Информационно-коммуникационные технологии корпорации Microsoft для образования
Unknown Author

Информационно-коммуникационные технологии корпорации Microsoft для образования



Введение

Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Этот процесс требует не только подготовки достаточного количества квалифицированных ИТ-специалистов, но и повышения общего уровня компьютерной грамотности всех граждан. Успешное решение данной задачи напрямую связано с оказанием поддержки со стороны государства, которая должна быть направлена на совершенствование и структурное изменение системы образования и подготовки специалистов, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса.

Существенный рост требований, предъявляемых к уровню квалификации работников на всех ступенях управления, обслуживания и производства, сопровождается созданием и реализацией огромного множества разнообразных государственных программ, предусматривающих использование информационных технологий в начальном, среднем и высшем образовании, а также в системе переподготовки кадров. Для эффективной интеграции ИТ в процесс образования необходима продуманная инфраструктура, включающая разнообразные варианты доступа граждан к информации и объединяющая знания и возможности учащихся, преподавателей и школ. Такая интеграция требует соблюдения баланса между тем лучшим, что есть в традиционном образовании, и новыми тенденциями в этой области. Эффективная интеграция зависит от применения информационных технологий для расширения сотрудничества и взаимного общения, а также для обеспечения новых тенденций обучения как в учебных заведениях, так и в течение всей жизни.

В 2001 году Правительство Российской Федерации приступило к реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", основной целью которой является повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Успешное решение поставленных задач в конечном итоге будет способствовать расширению возможностей трудоустройства людей, повышения их квалификации, продвижения по службе и улучшения материального благосостояния. На государственном уровне реализация программ в сфере образования позволит:

  • эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал для ускоренного развития и внедрения информационных технологий во все стороны жизни общества;
  • обеспечить гармоничное вхождение страны в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
  • обеспечить равноправный доступ всех граждан в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Усовершенствование системы образования на базе использования информационных технологий создает предпосылки для устойчивого экономического роста страны и вхождения ее в мировое информационное сообщество.

Концепция корпорации Microsoft "Объединенная образовательная среда" (Connected Learning Community)

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению главной проблемы – повышению уровня образования в целом. Эта задача требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Корпорация Microsoft называет такой подход в области использования информационных технологий в образовании термином Connected Learning Community (CLC).

Connected Learning Community представляет собой простую, но достаточно весомую концепцию, имеющую сегодня более высокую степень важности, чем пять лет назад, когда она только появилась. Согласно этой концепции, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.

Концепция Connected Learning Community претворяется в жизнь во многих странах. В одних случаях такие сообщества возникают на базе учебных заведений, успешно интегрировавших ИТ в процесс обучения, в других – являются результатом работы добровольных активистов. Возможности для формирования сообществ не ограничены и зависят от воображения и энергии создателей. Независимо от используемого подхода, существует три фундаментальных блока, образующих любое сообщество.

1. Современная инфраструктура обучения (A modern learning infrastructure). Современная инфраструктура обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом.

Инфраструктура обучения для каждого сообщества будет состоять из комбинации перечисленных выше элементов, но в то же время она будет уникальной, отражая потребности, интересы и имеющиеся ресурсы сообщества.

2. Неограниченный доступ – в любое время и в любом месте (Anytime any place access). Сообщество может только выиграть от внедрения современной инфраструктуры обучения, если его члены обладают неограниченным доступом к ней. В Connected Learning Community учащиеся всех возрастов и способностей получают этот доступ с помощью настольных компьютеров, ноутбуков, карманных компьютеров и других устройств, имеющихся в школах, дома, в библиотеках, коммерческих фирмах, юношеских центрах, публичных киосках и других местах. Следует отметить, что использование инфраструктуры обучения в Connected Learning Community совершенно не предполагает наличие собственного компьютера.

3. Естественная интеграция информационных технологий (Seamless integration of technology). Как показывает практика, приобретение технологий является первым и, возможно, самым простым шагом в использовании этой технологии для усовершенствования процессов и операций. Реформирование организации таким образом, чтобы она стала получать выгоду от новой технологии, – это следующий, более сложный шаг. Поэтому третьим элементом создания Connected Learning Community является интеграция технологии – полное слияние с современной инфраструктурой обучения и организация доступа к ней.

Такое взаимодействие приводит к созданию новых уровней обучения и реализации новых возможностей управления учебными заведениями. Для учащихся информационные технологии превращаются в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей – в средство разработки учебных планов, а для администраторов – в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения.

Информационные технологии Microsoft в образовании: примеры

1. Переход c платформы Novell на платформу Microsoft: увеличение надежности, снижение совокупной стоимости владения, повышение уровня использования ИТ в округе

Школьный округ города Холмдел (Holmdel) в штате Нью-Джерси, США, испытывал потребность в использовании современных технологий, но этому препятствовала имеющаяся сеть на основе Novell NetWare/GroupWise1 . Отказы системы не позволяли достичь ее максимальной работоспособности, а непривычный почтовый веб-клиент затруднял пользователям удаленный доступ. Решением проблемы стало развертывание новой инфраструктуры на базе сетевой операционной системы Microsoft Windows 2000 и сервера Microsoft Exchange 2000 Server, что позволило округу добиться целого ряда преимуществ. Удаленное администрирование увеличивает период работоспособности сети, снижая при этом потребность в выездах специалистов. Встроенная поддержка компьютеров Macintosh уменьшает расходы и требования к инфраструктуре. Служба каталогов Active Directory и групповые политики позволяют проводить персональную настройку профилей для различных групп пользователей, а также упрощают быстрое и гибкое развертывание прикладных программ. И, наконец, все пользователи очень довольны тем, что веб-клиент доступа к электронной почте такой же, как и почтовый клиент, с которым они привыкли работать.

Весной 2001 года в округе приняли решение заменить платформу NetWare/GroupWise на решение на базе Microsoft Windows 2000 как на серверах, так и на рабочих станциях, а также использовать Microsoft Exchange 2000 Server. Windows 2000 Server работает на двух серверах в каждой из начальных школ и в центральном офисе, а также еще на семи серверах в двух школах старших классов. Было установлено около 130 новых пользовательских компьютеров на базе Windows 2000 Professional, а, кроме того, еще 270 имеющихся машин были переведены с Windows NT Workstation на Windows 2000 Professional – в том числе компьютеры в каждом учебном классе и в шести компьютерных классах школ округа.

Для проведения этих преобразований округ обратился к провайдеру решений Microsoft компании Educational Technology Solutions из города Эг-Харбор (Egg Harbor), штат Нью-Джерси. Энтони Гаттини, сетевой инженер школьного округа города Холмдел, отметил, что на него произвели впечатление опыт компании в области образовательных технологий и миграции с NetWare и GroupWise, а также квалификация тех инженеров, которых компания предлагала использовать в проекте.

Основные преимущества перехода на платформу Microsoft

1.1. Многопользовательские профили в рамках службы каталогов Active Directory: увеличение времени безотказной работы. Мартин Гэвин (Martin Gavin) и Стивен Леливелт (Steven Lelivelt), два технических специалиста округа, недавно прошедшие сертификацию по работе с Windows 2000, взяли на себя проектирование доменной структуры службы каталогов Active Directory, а затем представили ее для оценки в компанию Educational Technology Solutions. Поскольку округ невелик и различия между учениками и учителями более существенны, чем различия от школы к школе, было решено сформировать организационные подразделения2 службы каталогов Active Directory в первую очередь по категориям пользователей, а не по административному принципу. Поэтому были созданы организационные подразделения для администрации округа, учителей, учеников и сетевых администраторов. Индивидуальные групповые политики для каждого подразделения позволили настроить взаимодействие каждой группы пользователей округа с системой.

