Казахстан на пути к информационному обществу
Скорынина Л.Ю.

Казахстан на пути к информационному обществу

Л.Ю. Скорынина



Введение

В статье показано место Казахстана в мировом информационном сообществе, приведены некоторые факторы, на основе которых можно судить о достижениях Казахстана в сфере развития ИКТ. Обозначены также приоритеты развития, определенные в законодательной базе (в частности, в Государственной Программе формирования и развития информационной инфраструктуры РК), дана характеристика основным участникам рынка – правительственным структурам, неправительственным и международным организациям.

В заключение дана оценка рекомендациям, которые были выработаны в ходе конференции по развитию электронной коммерции в Казахстане. По мнению автора, сфера их применения достаточно широка, поэтому их будет полезно принять к сведению российским коллегам. Эти рекомендации структурированы в соответствии с основными секторами (правительство, представители частного сектора, неправительственные, а также международные организации).

Место Казахстана в мировом сообществе

За последние несколько лет стала очень популярной идея проведения оценки электронной готовности стран. Данные исследования были осуществлены в нескольких целях:

  • определить готовность стран к вступлению в мировое информационное сообщество;
  • определить сильные и слабые стороны отдельно взятой страны или региона;
  • позволить провести сравнительный анализ между странами и регионами;
  • позволить скорректировать инвестиционную политику или целевое использование донорских денег;
  • на основе проанализированных фактов выработать рекомендации правительству по проведению политики в области развития информационных технологий.

Методологии исследования электронной готовности отличаются по целям, детализации и направленности. Список имеющихся методологий можно найти на сайте http://www.infodev.org/ereadiness/methodology.htm

Сейчас мне бы хотелось остановиться только на одном исследовании, которое было предпринято в мае 2001 года консалтинговой компанией McConnell International http://www. mcconnelinternational.org. Копию данной работы на английском языке можно найти на http://mcconnelinternational.com/ereadiness/ereadinessreport2.htm.

В ходе данного исследовании были оценены 53 страны мира, в число которых входил и Казахстан. Параметры, по которым оценивалась готовность, включали в себя: "коннективность", е-лидерство, информационная безопасность, человеческий потенциал и существующий климат для развития электронного бизнеса. Уровень развития каждого из вышеперечисленных параметров определялся по трехбалльной шкале – "слабо", "средне", "высокоразвито". Внизу приведен график (рис. 1) из данного исследования, где четко видно место Казахстана по отношению к другим странам. Для целей графического воспроизведения уровней развития были присвоены следующие цвета:

  • "слабо" – светло-серый цвет,
  • "средний" – серый цвет,
  • "высокоразвито" – темно-серый цвет.

Рис. 1. Место Казахстана по готовности к электронному развитию среди других стран.


Экспертами McConnell International был также составлен график, приведенный ниже. Здесь страны рассматриваются немного в другом аспекте – по уровню наличия и использования инновационных идей и потенциального резонанса инициатив, которые имеют место на данный момент. Страны с более высоким уровнем внедрения инновационных идей имеют более высокий шанс выйти вперед в будущем и позволить успешно развиваться бизнесу и правительству, повышая уровень жизни своих граждан. Взглянув на данный график (рис. 2), можно убедиться, что Казахстан занимает далеко не лидирующее место.


Рис. 2. Место Казахстана среди других стран по уровню внедрения инновационных идей.


В то же самое время хочется отметить, что данное исследование было подготовлено McConnell International в мае 2001 года и с тех пор в стране произошли заметные изменения. Ниже приведены некоторые факты, подтверждающие данный тезис.
  • Кол-во регулярных пользователей интернета увеличивается примерно на 50% каждый год (в настоящее время их более 200 тыс. чел.).
  • Количество пользователей беспроводной связью стремительно растет (в 1999 г. их было 30 тыс. чел., в начале 2002 г. – 800 тыс. чел., к началу 2003 г. должно достичь 1,5 млн. чел.!).
  • Использование интернета бизнесами для обмена электронной почтой, поиска информации, маркетинговых исследований беспрерывно растет.
  • Веб-услуги (разработка веб-сайтов, хостинг и т.д.) довольно хорошо развиты. Качество услуг хорошее.
  • Разработка онлайнового информационного содержания медленно, но растет.
  • Финансовый сектор – лидирующий. Банки возглавляют инициативы по внедрению электронного "банкинга", платежных карт, обработки онлайновых платежей1 .

Приоритеты развития в сфере информационных технологий, определенные в законодательной базе

Казахстан законодательно определил приоритеты своего развития в информационной сфере через формирование национальной инфраструктуры (НИИ), которая рассматривается как часть Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ)2 , реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем.

Основным документом является Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры Республики Казахстан (утверждена Указом Президента № 573 от 16.03.2001). Данная Программа содержит законодательные приоритеты в государственном и коммерческом секторах.

Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры РК (НИИ) – среднесрочная, на 2001-2003 гг.

ЦЕЛЯМИ данной программы являются:

  • формирование национальной информационной инфраструктуры (НИИ) Республики Казахстан;
  • формирование в экономике, государственном управлении, культуре и социальной сфере новых технологических укладов, базирующихся на использовании перспективных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций;
  • создание рынка информации и знаний;
  • обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства;
  • повышение роли информационной инфраструктуры в системе общественного производства.

Основные МЕРОПРИЯТИЯ Программы:
  • создание нормативной правовой базы национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан;
  • совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере информатизации;
  • внедрение новых информационных технологий и технических средств;
  • обеспечение доступа в интернет широким слоям населения страны;
  • создание системы управления государственными информационными ресурсами.

Основные ПРИНЦИПЫ реализации государственной политики в информационной сфере:

1. построение НИИ на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабность информационных ресурсов;

2. стандартизация, унификация и сертификация средств и систем информатизации;

3. обеспечение регламентируемого универсального доступа к ресурсам НИИ для всех потребителей и поставщиков информации;

4. самоорганизация НИИ на базе правового регулирования со стороны государства и доступности информационных ресурсов государственных органов;

5. расширение сферы применения государственного (казахского) языка в информационных технологиях;

6. использование созданных ранее информационных систем и миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы;

7. учет, регистрация информационных ресурсов и обеспечение регламентируемого доступа к информации об их составе, размещении и условиях использования для всех заинтересованных организаций и граждан;

8. оптимизация затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;

9. обеспечение информационной безопасности и независимости страны

Реализация программы НИИ осуществляется через исполнение следующих ПОДПРОГРАМ:

  • Подпрограмма 1. Мониторинг состояния информационно-телекоммуникационных систем.
  • Подпрограмма 2. Создание стандартов электронного обмена данными.
  • Подпрограмма 3. Внедрение электронной коммерции, аукционов и тендеров.
  • Подпрограмма 4. Создание информационной инфраструктуры государственных органов.
  • Подпрограмма 5. Интеграция информационно-телекоммуникационных систем государственных финансов.
  • Подпрограмма 6. Создание государственных баз данных.
  • Подпрограмма 7. Мониторинг социально-экономического развития.

Основные участники рынка

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

  • Комитет по Связи и Информатизации (сформирован специально уполномоченный орган с очень широкими властными полномочиями и соответствующими организационными структурами в регионах в системе Министерства Транспорта и Коммуникаций);
  • Межведомственная комиссия по радиочастотам;
  • Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан;
  • Государственный комитет по сертификации, стандартизации и метрологии РК.

Особо следует остановиться на основном участнике рынка из правительства – Комитете по Связи и Информатизации. Основными функциями данного комитета являются:
  • участие в разработке государственной политики, в том числе научно-технической, тарифной и инвестиционной, а также программ развития инфраструктуры;
  • государственный контроль и надзор за деятельностью в области информатизации;
  • создание условий для функционирования рынка информатизации;
  • разработка проектов нормативных актов и программ развития информационной инфраструктуры;
  • контроль за соблюдением законодательства в области лицензирования;
  • государственный контроль за взаимодействием операторов связи, владельцев ведомственных и иных сетей телекоммуникаций;
  • определение порядка пропуска междугороднего и международного графика сетей телекоммуникаций, образующих сеть телекоммуникаций общего пользования;
  • определение принципов взаиморасчетов между взаимодействующими операторами сетей телекоммуникаций за пропускаемую нагрузку;
  • определение порядка распределения ресурсов нумерации сетей телекоммуникаций;
  • организации работы по распределению адресного пространства казахстанского сегмента сети Интернет;
  • сбор статистической отчетности от операторов связи и владельцев (собственников) информационных ресурсов.

Комитет издает акты, имеющие обязательную юридическую силу, и вносит обязательные предписания для юридических и физических лиц.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Здесь следует остановиться на проекте "Глобальная Инициатива по Политике Интернет" (GIPI), координатором которого я являюсь в Казахстане. Реализация данного проекта в нашей республике началась в 2001 году.

Учредители проекта – неправительственные общественные организации: Центр Демократии и Технологий (Center for Democracy and Technology, CDT) и Интерньюс (Internews Network). Проект GIPI финансируется при поддержке Института Открытого Общества, America Online, Microsoft, Markle Foundation и других фондов и корпораций. В настоящий момент проект GIPI реализуется в 16 странах мира.

