Рекомендации Международной конференции "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний"
Unknown Author

Рекомендации Международной конференции "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний"



Участники Международной конференции "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний", прошедшей 9 декабря 2002 г. в Москве при участии представителей 21 страны и ряда международных организаций, отмечают, что:

1. Переход современной цивилизации к информационному обществу становится фактом. Большинство развитых и многие развивающиеся страны еще в середине 1990-х сделали свой социально-экономический выбор, приняв национальные программы развития информационного общества.

2. Россия декларировала свою приверженность идее информационного общества фактом подписания Окинавской хартии глобального информационного общества. Страна активно включилась в процесс подготовки к Всемирной Встрече на высшем уровне по информационному обществу (ВВВУИО). Представители целого ряда российских организаций участвуют в деятельности международных сетей по обмену знаниями и опытом в области создания и использования ИКТ для развития.

3. В России за последнее десятилетие сформировались факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу.

К таким предпосылкам можно отнести:

  • успешное развитие отечественного рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг;
  • ускоренное развитие систем и средств телекоммуникации;
  • достаточно высокий уровень информатизации многих отраслей хозяйства, банковской сферы и сферы государственного управления;
  • растущая интеграция России в мировое политическое и экономическое сообщество;
  • усиление использования информации, постепенное превращение информации в общественный ресурс развития.

4. Информационное общество в России развивается достаточно динамично, однако этот процесс происходит в достаточной степени хаотично. В стране уже выполняется в настоящее время целый ряд программ, в первую очередь, ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Они охватывают вопросы использования ИКТ в области государственного управления, образования, торговли и др., но эти программы решают, преимущественно, частные задачи и не объединены общегосударственной стратегией развития страны.

5. Необходима разработка и реализация национальной стратегии и программы развития России в условиях перехода к глобальному информационному обществу и формирования экономики, основанной на знаниях, с учетом тенденций мирового развития, международного опыта формирования информационных обществ и национальных интересов России. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как стратегическая задача высокого приоритета.

6. Реализация национальной стратегии и программы перехода к информационному обществу призвана обеспечить:

  • повышение качества жизни и более широкие возможности для всестороннего развития всех граждан;
  • сохранение и развитие человеческого потенциала;
  • интеграцию России в мировое экономическое пространство в качестве сильного и равноправного партнера, в полной мере использующего конкурентные преимущества экономики, опирающейся на информацию и знание;
  • повышение эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти на всех уровнях;
  • формирование и укрепление институтов гражданского общества;
  • преодоление информационного неравенства в обществе.

7. Национальная стратегия и программа перехода к информационному обществу должны базироваться на следующих принципах:
  • обеспечение доступа к средствам ИКТ, информации и знанию для всех граждан вне зависимости места жительства;
  • предоставление универсального доступа к информации и услугам ИКТ по приемлемым ценам для большинства населения;
  • создание благоприятных условий для сохранения культурного и языкового разнообразия;
  • сохранение и развитие человеческого потенциала за счет повышения эффективности систем образования, повышения квалификации, здравоохранения и социального обеспечения;
  • предотвращение и парирование угроз информационной безопасности и противодействие информационному терроризму и информационному криминалу;
  • участие в международном диалоге по вопросам политики формирования информационного общества, выработка взаимоприемлемых норм и стандартов, участие в международных программах сотрудничества.

8. С экономической точки зрения развитие информационного общества означает формирование экономики, основанной на знаниях, в которой экономический рост все в большей степени зависит от производства и эффективного использования информации и знания. Успешное формирование в стране экономики знаний подразумевает наличие:
  • динамичной информационной инфраструктуры и конкурентоспособного информационного сектора экономики, которые могли бы обеспечить эффективные коммуникации, распространение и обработку информации, а также разнообразные информационно-коммуникационные услуги для всего общества;
  • эффективной регулирующей и деловой среды, способствующей инициативе в использовании существующего знания, производстве нового знания и предпринимательстве;
  • критической массы творческих людей, имеющих образование и навыки, необходимые для производства и использования знания;
  • эффективной инновационной системы, представляющей собой сеть исследовательских институтов, вузов, компаний, экспертных и аналитических центров и других структур для использования растущего запаса глобального знания, его ассимиляции и адаптации к местным нуждам, а также создания новых знаний и технологий.

9. Разработка и реализация стратегии и программы перехода России к информационному обществу и формирования экономики знаний должны осуществляться на основе сотрудничества, взаимного доверия и согласования интересов ведущих сил общества – государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества, доноров и инвесторов.

10. Важную роль играет участие России как государства в деятельности международных организаций и инициатив, а также участие государственных, частных и неправительственных организаций России в деятельности сетей сотрудничества на международном, региональном и национальном уровнях. Это поможет нашей стране находиться на переднем крае современных тенденций развития, осуществлять эффективные социально-экономические реформы, инициировать или встраиваться в крупномасштабные программы использования ИКТ и знания для всестороннего развития. Международное сотрудничество должно способствовать тому, чтобы накопленный в каждой стране интеллектуальный, научно-технический, образовательный и культурный потенциал использовался для развития других стран.

Конференция рекомендует:

Российским органам власти на федеральном уровне:

1. Признать высоким государственным приоритетом разработку и реализацию национальной стратегии и программы перехода России к информационному обществу, направленных на обеспечение долгосрочного социально-экономического развития страны, основанного на широком практическом использовании ИКТ, инноваций и знания как основных возобновляемых ресурсов России.