Групповые политики для подразделения учеников надежно ограничивают доступ к настройке компьютеров, сводя к минимуму нарушения работы в учебных и компьютерных классах по вине школьников, приводящих компьютеры в нерабочее состояние или меняющих системные настройки – будь то умышленно или нет. Пользователи из этого организационного подразделения не имеют доступа к панели управления (Control Panel), командной строке и команде "Выполнить" (Run). Политики запрещают выбирать диск C: в качестве местоположения для файлов, сохраняемых пользователем в папку "Мои документы" (My Documents) на сервере, а также запрещают скачивание и сохранение файлов из интернета.

Групповые политики для подразделения учителей дают пользователям более широкие, хотя и не абсолютные, права в системе. Например, учителя имеют возможность добавлять и удалять программы. Тем не менее, они не могут обновлять или изменять локальные учетные записи пользователей.

1.2. Простота перехода. После разработки структуры службы каталогов Active Directory округ был готов к осуществлению перехода на новую систему в течение лета 2001 года. Одно из достоинств Windows 2000 заключалось в том, что в большинстве случаев можно было обойтись уже установленным серверным оборудованием, используя тем самым прошлые инвестиции и сводя к минимуму расходы на обновление. Был создан временный сервер для выполнения функций каждого из серверов в период его перевода на новое программное обеспечение, чтобы в процессе миграции сеть продолжала свою работу.

Установив серверы Windows 2000, специалисты приступили к развертыванию сервера Exchange 2000. В отличие от серверов Windows 2000, созданных путем миграции с существующих серверов NetWare, инженеры решили установить Exchange 2000 на новый компьютер Dell с двумя процессорами Pentium III 933 МГц и RAID 53 .

Наладив сервер Exchange, специалистам предстояло перенести туда 400 почтовых ящиков учителей и административного персонала, а также 3,4 тыс. домашних папок учителей и учеников. Эта задача была решена легко и почти автоматически с использованием стандартных средств миграции, входящих в Exchange 2000, в особенности Exchange Connector для GroupWise. Когда почтовые ящики были установлены в Exchange, инженеры перенесли учетные записи при помощи Microsoft Services для NetWare 5. Весь этот процесс занял всего два дня. После того, как работа с серверами была завершена, команда приступила к переводу 400 пользовательских машин с Windows NT 4.0 Professional на Windows 2000 Professional.

1.3. Снижение совокупной стоимости владения4 . Вскоре после завершения перехода на Windows 2000/Exchange Энтони Гаттини сообщил о широком ряде преимуществ новой платформы. Ее совокупная стоимость владения существенно ниже по сравнению с прежней сетью Novell, поскольку округ стал ежегодно экономить более 9 тыс. долл. за счет уменьшения лицензионной платы, а также перестал нести расходы, связанные с поддержкой двух сетей одновременно. Снизился сетевой трафик, а количество необходимых протоколов сократилось с двух до одного благодаря тому, что Windows 2000 имеет встроенную поддержку компьютеров Macintosh с помощью протокола TCP/IP. Все это еще больше уменьшает затраты времени и расходы на управление. Помимо снижения расходов, решение на базе Windows предоставляет новые функции для эффективной работы.

"Мы постоянно слышали, что NetWare по своей природе более надежна, чем Windows, – говорит Энтони Гаттини. – Но наш опыт говорит об обратном. После перехода на Windows 2000 нам вообще не приходилось перезагружать наши серверы. Как мы смогли убедиться, Windows 2000 более надежна, чем Novell".

Поддержка службы Terminal Services в Windows 2000 – еще один большой плюс для школьного округа города Холмдел. Раньше для публикации отчетов по распределенной сети с помощью разработанного на заказ пакета финансовых программ округа требовалось более 10 минут. Теперь с использованием службы Terminal Services это занимает менее 15 секунд.

"То, что для нас делает Windows 2000, – это невероятно", – говорит Энтони Гаттини.

Кроме того, служба Terminal Services используется в округе для ускорения и упрощения администрирования. Технические специалисты в центральном офисе могут управлять серверами Windows 2000 и рабочими станциями на базе Windows 2000 Professional удаленным образом с помощью "режима удаленного администрирования", что более чем в 50% случаев устраняет необходимость в поездках, которые им прежде приходилось совершать для управления удаленными серверами.

1.4. Использование преимуществ платформы Microsoft. Завершив переход на новую систему, школьный округ города Холмдел ищет способы получения дополнительных преимуществ от использования платформы Microsoft. Там уже начинают использовать Instant Messenger для ИТ-персонала, чтобы облегчить взаимодействие даже в случаях временного отсутствия специалистов на работе. Также проводится пилотное ведение календаря для работников администрации и компьютерных классов, что не только позволяет пользователям планировать занятость ресурсов (компьютерных классов и конференц-залов) с помощью Exchange 2000, но и упрощает такое планирование.

В ноябре 2001 года округ осуществил перевод своего веб-узла на Windows 2000, Internet Information Server 5.0, а также FrontPage – инструмент создания веб-узлов и управления ими. С помощью серверных расширений FrontPage (FrontPage Server Extensions) учителя теперь могут легко поддерживать собственные веб-страницы на веб-узле округа. Они также получили возможность самостоятельно обновлять свои страницы по мере необходимости, что сделает эти страницы более полезными для учеников, а ИТ-персонал будет избавлен от необходимости каждый раз осуществлять такое обновление.

Кроме того, Энтони Гаттини строит планы перехода на Windows XP после того, как округ получит больше опыта и полностью реализует преимущества, полученные благодаря своей последней миграции.

"Windows XP может помочь нам еще больше приблизиться к тому уровню стабильности и производительности, который так нужен нашим пользователям и которого они так ждут, – говорит он. – Нам необходимо отвечать самым современным требованиям в области использования компьютеров, и переход на Windows XP позволит нам идти в ногу с развитием информационных технологий".

2. Организация гибкой инфраструктуры, создание надежной системы электронной почты, повышение успеваемости учащихся с помощью платформы Microsoft

Школьный округ города Сент-Луис (St. Louis), штат Миссури, США, испытывал большие трудности с обновлением информации о сотрудниках и учениках в связи с их частыми переходами из одной школы в другую, а также с сопровождением сразу нескольких систем электронной почты, которые к тому же плохо взаимодействовали друг с другом. Для создания инфраструктуры, которая бы способствовала выполнению главной задачи – обучению школьников, округ перешел к использованию сетевой операционной системы Microsoft Windows 2000 Server и пользовательской операционной системы Windows 2000 Professional, а также сервера Microsoft Exchange 2000 Server, СУБД Microsoft SQL Server 2000 и сервера Microsoft Systems Management Server (SMS). Новая система отличается большей надежностью и готовностью к работе и реализует единое решение для электронной почты. Интеграция между Active Directory, SQL Server, Exchange Server и базой данных округа, в которой хранится информация об учениках, обеспечивает автоматическое создание и обновление учетных записей, а ученики, учителя и сотрудники могут получать доступ к своим почтовым ящикам из дома или во время поездок. В распоряжении ИТ-персонала появились более простые и мощные возможности для централизованного управления, и теперь у округа есть фундамент для реализации новых решений в области обучения и администрирования.