Основная цель GIPI – способствовать развитию политики государства, направленной на создание открытого и демократического интернета. Проект работает в тесном сотрудничестве со всеми секторами общества — государственным, неправительственным и частным, а также международными и донорскими организациями. Работая в партнерстве, Проект GIPI добивается решения следующих задач:

  • продвижение правовой реформы, способствующей развитию интернета и информационных технологий;
  • создание коалиционных рабочих групп из представителей государственного, общественного и предпринимательского секторов;
  • консультирование и информирование представителей власти, общественности и предпринимателей о развитии децентрализованного, открытого интернета, направленного на установление рыночных отношений;
  • разработка законопроектов, аналитических обзоров, комментирование действующего законодательства и подготовка предложений по его реформированию.

Основные сферы деятельности ГИПИ подразделяются на законотворческую и деятельность, не имеющую отношение к законотворчеству:

Международные организации

Основными участниками рынка развития информационных технологий в Казахстане являются:

  • Институт Открытое Общество (Фонд Сороса, Казахстан);
  • Программа Развития Организации Объединенных Наций;
  • Британский Совет;
  • PRAGMA (USAID);
  • IREX (IATP).

А теперь расскажем поподробнее о деятельности каждой из организаций.

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО (Фонд Сороса, Казахстан) – реализует проекты ИОО, имеющие отношение к построению информационного общества.

Проекты 2002:

  • Развитие информационной инфраструктуры;
  • Информационный центр как центр местного сообщества;
  • Информационные ресурсы: новые возможности для НПО;
  • Поддержка казахского языка в информационном пространстве РК.

Проекты 2003 года:
  • Развитие информационной инфраструктуры;
  • Информационные ресурсы: новые возможности для НПО;
  • Виртуальные сообщества для построения открытого общества;
  • Поддержка казахского языка в информационном пространстве РК.

За более подробной информацией по проектам Фонда Сороса можно обращаться к Юлии Леоновой (yleonova@soros.kz)

UNDP – находится в стадии планирования своей деятельности в области развития ИКТ. Приоритетное направление - развитие электронного правительства. За более подробной информацией можно обратиться к Юлии Вильчик, советнику по внедрению Информационных Технологий (julia.vilchik@undp.kz).

BRITISH COUNCIL – находится в стадии планирования деятельности по развитию ИКТ. Приоритетное направление - электронное правительство, семинары для государственных служащих высшего и среднего звена, подготовка учебных материалов. За более подробной информацией можно обратиться к Татьяне Поповой Tatiana.popova@britishcouncil.kz

PRAGMA (USAID) – проект по Развитию Торговли и Инвестициям. Приоритеты – развитие электронной коммерции, развитие системы электронных закупок (e-procurement), интерес к развитию электронных таможен. За более подробной информацией можно обратиться к Полу Папье, руководителю проекта (ppieper@pragma.kz ).

IREX (IATP) – создает пункты открытого доступа в интернет в регионах, предоставляет dial-up доступ в интернет для выпускников государственных программ США и неправительственных организаций, организует и предоставляет тренинги в области ИКТ, стимулирует информационное наполнение на местных языках, проводит конкурсы на получение малых интернет-грантов, организует летние интернет-лагери. За более подробной информацией можно обратиться к Дэвиду Джеа, заместителю Регионального менеджера (Djea@freenet.kz).

Рекомендации

Рекомендации по развитию экономики, основанной на знаниях и развитии ИКТ, были выработаны участниками конференции по развитию электронной коммерции (организованной PRAGMA (USAID) в ноябре 2002 года). Рекомендации были выработаны отдельно для правительства, представителей частного сектора, неправительственных и международных организаций. Для каждого из секторов рекомендации были разбиты по отдельным областям:

  • в области разработки стратегии и проведения политики,
  • в области развития законодательной базы,
  • в области развития инфраструктуры,
  • в области проведения работы просветительского характера.

Рекомендации для ПРАВИТЕЛЬСТВА:

В области разработки стратегии и проведения политики:

  • ознакомиться с национальными стратегиями других стран по развитию ИКТ. Это поможет прояснить приоритеты и сформулировать национальный подход и соответствующие программы;
  • четко определить не только приоритеты, но и временные рамки, ресурсы, ключевые индикаторы успеха и механизмы оценки результатов;
  • обеспечить благоприятную политическую обстановку;
  • обеспечить приверженность самых высоких правительственных кругов;
  • обеспечить условия для конкурентных, открытых рынков;
  • обеспечить соответствие международным стандартам (таким, как руководящие принципы ВТО);
  • обеспечить прозрачный, независимый и предсказуемый процесс принятия решений.

В области развития законодательной базы:

  • инициировать, разработать и ввести в жизнь необходимые новые законы (такие, как "Закон по электронному документообороту и ЭЦП");
  • пересмотреть и привести в соответствие действующие законы и юридические термины для охвата новых моделей бизнеса (законы по защите персональной информации, распознавание доменных имен и т.д.). Предложение: использовать региональные и международные альянсы для разработки типовых законопроектов;
  • обеспечить, чтобы проекты законов были открыты для рецензий и комментариев всем заинтересованным лицам (включая представителей бизнеса и НПО).