2. Рассматривать стратегию и программу перехода России к информационному обществу как системообразующие элементы, обеспечивающие координацию разрабатываемых и реализуемых федеральных целевых программ, таких как "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" (Минсвязи России – координатор), "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." (Минобразования России), другие инициативы и программные мероприятия, такие проекты как "Российский портал развития" (при поддержке Всемирного Банка), "Поколение.ру" (при поддержке Федерации Интернет-образования) и др.

3. При формировании стратегии и программы перехода России к информационному обществу выделить следующие направления:

  • совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процесса перехода России к информационному обществу;
  • развитие и модернизация существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, в первую очередь, за счет развития широкополосного доступа;
  • широкое использование ИКТ в образовании на всех уровнях, включая последующие формы подготовки и переподготовки специалистов;
  • совершенствование и развитие методов информационного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и населения, базирующихся на широком использовании ИКТ; содействие реализации концепции "электронного правительства и активного правления" – расширению участия общества в формулировании государственной политики и принятии решений государственной важности;
  • развитие научных исследований и разработок в сфере высоких технологий и экономики знаний;
  • развитие национальной инновационной системы;
  • развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, прежде всего, в социально значимых отраслях; создание национальных информационных ресурсов, доступных через интернет;
  • подготовка населения России к жизни и работе в информационном обществе, в том числе разработка и проведение демонстрационно-просветительских кампаний по использованию ИКТ;
  • вовлечение в деятельность по развитию информационного общества, а также в использование ИКТ, информации и знания всех субъектов общественной жизни независимо от экономического статуса;
  • выработка государственной политики содействия международному сотрудничеству в процессе формирования глобального информационного общества.

4 . Обеспечивать корректировку стратегии и программы перехода России к информационному обществу на основе постоянного мониторинга системы показателей использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении, социальной сфере.

5. Обеспечивать консолидацию усилий и ресурсов общества и государства на создание социальных мотиваций формирования информационного общества и его экономической основы.

6. Вынести на широкое обсуждение в обществе основных концептуальных положений стратегии и программы перехода России к информационному обществу, поскольку только на основе достижения взаимопонимания и взаимодействия государства, бизнеса, институтов гражданского общества и международных донорских организаций можно рассчитывать на успешное достижение поставленных целей.

7. Организовать в печатных и электронных СМИ широкую кампанию по поддержке усилий, предпринимаемых государством и обществом по обеспечению перехода России к информационному обществу и международному сотрудничеству в этой области.

8. Оказывать всемерную поддержку деятельности партнерских сетей, содействующих эффективной подготовке и реализации стратегии и программы перехода России к информационному обществу и формирования экономики знаний.


Российским органам власти на региональном уровне:


1. Содействовать разработке и реализации стратегий и программ перехода к информационному обществу для регионов России на основе соответствующих документов, а также анализа информационной инфраструктуры и готовности региона к жизни в информационном обществе.

2. Максимально использовать международный, российский и региональный опыт разработки и реализации программ перехода к информационному обществу и проектов развития.

3. Способствовать формированию бизнес-климата, благоприятствующего деловой активности, открытой конкурентной среды для ведения бизнеса, притоку инвестиций в регион.

4. Способствовать активному участию различных сообществ в разработке и реализации региональных стратегий и программ, формированию региональных партнерств развития, а также в общенациональных и международных инициативах, программах и проектах развития.

5. Поощрять использование ИКТ в наиболее важных областях (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) для улучшения качества жизни и работы.

6. Оказывать всемерную поддержку деятельности, направленной на сохранение и развитие уникальных местных информационных ресурсов с целью сохранения и популяризации местных языков и культуры.


Руководителям российских компаний, организаций гражданского общества, научно-исследовательских и образовательных учреждений, международных донорских организаций, инвестиционных компаний:


1. Оказывать поддержку программам и проектам, направленным на:

  • развитие информационной инфраструктуры в России как важнейшего условия обеспечения широкого доступа граждан к информационным ресурсам и услугам;
  • активное использование ИКТ для ведения бизнеса в целях усиления инновативности предпринимательской деятельности и повышения производительности, сокращения расходов на транзакции, использования преимуществ сетевых форм взаимодействия; привлечения инвестиций, увеличения количества рабочих мест;
  • создание центров общественного доступа к интернету и мультимедиа для обеспечения универсального доступа граждан к глобальным информационным сетям и современным информационным ресурсам и технологиям;
  • реализацию концепции "электронного правительства и активного правления" для все большего вовлечения общества в принятие государственных решений на национальном, региональном и местном уровнях;
  • развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, прежде всего, в социально значимых отраслях;
  • развитие национальных и местных информационных ресурсов, доступных через интернет;
  • расширение возможностей трудовой деятельности, получения образования и организации досуга через использование ИКТ для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • развитие дистанционного обучения и реализацию концепции обучения на протяжении всей жизни;
  • обучение специалистов из различных сфер деятельности использованию ИКТ в повседневной практике;
  • подготовку населения России к жизни и работе в информационном обществе, в том числе разработку и проведение демонстрационно-просветительских кампаний по использованию ИКТ.

2. Активно участвовать в деятельности местных, национальных и международных партнерских сетей, направленной на развитие информационного общества и экономики знаний.

3. Активно участвовать в процессе обсуждения, разработки и реализации государственной политики, стратегий и программ перехода к информационному обществу в России на национальном, региональном и местном уровнях.


Москва, 9 декабря 2002 г.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 106-108.