Объединение компьютеров учащихся в сеть в школьном округе города Сент-Луис началось еще несколько лет назад с использованием Novell NetWare и GroupWise. Однако, как отмечает Питер Мадд (Peter Mudd), директор по информационным технологиям, распространению этого решения на весь округ препятствовали две проблемы. Во-первых, сотрудники считали, что платформа Novell не сможет обеспечивать потребности округа в длительной перспективе. А во-вторых, эта платформа не обладала тем уровнем гибкости и управляемости, к которому стремился округ, особенно в работе с электронной почтой и автоматической установкой программного обеспечения, а также в администрировании 50 тыс. пользователей и нескольких тысяч компьютеров.

"Я понимал, что нашему округу нужна платформа Microsoft – включая Windows, Exchange, Outlook и Systems Management Server, – говорит Питер Мак-Ги (Peter McGehee), исполнительный ИТ-директор школьного округа города Сент-Луис. – Особенно после разработки службы каталогов Active Directory я понял, что наше долгосрочное решение связано с использованием технологий Microsoft".

Инфраструктура Microsoft предоставляла не только надежные службы доступа к файлам и печати, но и многие другие функции, представлявшие интерес для округа. Она давала возможность единообразного доступа к электронной почте как с рабочих станций, так и путем удаленного веб-доступа, обеспечивала единую процедуру подключения пользователей с любой системы и облегчала централизованное администрирование инфраструктуры в целом, хотя и усложняла при этом сами функции администрирования. Кроме того, эта платформа упрощала передачу знаний ИТ-персоналу округа, что позволяло наилучшим образом сопровождать систему и обеспечивать ее работоспособность при минимальных усилиях.

Для внедрения платформы Microsoft на уровне округа Питер Мак-Ги искал человека, уже имеющего опыт работы с технологиями Microsoft. Питер Мадд, сертифицированный системный инженер Microsoft (Microsoft Certified Systems Engineer, MCSE), два года назад в рамках специального проекта успешно установил сеть на базе Microsoft Windows NT Server в одной из начальных школ округа. Удачная реализация этого проекта побудила Питера Мак-Ги предложить Питеру Мадду работу в администрации округа и распространить модель, внедренную в отдельной школе, на округ в целом.

Вслед за этим встал вопрос о финансовом обеспечении задуманной инфраструктуры. Для его решения был использован поэтапный подход: вначале округ использовал федеральную программу E-Rate5 для оплаты ряда компонентов, которые попадали под ее действие, – это кабельная система, сетевое оборудование и обслуживание сетей, серверы Microsoft Exchange 2000 и доступ в интернет. Округу удалось получить грант E-Rate в размере 47 млн. долл. – шестой по величине в 2000 году – на реализацию проекта создания новой инфраструктуры. Кроме того, округ выделил 9 млн. долл. из собственного бюджета на приобретение тех необходимых элементов, которые не подпадали под программу E-Rate.

"Когда мы решили создать ящики электронной почты примерно для 40 тыс. пользователей, мы точно знали, что не хотим реализовывать все это своими силами", – говорит Питер Мадд. Вначале школьный округ города Сент-Луис попробовал взаимодействовать со сторонним консультантом, однако затем он обратился в Консалтинговую службу Microsoft (Microsoft Consulting Services, MCS)6 за помощью в планировании и реализации этой задачи.

Преимущества выбранного решения

2.1. Создание структуры для использования централизованных и локальных служб. Формируя структуру службы каталогов Active Directory в Windows 2000, школьный округ города Сент-Луис выбрал систему, базирующуюся на географической основе. В этой системе "школы и офисы" представляют собой крупнейшее организационное подразделение, в рамках которого были созданы организационные единицы – "офисы", "начальные школы", "средние школы" и "школы старших классов"7 . В свою очередь, внутри этих организационных единиц были созданы соответствующие подразделения для каждой отдельной организации. В рамках учебных заведений структура была еще более детализирована путем разбивки ее на уровни для каждого класса. Географическая структура была дополнена созданием отдельных организационных подразделений для учителей и сотрудников.

Такая структура позволила округу ввести групповые политики Active Directory, задающие различные настройки рабочего стола для учеников разных классов. Так, ученики девятого класса и старше получили возможность доступа к Панели управления (Control Panel), в то же время эта функция была отключена для более младших школьников. Ту же структуру службы каталогов можно было использовать для гибкой установки программного обеспечения: например, предоставить младшим классам в качестве текстового редактора Creative Writer II, а всем остальным учащимся – Microsoft Word.

"Active Directory дает нам платформу, на которой мы можем создать структуру для использования централизованных служб – например, электронной почты, – а также локальных служб с индивидуальной настройкой для каждого класса и каждой школы", – подчеркивает Питер Мадд.

2.2. Доступ к настольным компьютерам в рамках всего округа. В городе Сент-Луис уровень миграции школьников столь же высокий, как и в других городских округах – до 47% учащихся меняют школу в течение года. Даже среди административного персонала количество переходов с одного места на другое и текучесть кадров могут быть значительными. Все это означает, что ученики, учителя и сотрудники обязательно должны иметь доступ к своему настольному компьютеру из любой точки округа.

И служба каталогов Active Directory дает им такую возможность. При переходе пользователей из одной школы в другую их учетные записи в системе Active Directory должны быть перемещены в соответствующее организационное подразделение, равно как их членство в группах и их домашние папки (home directories). Если ученик переходит в следующий класс, его архив сообщений в Exchange 2000 Server также необходимо переместить. Поэтому сотрудники Консалтинговой службы Microsoft подключили к проекту провайдера решений – компанию GA Sullivan, чтобы создать сценарий, который будет каждую ночь производить поиск в базе данных об учениках – SASI – для выявления изменений в учетных записях учащихся, которые могли быть сделаны секретарями школ в течение дня. В случае обнаружения таких изменений запускается процесс обновления Active Directory, который перемещает пользователя в новое организационное подразделение, дает Exchange 2000 Server команду переместить его архив сообщений, переносит членство пользователя в группах и инициирует групповую политику по перемещению его домашней папки.

Кроме того, служба каталогов Active Directory предоставляет ИТ-персоналу гибкость в решениях о передаче полномочий по управлению учетными записями ИТ-координаторам в отдельных школах. ИТ-координаторы могут использовать эти полномочия для создания, изменения и удаления учетных записей пользователей в своей школе, но у них нет возможности производить эти действия с учетными записями пользователей из других школ. Запускаемый каждую ночь сценарий автоматически создает учетные записи для всех учеников, после чего координатор заходит на веб-узел округа и получает новое имя пользователя, пароль и адрес электронной почты, а затем печатает форму допуска, которая требует подписи одного из родителей ученика, прежде чем тот сможет использовать свою учетную запись.

2.3. Создание единой надежной системы электронной почты. Главной целью проводимого обновления было создание единой надежной системы электронной почты в рамках всего округа. Для этого там были установлены Exchange 2000 Server и Outlook Web Access на кластере из шести серверов. Большинство пользователей – в том числе все школьники и многие учителя – получают доступ к своей почте исключительно через Outlook Web Access, работающий на четырехсерверном веб-узле.

До сих пор у школьников округа не было своих почтовых ящиков. Для создания учетных записей для школьников Exchange Server обратился к пользовательским учетным записям службы каталогов Active Directory, созданным путем импортирования сведений из базы данных SASI.

