О журнале
Рекомендации
Сотрудничество государства, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества в подготовке и реализации национальной стратегии перехода России к информационному обществу
Евтюшкин А.В., Ершова Т.В., Коротков А.В., Хохлов Ю.Е.
А.В. Евтюшкин, Т.В. Ершова, А.В. Коротков, Ю.Е. Хохлов
О развитии
Мы сегодня говорим о национальных стратегиях развития, о национальных стратегиях перехода к информационному обществу. Мы говорим о партнерских сетях, которые являются серьезнейшими и очень важными инструментами построения информационного общества. Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР) создано именно для того, чтобы наша страна как можно скорее перешла к информационному обществу. Почему? Нас не интересует информационное общество как дань моде, нам нужно информационное общество, которое дает возможность каждому человеку наиболее полно реализовать свои возможности.
Говоря о наших устремлениях, мы говорим в первую очередь о развитии. Именно поэтому ПРИОР вырос из инициативы, направленной на создание глобального Портала развития, с которой в свое время выступил Всемирный Банк. Многие из нас тогда задавали себе вопрос: развития чего? И не слишком быстро нашли ответ на этот вопрос. Мы поняли, что развитие само по себе – это уже важный философский концепт, который мы заложили в основу нашей деятельности, понимая, что движение к информационному обществу станет толчком для развития для всей страны и каждого человека, в ней живущего. В классическом понимании развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (то есть возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).
Говоря о развитии, мы имеем в виду удовлетворение потребностей роста – в отличие от решения проблемы удовлетворения дефицита, к чему так привыкли несколько поколений наших сограждан. Переориентация мышления в этом направлении потребует многих лет усилий, в первую очередь, воспитательных и просветительных, ведь развитие обуславливается тем, что происходит внутри, а не тем, что происходит снаружи. Мы хотим, чтобы как можно больше граждан нашей страны имели внутреннюю потребность не только в реализации элементарных, общих потребностей, но и в постоянном развитии своих способностей, самореализации и повышении своего благосостояния, имеющего как материальную, так и духовную составляющие.
Мы должны понимать, что развитие обусловливается не тем, что происходит снаружи, а тем, что происходит внутри каждой страны, каждого из нас. Потребительская идеология не соответствует новым реалиям жизни. Информационная эпоха требует иной парадигмы развития, основанной на пробуждении самосознания, духовном обновлении, на смещении акцента с "уровня жизни" на "качество жизни". И важно, чтобы как можно больше граждан наших стран стремились бы к постоянному развитию своих способностей, к самореализации, повышению своего благосостояния, которое имеет как материальную, так и духовную составляющую.
Понятие "развитие" мы распространяем не только на отдельного человека, но и на страну в целом. Определить содержание и направление развития страны – серьезная политическая задача, предполагающая формирование благоприятных условий для развития отдельных людей и различных сообществ. Пока можно с сожалением констатировать, что так задача в нашей стране не стоит. Россияне в массе своей мало думают о том, какой должна стать страна в XXI веке, ищут "Россию, которую потеряли", и в основном живут по старой "дефицитарной" схеме. Эта схема насквозь пронизывает российскую ментальность, экономику, культуру; она прочно зафиксирована в законодательной и нормативной базе нашего общества.
Модели развития и общество знания
Проблема развития – идет ли речь об отдельном человеке или обществе в целом – чаще всего рассматривается с точки зрения политического и экономического развития нации. Долгое время во многих странах, а в России и поныне, экономическая доминанта – "догнать и перегнать" по количественным показателям – оставалась основной при обсуждении этого вопроса.
Сегодня чаще всего рассматривают три модели развития. Это:
- либеральная модель, когда контролирующая деятельность государства сведена к минимуму, в то время как деятельность частных лиц достигает максимума. Таким образом, во всех проявлениях развития наблюдается перевес частной инициативы;
- социально-демократическая модель, в основе которой лежит поиск некоего баланса между контролем со стороны государства и беспределом рынка. Эта модель опирается на динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, роль которых может меняться во времени;
- модель государственного развития, известная как "азиатское чудо". Здесь само название символизирует альтернативный способ социально-экономического развития. Идеологически эта модель базируется на отрицании западных норм. Ее основная задача – найти эффективные формы сотрудничества между государством и рынком и установить связь между конфуцианскими культурными ценностями и социальными трансформациями.
В каждой модели акцент делается на определении оптимального соотношения роли государства и рынка. В то же время сегодня признано, что правильного соотношения государственных и рыночных сил, позволяющего эффективно бороться с бедностью, никому достичь не удалось – даже таким высокоразвитым странам, как США, Канада, Великобритания. Встала проблема – найти новый баланс между государством и рынком. Учитывая, что примат экономического аспекта над социальным ведет к формированию в обществе потребительской идеологии, необходимо найти такое соотношение интересов между рынком и обществом, которое поможет высвобождать творческую энергию предпринимательства без эрозии социальной базы кооперации. С точки зрения рыночной экономики главной силой развития является конкуренция, однако и кооперация также является таковой. В этом вопросе ПРИОР придерживается собственной позиции, в основе которой лежит тезис: люди – не ресурс экономического развития, а его цель. Поэтому цель развития государства – развивать способности и реализовывать возможности каждого человека, увеличить до максимума вклад людей, каждого человека и в свое собственное развитие, и в развитие общества.
Не следует также забывать, что экономика становится глобальной, многие материальные ресурсы практически исчерпаны. Основной объем валового внутреннего продукта в развитых странах приходится не на производство промышленной продукции, а на создание, переработку, перемещение и потребление информации. Главным ресурсом социально-экономического развития становится знание, и возможность использования знания для преодоления бедности, неравенства, улучшения качества жизни – это тот новый вызов, который бросает человеку развитие глобального информационного общества.