В области развития инфраструктуры:

  • обеспечить быстрый, полный и недорогой доступ к телекоммуникационной инфраструктуре (включая высокоскоростные каналы);
  • провести опись и соединить все ключевые правительственные компьютеры, программное обеспечение, приложения и системы.

Рекомендации для ЧАСТНОГО СЕКТОРА

В области разработки стратегии и проведения политики:

  • объединяться в эффективные организации (ассоциации), которые позволят индустрии ИКТ согласованно защищать свои интересы;
  • ассоциации на национальном уровне должны объединяться в альянсы с международными ассоциациями для того, чтобы обмениваться опытом и расширять возможности для бизнеса;
  • поддерживать идею создания независимого органа, регулирующего телекоммуникации;
  • участвовать в разработке правительственной концепции и Стратегии, а также в разработке политики в области ИКТ;
  • предоставлять комментарии/жалобы в Комиссию по Естественным Монополиям по поводу каких-либо процессов, создающих препятствия для развития бизнеса.

В области развития законодательной базы:

  • предоставлять комментарии к новым законопроектам;
  • лоббировать интересы индустрии в правительстве.

Рекомендации для НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА:

В области разработки стратегии и проведения политики:

  • принимать участие в совместной разработке Концепции Информационного Общества и Стратегии перехода к таковому (а также других документов, имеющих отношение к развитию ИКТ и информационного общества);
  • поддерживать создание независимого органа, регулирующего телекоммуникации;
  • изучать возможности партнерства на местном и международном уровнях для улучшения механизмов достижения целей в своей стране.

В области развития законодательной базы:

  • проводить исследования и информировать об опыте других стран в области формирования политики конкуренции для сектора телекоммуникаций;
  • работать совместно с правительством в плане разработки новых законопроектов;
  • добиваться того, чтобы законопроекты были открыты для изучения и предоставления комментариев для всех заинтересованных лиц (включая представителей бизнеса и НПО).

Просветительский процесс/процесс по повышению осведомленности:

  • популяризировать подход совместной разработки политики в области ИКТ, а также отдельных документов;
  • способствовать созданию эффективных организаций (например, ассоциаций), которые позволят индустрии ИКТ согласованно защищать интересы общества;
  • просвещать представителей бизнеса и потребителей;
  • организовывать кампании по повышению уровня осведомленности в области ИКТ и доверия информационным технологиям;
  • распространять информацию о лучших методах организации работ (best practices).

Рекомендации для МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИЙ

В области развития концепции и стратегии:

  • формулировать свои стратегии по предоставлению технической помощи странам таким образом, чтобы они отдавали более высокий приоритет развитию компонента по ИКТ;
  • обеспечивать организацию форумов или какой-либо другой организационной структуры для совместного планирования и действий (например, круглого стола для донорских организаций, работающих в сфере ИКТ).
  • наращивать фонд специальных бизнес тренингов по ИКТ – таких, как краткосрочные курсы для бизнесменов.

Просветительский процесс/процесс по повышению осведомленности:

  • способствовать подходу совместной разработки политики в области ИКТ представителями различных секторов;
  • привлекать других доноров и спонсоров в инициативы по развитию ИКТ;
  • организовывать кампании по повышению уровня осведомленности в области ИКТ и доверия информационным технологиям;
  • распространять информацию о лучших методах организации работ (best practices).

В области развития инфраструктуры:

  • продолжать финансировать пункты открытого доступа для общественности, таким образом, увеличивая количество пользователей интернета;
  • продолжать предоставлять финансовую поддержку для развития инфраструктуры (Пример: NATO Silk Road Project, целью которого является увеличения "коннективности" для научных и исследовательских учреждений).

Последние рекомендации – ДЛЯ ВСЕХ НАС:

  • рассказывать про успехи,
  • делиться полученными уроками,
  • учиться у других – решения, касающиеся технической стороны проведения политики и нахождения специфичных решений, уже где-то в мире имеются!

Может быть, это и есть цели сетей партнерства?

Ссылки

1 "Оценка Готовности Казахстана к электронной коммерции": Отчет, подготовленный PRAGMA (USAID) в рамках проекта по Развитию торговли и инвестициям.

2 Глобальная информационная инфраструктура – качественно новое информационное образование, формирование которого начала в 1995 году группа развитых стран мирового сообщества. По их замыслу ГИИ будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.


Скорынина Людмила Юрьевна - Координатор проекта "Глобальная Инициатива в политике Интернет" (ГИПИ) в Казахстане, Республика Казахстан.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 83-88.