Учителя и сотрудники, напротив, прежде имели почтовые ящики (в одной из полдесятка систем, которые использовались в округе), и переход этих пользователей на Exchange 2000 Server подразумевал перенос их почтовых учетных записей. Для этого в округе был создан веб-узел, который предлагалось посетить всем сотрудникам, чтобы завести себе новую учетную запись в Exchange 2000 Server. На этом веб-узле пользователь выбирал свое местонахождение и свою прежнюю учетную запись с помощью ряда выпадающих меню и нажимал кнопку "Отправить" (Submit). Это инициировало процедуру создания новой учетной записи и адреса электронной почты для данного пользователя, а также механизм пересылки, который переправлял по новому адресу всю почту, отправленную по предыдущему адресу. Поскольку в старой системе у каждого пользователя могло быть несколько адресов, веб-узел предусматривал возможность переноса в новую систему до четырех адресов.

2.4. Надежность и гибкость Windows 2000 в настольном компьютере. Хотя первая стадия технического обновления в округе была связана с серверами, она также включала в себя приобретение 2,5 тыс. персональных компьютеров под управлением Windows 2000 Professional. Это было реализовано с частичным финансированием за счет программы eMINTS, проводимой Департаментом образования штата Миссури (Missouri Department of Education), – региональной программы повышения квалификации учителей в области информационных технологий. Кроме того, в 2002-2003 финансовом году округ планирует установить еще несколько тысяч ПК на базе Windows 2000 Professional. В результате операционная система Windows 2000 Professional будет установлена в каждой школе округа, что поможет городу Сент-Луис выйти на уровень "два школьника на один компьютер" в специализированных классах и "пять школьников на один компьютер" – в округе в целом.

"Windows 2000 Professional – это важнейшая часть нашего плана, – подчеркивает Питер Мадд. – Эта система объединяет в себе простоту использования Windows 95/98 и надежность Windows NT. Она является важным элементом нашего централизованного управления, который позволяет нам ограничивать доступ пользователей к настройке ПК с помощью групповых политик. Кое-что из этого мы могли бы делать под управлением Windows NT, но, когда на персональном компьютере установлена Windows 2000 Professional, мы получаем больше надежности, больше гибкости и больше контроля, причем при большей легкости управления. Кроме того, это огромное благо для наших специалистов службы поддержки. Они теперь могут видеть экран пользователя удаленным образом и проводить его через пошаговый процесс восстановления (repair process) с использованием сервера SMS вместо того, чтобы полагаться на догадки и описание проблемы по телефону. Мы не можем себе позволить держать технического специалиста в каждой школе, но, имея Windows 2000 Professional, мы можем лучше использовать тех сотрудников, которые у нас есть".

Школьный округ города Сент-Луис уже рассчитывает на дополнительные выгоды, которые можно получить от перехода на Windows XP, среди которых – большая совместимость и производительность, а также ряд преимуществ в администрировании. Округ планирует устанавливать Windows XP весной 2003 года. А тем временем также рассматриваются способы использования других продуктов Microsoft – включая SharePoint Portal Server, Microsoft Encarta Class Server и Content Management Server – для расширения возможностей внутренней сети округа и развития электронного обучения.

3. Лицензирование комплексной программы "Виртуальная средняя школа"

Технический колледж образовательного округа Милуоки является государственным высшим учебным заведением широкого профиля и пользуется репутацией одного из лучших и прогрессивных двухгодичных колледжей страны. В целях удовлетворения все увеличивающихся потребностей людей в повышении их профессиональной подготовки администрация колледжа пришла к выводу о необходимости внедрения онлайнового обучения. Использование IntraLearn – системы разработки виртуальных учебных классов и управления ими – позволило расширить предоставление лицензий на проведение онлайновых курсов другим образовательным округам и упростить обучение инструкторов. IntraLearn тесно интегрирована со средствами Microsoft Office, платформой Microsoft BackOffice и сервером баз данных Microsoft SQL Server.

Технический колледж округа Милуоки, штат Висконсин, США (Milwaukee Area Technical College, MATC) – крупнейший технический колледж США, в котором обучаются в общей сложности 65 тыс. студентов. Данное учебное заведение пользуется репутацией одного из лучших и прогрессивных двухгодичных колледжей страны. Ставя перед собой цель – помочь людям, проживающим в этом регионе (население округа составляет 1,25 млн. человек), реализовать свой потенциал, а также повысить эффективность местного бизнеса, колледж предлагает высококачественное обучение и учебные программы, отвечающие самым последним потребностям рынка образования и труда.

Самая сложная задача для новой информационной экономики – это переподготовка рабочей силы, благодаря чему люди смогут овладеть инструментами и навыками, необходимыми им на конкурентном мировом рынке. Решение этой задачи усложняет тот факт, что 44 млн. американцев не имеют аттестата о среднем образовании, а обычно наличие такого аттестата является необходимым требованием для зачисления на курсы. Развитие системы двухгодичных колледжей в стране и использование интернета позволяет избежать подобных трудностей. Убедительным подтверждением является деятельность администрации колледжа округа Милуоки.

Преимущества решений на базе продуктов Microsoft

3.1. Обучение с помощью интернета: простота использования, наличие многочисленных ресурсов, богатые возможности обратной связи. Вынужденные следовать тем же правилам, которые применяются в учебных классах, онлайновые курсы имеют ограничение – не более 30 учащихся. В колледже округа Милуоки пришли к выводу, что можно вовлечь в процесс обучения намного больше инструкторов и студентов, если выдавать лицензии на использование материалов курсов. Но для этого колледжу требовалось большее количество квалифицированных инструкторов, которые бы удовлетворяли растущий спрос, и программная инфраструктура, которая бы позволила создать единую онлайновую систему в масштабах штата, а в конечном итоге – в масштабах всей страны. Проблема состояла в том, чтобы найти способ для быстрого введения в курс дела новых онлайновых инструкторов из других районов – им надо было предоставить такое программное обеспечение, которое бы они могли легко и быстро освоить, а затем использовать.

В колледже округа Милуоки приступили к поискам идеальной системы управления обучением, которая была бы не только простой в использовании, но и достаточно мощной, чтобы воплотить в жизнь планы по реализации системы лицензирования и стать основой для создания региональной Виртуальной средней школы, объединяющей 16 образовательных округов штата Висконсин. Изучив несколько систем создания контента, сотрудники колледжа пришли к выводу, что эти системы либо сложны в использовании, либо у них отсутствуют возможности по управлению расширяющейся учебной программой средней школы. Поиски решения завершились, когда была найдена система IntraLearn8 .

Первым тестом для IntraLearn стала разработка программы обучения инструкторов, работающих в системе технических колледжей штата Висконсин (Wisconsin Technical College System), по онлайновому преподаванию и использованию пакетов программ для обучения по интернету. Мэри Соренсен (помощник декана, отдел по связям со средней школой, колледж округа Милуоки) разработала ряд курсов Программы обучения онлайновых учителей (Online Teacher Training Series), а затем разослала по интернету предложения об участии в этой программе.

"Я помогала многим инструкторам, которые хотели использовать IntraLearn и разместить свой курс на сервере IntraLearn, расположенном в округе Милуоки, – рассказывает Мэри Соренсен. – Я думаю, что обучение работе с этим инструментом, благодаря простоте его использования, позволило некоторым инструкторам подготовить курсы быстрее, чем они считали возможным. В большой степени это объяснялось тем, что система IntraLearn не требовала ничего программировать. По моему мнению, ее применение не только упрощает создание и размещение новых учебных курсов, но и является удобным для пользователя. Эта простота использования помогла мне довести до конца разработку Программы обучения онлайновых учителей".

Сегодня Программа обучения онлайновых учителей включает следующие курсы:

  • "Управление обучением по Сети" (Managing Instruction on the Web);
  • "Разработка среды онлайнового обучения" (Designing Online Learning Environments);
  • "Юридические вопросы дистанционного обучения" (Legal Issues in Distance Education);
  • "Лидерство, информационные технологии и перемены" (Leadership, Technology, and Change).

