса, предоставляемого городскими властями московским хозяйствующим субъектам и городским жителям. Это достигается только тщательной проработкой возможностей новых информационных систем, обеспечением удобства и эффективности их использования, обеспечением прозрачности деятельности властных структур. Стандартизация при этом крайне необходима, поскольку взаимодействующие данные будут полностью интероперабельными, а хозяйствующие субъекты и граждане будут иметь возможность найти нужную им городскую информацию или услуги без необходимости знать структуру органов исполнительной власти и круг ответственности их департаментов.
В противном случае эти системы не будут использоваться, т.е. не будет их реального внедрения, что мы могли уже наблюдать в недавнем прошлом при создании аналогичных разрозненных систем.
Рябенький Игорь Аркадьевич - президент компании "UnitSpace".
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 86-88.