О журнале
Рекомендации
Технологические моменты модернизации системы ведения реестров имущества города Москвы
Корнилов А.Г.
А.Г. Корнилов
Сегодня мы обсуждаем Концепцию модернизации единого реестра собственности города Москвы. Эта Концепция предполагает создание интегрированной информационной системы учета собственности города, в том числе:
- городской собственности в пределах и за пределами Москвы;
- учреждений и предприятий;
- собственности иных собственников на территории города;
- показателей функционирования городских учреждений и предприятий;
- показателей использования городского имущества и оценки эффективности использования;
- решений органов власти города (в том числе и территориальных, и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фактических результатов их исполнения.
Напомним те основные задачи, которые эта Концепция должна решать.
Первая – учетная.
Вторая – справочно-статистическая.
Третья – использование математических методов прогноза для повышения эффективности принятия управленческих решений.
Эти задачи лежат на поверхности и абсолютно понятны. Возникает серьезный вопрос: почему раньше не пробовали их решить? Мешали сложности – субъективные и объективные. Об объективных сложностях уже было сказано в предыдущем выступлении О.О. Яковлева. Напомню, что здесь главное – однозначная идентификация объекта. Нельзя автоматизировать процесс, пока однозначно не определено, что понимать в реестре под словами: "адрес", "строение", "физическое" или "юридическое лицо", "орган власти" и т.д. Возникает большая путаница.
К примеру, долгое время, понимая, что "адрес" и "строение" – два разных понятия, тем не менее во многих информационных системах такой объект как "строение", не вводился, хотя функционально был необходим.
С другой стороны, есть пять официально утвержденных реестров в городе, которые существуют на основе нормативных документов, еще два находятся на этапе формирования. Но существует много ресурсов, описанных на федеральном уровне, которые в нормативных документах города еще как бы не зафиксированы и не определены, однако имеют отношение к московской собственности.
При формировании справочно-статистической отчетности также есть вопросы, требующие решения. Программист не должен участвовать в формировании любого запроса. Эта работа должна стать уделом обычного, продвинутого пользователя, которых становится с каждым годом все больше в органах управления. Однако таких пользователей необходимо обеспечить соответствующим программным обеспечением, этого требует логика совершенствования системы. Впрочем, уже существует так много разных систем, на которые можно опираться, что изобретать что-либо в этой области, на мой взгляд, неразумно.
Сегодня возникла уникальная ситуация: благодаря волоконно-оптической сети Комкора появилась реальная возможность объединения информационных систем и БД государственных органов. Проект модернизации ведения реестров городской собственности строится не на теории. Его особенность заключается в том, что основные информационные базы данных, описывающие объекты, находятся как бы вне настоящей информационной системы.
Общеизвестно, что практически завершено формирование ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения городскими структурами экономических и социальных задач, стоящих перед ними. Сегодня требуется сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Но до сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе информационных систем, отсутствует комплекс стандартов и протоколов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их сетевой интеграции. Поэтому первоочередной задачей является разработка и применение в соответствии с выбранными стандартами механизмов интеграции. Требуется установить, какие нормативно-технические требования должны быть предъявлены к информационным ресурсам, подлежащим интеграции.
В настоящее время появилась альтернатива использованию программного обеспечения на основе "закрытого" кода и использования закрытых форматов данных. Появилось системное, офисное и прикладное программное обеспечение, разработанное на основе открытого исходного кода. В государственных и муниципальных органах других стран (Германия, Австралия, Эстония, Бразилия, Китай и ряд других стран) последние два года сформировалась тенденция отказа от использования "закрытого" ПО и переход на ПО с открытым исходным кодом. Одной из причин такого перехода стала необходимость для государства обеспечить информационную безопасность путем сертификации и контроля за соблюдением условий сертификации такого ПО. Другая причина заключается в возможности разработки специализированных дистрибутивов, состав которых определяется целями и задачами информационных систем органов власти.
Я коротко остановился на тех вопросах, которые необходимо решить при реализации Концепции модернизации единого реестра собственности Москвы. Безусловно, всем понятно, что этот проект должен стать одной из подсистем городской целевой программы "Электронная Москва".
Корнилов Александр Георгиевич - Генеральный директор ЗАО "Бизнес-Софт".
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 61-62.