3.2. Лицензирование онлайновых курсов с помощью IntraLearn: наличие единого центра, обеспечивающего безопасное управление всей сетью онлайнового обучения; возможность масштабирования системы. Успех Программы обучения онлайновых учителей означал, что IntraLearn прошла проверку на простоту использования. Теперь ей предстояло показать свои административные качества, воплощая в жизнь планы колледжа округа Милуоки по расширению программы "Виртуальная средняя школа" на весь штат путем выдачи лицензий на проведение курсов другим образовательным округам.

"У нас имелись масштабные планы по развитию Виртуальной средней школы, но для их осуществления нам требовались более совершенные программные инструменты и серверная платформа, – говорит Мэри Соренсен. – Инструменты, протестированные нами ранее, было трудно использовать, и они с трудом позволяли добавлять возможность интерактивности. Теперь же, с помощью IntraLearn, мы можем поддерживать веб-форумы и чат-форумы9 в наших виртуальных учебных классах. Кроме того, технический колледж округа Милуоки и большинство других технических колледжей штата Висконсин используют Microsoft Office и Microsoft FrontPage в качестве стандартных программ для создания онлайновых курсов и виртуальных классов. IntraLearn тесно интегрирована не только со средствами Office, но и с платформой Microsoft BackOffice и особенно с сервером баз данных Microsoft SQL Server".

В IntraLearn имеется единый центр, из которого можно безопасно управлять всей сетью дистанционного обучения. Кроме того, система предоставляет возможности для ведения электронной коммерции и удаленной регистрации, а также содержит функции мониторинга и составления отчетов. Системы управления онлайновыми курсами не только создают виртуальный учебный класс, но и позволяют проводить безопасное тестирование, интерактивный обмен информацией и управление отчетами.

Мэри Соренсен добавляет: "Мы планируем предоставлять онлайновые курсы в аренду различным учебным заведениям. Большинство колледжей, с которыми я работаю, отмечают, что их инструкторы не хотят затрачивать много усилий на разработку курсов, поэтому они предпочитают просто приобретать у нас лицензии на них. Я думаю, что проект будет быстро расширяться. IntraLearn целиком оправдала мои надежды – она позволила достаточно легко и быстро ввести в курс дела новых, неопытных инструкторов, которые ранее никогда не проводили онлайновое обучение. Благодаря этому они смогли вести те курсы, на которые их колледжи приобрели у нас лицензии".

В своих планах развития Виртуальной средней школы и Программы обучения онлайновых учителей Мэри Соренсен предполагает выходить на общенациональный уровень. Она отмечает: "Выбранная нами платформа позволяет легко перейти к следующей ступени онлайнового обучения и масштабировать10 проект в той степени, насколько это необходимо. К тому же IntraLearn дает нам все компоненты, которые я когда-либо надеялась найти в едином комплексном решении".

4. Собственное решение в области электронного обучения на платформе Microsoft

В университете штата Индиана (Indiana University) имелся целый набор различных решений в области электронного образования, однако он не был единообразным. Это не устраивало студентов дистанционного и очного обучения, которым требовалась единая, стандартная и всеобъемлющая технология доступа к онлайновым материалам. Не устраивало это и преподавателей, которым тоже требовалось более мощное и в то же время простое решение для создания онлайновых курсов и управления ими. Университет разработал собственную систему Oncourse, целиком основанную на платформе Microsoft, включая Windows 2000, SQL Server 2000, Internet Information Server 5.0, Microsoft Network Load Balancing, Active Server Pages и инструментальные средства Microsoft. По прошествии трех лет этим решением с удовольствием пользуется почти половина преподавателей и студентов университета, создавших и изучающих свыше 3 тыс. курсов. Администрирование теперь осуществляется быстрее, проще и с меньшими затратами.

"Сегодня каждый студент ожидает, что обучение будет происходить в той или иной мере в онлайновом режиме, – говорит Джули Парментер (Julie Parmenter), менеджер по разработке систем университета штата Индиана. – Это предполагается по умолчанию. Студенты удивляются, если это не так".

Университету штата Индиана не хотелось бы удивлять студентов подобным образом. Но три года назад возможности университета в области электронного обучения были в лучшем случае скромными. Некоторые преподаватели выкладывали конспекты лекций на веб-узлах, другие использовали обучающие системы, например, WebCT. Однако при таком подходе отсутствовали единые стандарты и всесторонняя централизованная координация, поэтому он не позволял в максимальной степени пользоваться преимуществами электронного обучения, не вызывая при этом дополнительных расходов.

Университет искал такое решение в области электронного образования, которое служило бы дополнением к традиционному обучению для обычных студентов, предоставляло бы возможность полностью онлайнового обучения для вечерних или заочных студентов, которые вынуждены тратить много времени на заботу о своих семьях или полный день проводят на работе, а также поддерживало бы сочетания обычного и дистанционного обучения. Такое решение должно было бы работать с любым стандартным веб-обозревателем без установки дополнительного клиентского программного обеспечения, позволяя студентам изучать курсы из любой точки мира. И, кроме того, решение должно было быть простым и экономически эффективным, чтобы его можно было развертывать и сопровождать силами небольшой университетской группы поддержки электронного образования, состоящей всего из семи человек.

"Мы были не единственными, кто хотел бы иметь все это, – подчеркивает Джули Парментер. – Я думаю, что такое решение ищет каждый университет".

"В качестве средств разработки были выбраны продукты Microsoft, поскольку их легко изучать, им посвящено большое число книг и веб-узлов, а также имеется множество компонентов от сторонних производителей", – говорит Мазлан Нур (Mazlan Noor), разработчик, принимавший участие в реализации проекта с самого его начала.

На базе полученного прототипа Джули Парментер и ее коллеги создали полномасштабную систему, предназначенную для использования в рамках всего университета. Сегодня этим решением пользуется более 55 тыс. студентов и преподавателей – примерно половина общего числа студентов и преподавателей университета – и оно поддерживает 3 тыс. курсов. Система, получившая название Oncourse, получает в среднем 2,2 млн. обращений к серверу11 в день, и каждый семестр этот показатель увеличивается на 30%.

Для создания системы Oncourse Джули Парментер выбрала решение, целиком построенное на базе продуктов Microsoft, включая Active Server Pages, Windows 2000 Server, Internet Information Server 5.0, Application Center 2000 и SQL Server 2000. Для достижения высокой масштабируемости12 , учитывая большое количество обращений к Oncourse, разработчики создали веб-узел на пяти серверах с использованием Application Center 2000 и службы балансировки сетевой нагрузки (network load balancing) Windows. Даже инструменты для создания этого решения – система веб-разработки Visual InterDev, среда разработки Visual Studio, язык написания скриптов VBScript и система Visual SourceSafe – это продукты Microsoft.

Преимущества решения

4.1. Персонифицированный доступ к онлайновым курсам. Создание базы данных будущих курсов в системе Oncourse происходит за два месяца до начала семестра, чтобы у преподавателей было время разработать для них материалы. Кроме того, преподаватели могут импортировать контент13 из прежних курсов – Oncourse сохраняет архив за шесть предыдущих семестров – или из внешних источников. С контентом можно работать как внутри Oncourse, так и экспортировать его в другие приложения. Например, классный журнал можно экспортировать в Excel, где можно вести более сложную обработку, чем в Oncourse. Преподаватели могут создавать в Oncourse контент в виде простого текста или HTML-кода и прикреплять к нему файлы и элементы расписаний, используя файловые форматы практически любого приложения, например, формат Word, PowerPoint или CAD. И, наконец, преподаватели могут создавать и хранить контент на внешних веб-узлах и направлять туда студентов с помощью Oncourse.

Когда студенты входят в систему Oncourse, они видят свою персональную страницу с личным расписанием занятий; менеджер файлов для доступа к собственным файлам, хранимым централизованным образом; персональный календарь, в который можно добавлять события; и "Мои записные книжки" (My Notebooks) – инструмент для хранения заметок, ссылок и закладок, позволяющий получать доступ к этой информации в любое время и из любого места, где они могут войти в систему.

4.2. Единая система электронного обучения для преподавателей и студентов. Система Oncourse представляет собой единое, всеобъемлющее, унифицированное решение в области электронного обучения, дающее большие преимущества студентам, преподавателям и ИТ-администраторам. Студенты получают единый интерфейс для доступа ко всем материалам своих онлайновых курсов вместо того, чтобы иметь дело с целым набором децентрализованных решений, которыми преподаватели могли пользоваться в прошлом. Студенты могут обращаться к материалам курсов из любого места и в любое время с помощью стандартного веб-обозревателя, так что системой могут пользоваться как очные студенты, обучающиеся полный день, так и дистанционные студенты, которые, возможно, никогда не увидят штат Индиана, оставаясь в Европе, Африке или Азии.

Преподаватели получают единый, функционально богатый интерфейс для управления контентом онлайновых курсов – интерфейс, который постоянно сопровождают и обновляют ИТ-администраторы. Это упрощает для преподавателей работу с Oncourse и способствует тому, что они будут пользоваться системой для расширения обучающих курсов и материалов.

ИТ-администраторы также выигрывают за счет простоты операций и экономии времени и денег при замене множества решений одним. И даже еще большую выгоду, по словам Джули Парментер, получает ее отдел от той простоты использования, производительности, масштабируемости и надежности, которые предоставляет им решение на базе Windows 2000 и платформы Microsoft.

4.3. Обеспечение сотрудников данными, способствующими принятию решений. Помимо упрощения создания и использования онлайновых курсов, система Oncourse предоставляет университету штата Индиана улучшенную поддержку принятия решений. Каждую ночь система запускает хранимую процедуру14 , предназначенную для сбора самых последних данных, на основании которых администраторы могут выяснить, каким образом студенты, преподаватели и администраторы используют Oncourse, и после этого принять более обоснованные решения. Эти данные ежедневно публикуются на веб-странице, куда могут заходить администраторы и преподаватели. Кроме того, Джули Парментер и ее коллеги планируют использовать функции SQL Server Enterprise Edition, что позволит администраторам реализовать обработку расширенных запросов данных.

Помимо этого, ИТ-персонал рассматривает дополнительные способы улучшения системы Oncourse. Так, с помощью модуля электронной коммерции Oncourse сможет принимать платежи по кредитным картам за платные услуги и курсы. Функции виртуальной доски15 облегчат совместную работу студентов и расширят возможности виртуального офиса. Служба каталогов Active Directory в Windows 2000 – Джули Парментер собирается использовать ее в ближайшем будущем – упростит студентам вход в систему и даст университету дополнительные возможности для управления и обеспечения безопасности.

"Студенты стремятся к электронному обучению, и платформа Microsoft позволила нам создать решение мирового уровня в этой области, – говорит в заключение Джули Парментер. – Когда я встречаю студентов в университете, их главная просьба – чтобы все преподаватели использовали Oncourse, и все больше преподавателей именно так и делают каждый семестр. Это знак настоящего успеха".

5. Расширение возможностей предоставления учебных аудио- и видеоматериалов с помощью Microsoft Windows Media

Филиал Калифорнийского государственного университета в районе залива Монтерей в целях воплощения в жизнь своего основного принципа – использовать новые технологии, чтобы предоставлять студентам полезные, информативные и интерактивные обучающие материалы – выбрал систему Microsoft Windows Media. Единая библиотека информационных ресурсов позволяет студентам и преподавателям управлять потоковым контентом16 , формировать собственное расписание его показа и просматривать его прямо со своего компьютера. Кроме того, Windows Media используется для дублирования17 трансляции телепередач. Платформа Windows Media была выбрана филиалом Калифорнийского государственного университета за ее масштабируемость, надежность и низкую стоимость предоставления контента.

С тех пор как филиал Калифорнийского государственного университета в районе залива Монтерей (California State University, Monterey Bay, CSUMB) впервые открыл свои двери для 600 студентов в 1995 году, он превратился в важную составляющую системы Калифорнийского государственного университета, которая состоит из 23 университетских городков18 . Расположенный на бывшей военной базе Форт-Орд (Fort Ord), университет CSUMB сегодня предлагает 12 профилирующих дисциплин для 3,4 тыс. студентов, а к 2010 году планирует увеличить число учащихся до 7,5 тыс.

Департамент информационных служб и сетевых решений университета CSUMB использует девять серверов Microsoft Windows 2000, на которых работает система Windows Media, транслирующая потоковые передачи через интернет-соединения самыми различными способами: в прямом эфире19 , по требованию20 , в широковещательном режиме21 или в режиме группового вещания22 . Совместно с компанией USA Media университет CSUMB эксплуатирует цифровую кабельную сеть, которая обеспечивает высокоскоростной доступ к информации для всего университетского городка. Студенческие фильмы, передачи для преподавателей, студенческая интернет-радиостанция, курсы лекций и специальные события – все это кодируется с помощью Windows Media Encoder 7.1 и транслируется для всего университетского сообщества.

Преимущества: повышение надежности, снижение затрат

По мнению Мэтью Гэлвина (Matthew Galvin), инженера мультимедиа департамента информационных служб и сетевых решений Калифорнийского государственного университета, Windows Media дает университету CSUMB возможность транслировать потоковые и телевизионные передачи с более низкими затратами, повышенной надежностью, улучшенной функциональной совместимостью и более качественным сжатием.

Решения на базе Windows Media показали себя как лучший метод предоставления учебных аудио- и видеоматериалов для студентов. Конкурирующие методы не обеспечивали желаемого уровня масштабируемости и простоты использования. Та легкость, с которой университет может развертывать серверы на базе Windows Media, уменьшила совокупную стоимость владения потоковыми серверами; кроме того, большим преимуществом стала возможность поддержки широкого круга оборудования. Технология Windows Media Encoder 7 позволила персоналу Департамента информационных служб и сетевых решений развернуть в университетском городке и за его пределами множество потоковых серверов, способных кодировать мультимедиа для потоковой и телевизионной передачи.

Использование проигрывателей Windows Media сэкономило более 50 тыс. долл., поскольку отпала необходимость приобретать дорогостоящие приложения для показа контента по расписанию. Студенты и преподаватели положительно оценили механизм доставки контента и сочли этот инструмент надежным и простым в использовании.

Университет CSUMB эксплуатирует собственную кабельную систему, поэтому он может расширить высокоскоростную кабельную сеть на весь университетский городок. При этом возможна интеграция потоковых и телевизионных служб в единое целое.

"Мы создали уникальную систему, которая позволяет нам объединить имеющуюся кабельную сеть и службы Windows Media и получить эффективное, недорогое решение по предоставлению контента, – говорит Мэтью Гэлвин. – Мы добились успеха, используя Windows Media, поскольку это стабильный и надежный продукт, который поддерживает большое число пользователей и который экономически эффективен и прост в установке. Нашему университету необходимо наилучшее решение для студентов и преподавателей – такое, чтобы им мог воспользоваться каждый"23 .

6. Технологии Microsoft для повышения эффективности общения со студентами

Университету штата Калифорния в Лос-Анджелесе требовалось средство, благодаря которому он мог бы предоставлять студентам более удобное обучение на индивидуальной основе, преподаватели получили бы более простой способ поддерживать контакт со студентами и публиковать информацию по своему курсу, а администрация – более удобный канал для оперативного оповещения конкретных студентов или групп студентов. Использование технологий Microsoft позволило в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями разработать веб-узел MyULCA, который отвечает двум главным требованиям: быстрота обработки запросов и устойчивость в работе. За время, прошедшее с момента запуска веб-узла, было зарегистрировано свыше полумиллиона успешных случаев входа в систему.

Студентов, которые приехали в 2002 году к началу осеннего семестра в университет штата Калифорния в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles, UCLA), встретили не только толпа незнакомых людей и непривычная обстановка. Они нашли себе друга в лице MyUCLA – оригинального веб-узла с персональными настройками, который приветствовал их по имени, напоминал о времени занятий и встречах с консультантами24 , давал возможность пообщаться в чат-форуме с другими студентами и динамически реагировал на изменения потребностей пользователя.

Университет штата Калифорния в Лос-Анджелесе – одно из девяти отделений университета штата Калифорния; здесь обучается около 35 тыс. студентов и аспирантов. Из них 23 тыс. человек (в том числе 20 тыс. студентов) приходится на долю Гуманитарного и научного колледжа (College of Letters and Science). В таком большом учебном заведении студенты могут чувствовать себя одиноко, что иногда заставляет их бросать учебу, не дожидаясь получения диплома. Поэтому в колледже был начат проект по созданию веб-узла с персональным доступом для каждого из студентов, а также веб-узла для каждого из преподаваемых курсов (их около 3 тыс.). С помощью этой новой "паутины" из веб-страниц университет штата Калифорния в Лос-Анджелесе предоставляет студентам более удобное обучение на индивидуальной основе и помогает колледжу более эффективно поддерживать с ними связь.

Преимущества решения проблемы с помощью технологий Microsoft

6.1. Личный список для учебных нужд: эффект общения. При поступлении в университет штата Калифорния каждый студент получает регистрационный пароль. Именно этот пароль используется при входе в систему по адресу https://my.ucla.edu. Начиная с этого времени, веб-узел индивидуален для каждого из студентов – он приветствует студента по имени и показывает его специализацию и изучаемые курсы. Кроме того, студент может видеть свой статус выполнения требований для получения диплома, текущее состояние поданых им заявлений, подшитые к личному делу рекомендательные письма, перечень назначенных встреч с университетскими консультантами и многое другое. Название каждого курса связано гипертекстовой ссылкой с веб-страницей данного курса, где студенты могут найти задания и списки литературы, отправить сообщение преподавателю, сдать домашнюю работу, проверить, нет ли изменений в расписании, просмотреть свои оценки и так далее.

Вот мнение Эрика Дж. Сплэвера (Eric J. Splaver), директора ИТ-департамента (Director of Information Services) Гуманитарного и научного колледжа: "MyUCLA – это отличное средство для того, чтобы студенты ощущали свою связь с университетом, действовали в соответствии со своими учебными целями и могли удобным образом запрашивать и получать услуги. Для преподавателей это более простой способ поддерживать контакт со студентами и публиковать информацию по своему курсу. Для администрации это отличный канал для связи с конкретными студентами или группами студентов, чтобы оповещать их об имеющихся стипендиях и грантах и текущем состоянии поданных ими заявок. Так, например, с помощью MyUCLA можно проинформировать всех, кто специализируется в области истории, что тот или иной курс не будет читаться в следующей четверти".

6.2. Минимальные затраты времени на разработку системы. Веб-узел MyUCLA – результат усилий Эрика Сплэвера и троих его коллег. "У нас не было специального бюджета, персонала или времени на этот проект. Мы разрабатывали его на малые средства, вечерами и по выходным, и сделали все меньше чем за неделю". Эрик Сплэвер считает, что единственный способ для его небольшой команды сделать так много за такое короткое время заключался в использовании технологий Microsoft – в том числе Visual Basic Scripting Edition, Active Server Pages, Visual C++ 5.0, Visual Basic 5.0, Visual InterDev 1.0 и Microsoft Transaction Server. MyUCLA работает под управлением Windows NT Server с использованием последней версии ее веб-службы – Internet Information Server .0. Информация запрашивается из нескольких баз данных Microsoft SQL Server и из базы IBM DB2, работающей на мэйнфрейме25 администрации университета.

При выборе операционной среды было важно все: скорость, надежность, простота разработки и цена. "Нам нужен был сервер, который отвечал бы нашим требованиям: время отклика в несколько секунд и устойчивость в работе, – рассказывает Эрик Сплэвер. – Мы уже двигались по пути активного использования продуктов Microsoft. Так, например, все личные дела студентов колледжа хранятся в базе данных Microsoft SQL Server. Поскольку мы знали, что MyUCLA предстоит извлекать данные оттуда и из других систем на базе продуктов Microsoft, мы решили, что получим максимум за свои деньги, если будем придерживаться этой платформы". Когда студенты входят в систему, MyUCLA соединяет их с мэйнфреймом, используя компонент ActiveX для проверки подлинности паролей. После этого программа с помощью технологии Active Server Pages26 на лету извлекает информацию о студенте и о его учебных курсах и динамически формирует веб-страницу для данного пользователя.

Эрик Сплэвер отмечает: "В другой среде мы не смогли бы так быстро связать все в одно целое. С помощью СУБД Microsoft SQL Server и технологии Active Server Pages это оказалось очень просто. Microsoft – единственный игрок на рынке программного обеспечения, предлагающий полный набор компонентов для создания таких систем. При любом другом подходе вы делаете всю интеграцию своими руками, и разработка проходит гораздо труднее и дольше".

Кроме того, на веб-узле MyUCLA имеется ссылка на интернет-магазин университета, где предлагаются не только книги, но и непрерывно меняющийся ассортимент товаров с университетской символикой: футболки, бейсболки и т.п. Этот магазин, также созданный на базе технологий Microsoft, сегодня приносит от 5 до 10 тыс. долл. выручки в месяц.

Широкое признание

За время работы веб-узла MyUCLA были отмечены десятки миллионов обращений к серверу и свыше полумиллиона случаев входа в систему. Это показывает, что с его помощью студенты действительно делают что-то полезное, что для Эрика Сплэвера является подлинным мерилом успеха. "Мы слышали много похвал от людей в университете штата Калифорния и от ИТ-специалистов из других университетов. Но приятнее всего – положительные отзывы студентов. Они говорят, что MyUCLA дает им возможность чувствовать себя как дома. Такие отклики придают нам силы".

Сейчас сотрудники Эрика Сплэвера заняты добавлением к веб-узлу новых функций, а также созданием версии MyUCLA для преподавателей. Платформа SQL Server обеспечивает достаточную масштабируемость и гибкость, чтобы удовлетворить будущие потребности университета.

Преимущества использования в образовании информационно-коммуникационных технологий корпорации Microsoft

Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, – ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Корпорация Microsoft реализовала такой подход к использованию информационных технологий в образовании в описанной выше концепции "Объединенная образовательная среда" (Connected Learning Community). Согласно ей, мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.

Почему в российских образовательных учреждениях целесообразнее использовать продукты Microsoft, а не других производителей? Одна из главных причин лежит на поверхности – как показывают данные статистики, продукты Microsoft занимают доминирующее положение в области базового программного обеспечения. Студент или школьник, равно как профессор или рядовой учитель неизбежно сталкиваются с ними.

Итак, основные причины целесообразности использования продуктов Microsoft в образовании можно сформулировать следующим образом:

1. Корпорация Microsoft де-факто задает промышленные стандарты построения программного обеспечения. Это естественное следствие того выбора, который делают пользователи во всем мире. Семейство операционных систем Microsoft Windows, офисные приложения Microsoft Office, браузер Internet Explorer, большое количество других продуктов Microsoft для настольных и серверных решений, для частного и корпоративного рынка следуют единым принципам организации систем и пользовательского интерфейса. Сейчас этим принципам следует подавляющее большинство производителей программных продуктов.

2. Будучи лидером на ИТ-рынке, корпорация Microsoft во многом определяет его динамику. Тенденции, которые она закладывает в сегодняшние программные продукты, определяют их будущее развитие, а преемственность решений позволяет свести к минимуму необходимость переучивания при переходе от старых средств к новым.

3. Microsoft Office является наиболее распространенным пакетом офисных программ в России и мире в целом. Пакет Microsoft Office установлен на подавляющем большинстве ПК, имеющихся в организациях. Соответственно, чаще всего необходимым требованием при приеме на работу является умение работать с Microsoft Office.

Кроме того, для учебных и образовательных учреждений (особенно в России) приобретение компьютерной техники, сетевых и телекоммуникационных средств, подключение к интернету и приобретение программных продуктов – весьма непростые задачи. С одной стороны, такие учреждения должны использовать в процессе обучения только самые современные продукты и технологии, чтобы готовить пользователей и специалистов завтрашнего дня. А с другой стороны, эти учреждения находятся в жестких рамках бюджетных средств.

Понимая ту исключительно важную роль, которую играют информационные технологии в современном образовании, корпорация Microsoft разработала специальную программу лицензирования программных продуктов Microsoft для учебных и образовательных учреждений (Microsoft Open License for Education, MOL). Если учебному или образовательному учреждению необходимо приобрести небольшое количество программных продуктов (для установки на 1-5 ПК), то в этом случае можно по значительно более низким ценам приобрести академические версии программных продуктов Microsoft (Academic Edition Full Packaged Product). Академические версии являются полноценными программными продуктами Microsoft и ничем не отличаются от своих коммерческих аналогов27 .

Более подробная информация о решениях Microsoft в сфере образования содержится в информационном бюллетене "Образование, наука и развитие кадрового потенциала" (выпуск 16), который рассылается вместе с данным номером журнала.

Кроме того, на веб-сайте Представительства Microsoft в CНГ открылся новый раздел "Microsoft в образовании" http://www.microsoft.com/rus/education, где можно найти наиболее полную информацию на русском языке о стратегии Microsoft в области образования и науки, аналитические статьи, примеры внедрения и многое другое.

Ссылки

1 GroupWise – система электронной почты компании Novell.

2 Организационное подразделение (organizational unit, OU) – административная единица в службе Active Directory, в состав которой можно включать пользователей, группы, компьютеры, принтеры, папки общего доступа и т.п., а также другие организационные подразделения, объединяя их тем самым в единую группу для целей администрирования.

3 RAID 5 – один из видов RAID (системы хранения информации с использованием массива из жестких дисков), когда вместе с данными пользователя хранятся данные контроля четности (для повышения надежности) и в процессе записи информация распределяется частями по разным дискам массива (для ускорения доступа).

4 Совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) включает расходы на техническую поддержку конечных пользователей и на устранение последствий некомпетентных или несанкционированных действий. Сюда также входят косвенные затраты, связанные с непродуктивной деятельностью конечных пользователей и с простоями в период восстановления работоспособности их компьютеров техническим персоналом.

5 E-Rate – федеральная программа финансирования в США, в рамках которой школы и библиотеки могут получать скидки (от 20% до 90%) на телекоммуникационные услуги, доступ в Интернет и оборудование для локальных сетей.

6 Консалтинговая служба Microsoft (Microsoft Consulting Services, MCS) – подразделение корпорации Microsoft, предназначенное для помощи заказчикам в использовании продуктов и технологий Microsoft с целью обеспечения их соответствия требованиям бизнеса и информационных систем.

7 В США существуют отдельные школы для учеников начальных, средних и старших классов. Например, в школьном округе г. Сент-Луис 72 начальных школы (elementary school), 23 средних школы (middle school) и 12 школ старших классов (high school).

8 Эта система разработана компанией IntraLearn Software. Более подробную информацию о компании и ее продуктах для дистанционного обучения можно найти по адресу http://www.intralearn.com.

9 Чат-форум (разговорный форум) – конференция в онлайновой системе, позволяющая многим участникам одновременно вести обсуждение интересующих их тем.

10 Масштабирование – увеличение масштабов проекта (объемов данных, вычислительных мощностей и т.д.) в рамках существующей архитектуры и принципов работы.

11 Как правило, под "обращением к серверу" (hit) подразумевается один запрос к веб-серверу на выдачу какого-либо файла (текстового, графического, звукового и т.п.). То есть, если один пользователь загружает одну веб-страницу, на которой есть 10 изображений, это составит 11 обращений к серверу.

12 Масштабируемость – способность системы эффективно справляться с увеличением объемов данных и вычислительных мощностей в рамках существующей архитектуры и принципов работы.

13 Контент – информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение, содержательная информация) веб-узла.

14 Хранимая процедура (stored procedure) – программная процедура, обрабатывающая информацию в базе данных и хранимая вместе с этой базой, как правило, в скомпилированном виде.

15 Виртуальная доска (whiteboard) – программное средство в виде графического редактора, в котором участники конференцсвязи пишут или рисуют (как мелом на доске) все, что они считают нужным показать другим абонентам.

16 Потоковый контент (streaming content) – технология передачи информационных ресурсов, позволяющая просматривать их в режиме реального времени, без предварительной загрузки всего файла на локальный компьютер.

17 Дублирование – параллельная трансляция собственных передач спутникового телевидения также и по интернету.

18 Университетские городки – это отдельные учебные заведения под маркой Калифорнийского государственного университета, находящиеся на территории всего штата.

19 Режим прямого эфира (live events) – форма передачи сообщений в режиме реального времени.

20 Режим по требованию (on demand) – форма передачи сообщений только в ответ на запросы пользователей.

21 Широковещательный режим (multicast) – форма передачи сообщений от одного отправителя нескольким получателям.

22 Режим группового вещания (unicast) – форма передачи сообщений конкретным получателям.

23 Более подробную информацию о системе Microsoft Windows Media можно найти по адресу http://www.microsoft.com/windows/windowsmedia/ru/.

24 В американских учебных заведениях консультанты помогают ученикам в определении их способностей, выборе индивидуальных учебных курсов и будущей профессии. В университетах, помимо этого, есть консультанты, помогающие студентам в решении личных вопросов (оказание материальной помощи, лечение, обеспечение жильем и т.п.).

25 Мэйнфрейм – большая электронно-вычислительная машина с уникальными архитектурой и программным обеспечением. Обслуживает множество пользователей, которые подключаются к нему при помощи терминалов.

26 Active Server Page (ASP) – активные серверные страницы. Технология, с помощью которой веб-мастер может динамически формировать автоматически обновляемые веб-страницы.

27 С подробной информацией о программах лицензирования продуктов Microsoft для образовательных учреждений можно ознакомиться на веб-сервере Microsoft по адресу http://www.microsoft.com/rus/licensing/volume/academic.asp.

Источники



&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 129-142.