Россия и общество знания
Национальная стратегия и программа развития информационного общества
Современная экономика основана на знаниях. Общество, не основанное на знаниях, в самое ближайшее время не сможет сохранить стабильность и экономическую самостоятельность. Вызов XXI века – создать единое глобальное общество, основанное на знаниях, выровнять уровни развития различных стран. Нам необходим сейчас реванш социального начала над экономическим. Это некий новый моральный императив, который может помочь нам выйти из очередного кризиса, в котором находятся многие из стран бывшего Союза. Мы должны с сожалением констатировать, что до сих пор в России не стояла задача создания экономики информационной эры, создания общества знания. Мы стоим перед новым этапом развития нашей страны и должны понимать, что очень важно добиться того, чтобы Россия стала обществом знания и развивала экономику, основанную на знаниях. Именно на это направлены усилия ПРИОР.
Мы можем сказать, что одной из заслуг Партнерства стало принятие решения о разработке национальной стратегии и программы развития информационного общества1 . Россия и ранее декларировала свою приверженность идее развития информационного общества. В 2000 году наш президент подписал Окинавскую хартию глобального информационного общества. Многие российские специалисты, представители гражданского общества, государства принимали участие в деятельности партнерских сетей и целевых групп по разработке планов действий и видения развития информационного общества, среди которых DOT Force и Целевая группа ООН по ИКТ. Страна активно включилась в процесс подготовки к Всемирной встрече на высшем уровне по информационному обществу – правда, пока лишь на декларативном уровне, на уровне экспертизы.
В выступлении Первого заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации А.В. Короткова прозвучало, что подписан приказ Министра РФ по связи и информатизации Л.Д. Реймана № 135 от 18.11.02 "О создании национальной стратегии "Россия в информационном веке"". Мы можем оценить это как очень важный, знаковый шаг на пути России к разработке своего видения, своей национальной стратегии перехода к информационному обществу. Уже сформирована рабочая группа для разработки концептуальных положений национальной стратегии "Россия в информационном веке", в ее составе – 20 представителей государства, гражданского общества и научно-образовательного сообщества.
Цели и задачи национальной стратегии и программы развития информационного общества
Среди целей и задач национальной стратегии и программы развития информационного общества можно отметить следующие:
- интеграцию России в мировое экономическое пространство в качестве сильного и равноправного партнера, в полной мере использующего конкурентные преимущества экономики, опирающейся на информацию и знание;
- повышение эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти на всех уровнях;
- формирование и укрепление институтов гражданского общества; повышение качества жизни и более широкие возможности для всестороннего развития всех граждан;
- сохранение и развитие человеческого потенциала; преодоление информационного неравенства в обществе.
Национальная стратегия призвана обеспечить опережающее развитие ИКТ и других отраслей, связанных с созданием, переработкой, перемещением и потреблением информации. Ее задача – обеспечить доступ к средствам ИКТ, информации и знанию для всех граждан вне зависимости от места жительства. Для этого необходимо создать условия для предоставления универсального доступа к информации и услугам ИКТ по ценам, которые будут приемлемыми для большинства населения. В то же время программа развития информационного общества призвана сохранять культурное и языковое разнообразие страны.
Нам необходимо развивать экономику, основанную на знаниях, а не на сырьевых запасах или производстве товаров. В этой новой экономике экономический рост все в большей степени будет зависеть от производства и эффективного использования информации и знания. Повышение эффективности систем образования позволит сохранить и развивать человеческий потенциал. Необходимо принимать участие в международном диалоге по вопросам политики формирования информационного общества, вырабатывать взаимоприемлемые нормы и стандарты, участвовать в международных программах сотрудничества.
Для формирования экономики знаний в России требуется динамичная информационная инфраструктура и конкурентоспособный информационный сектор экономики, который может обеспечить эффективные коммуникации, распространение и обработку информации, а также разнообразные инфокоммуникационные услуги для всего общества. Чтобы достичь этого, нужна критическая масса творческих людей, имеющих образование и навыки, необходимые для производства и использования знания, а также эффективная регулирующая и деловая среда, способствующая инициативе в использовании существующего знания, производстве нового знания и предпринимательстве. Экономика знаний предполагает наличие эффективной национальной инновационной системы, представляющей собой сеть структур для использования растущего запаса глобального знания, его ассимиляции и адаптации к местным нуждам, а также создания новых знаний и технологий.
Происходящая во всем мире информационная революция трансформирует отношения между правительством и гражданами, между экспертами и профессионалами, между донорами и получателями помощи. Распространение ИКТ потенциально может привести к развитию духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимного информирования. Однако для высвобождения этого потенциала требуются специальные усилия духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества по пропаганде новых возможностей сотрудничества и кооперации. Создание гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и распространение идеологии сотрудничества.
Разработка национальной стратегии и реализация программы должны осуществляться на основе сотрудничества, взаимного доверия и, что очень важно, хотя в России до сих пор этот вопрос так еще не стоял– на основе согласования интересов ведущих сил развития: государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества, донорских организаций и инвестиционных компаний.
Направления национальной стратегии и программы развития информационного общества
Среди многочисленных направлений национальной стратегии – совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процесса перехода России к информационному обществу, развитие и модернизация существующей инфокоммуникационной инфраструктуры, в первую очередь, за счет развития широкополосного доступа. Необходимо внедрять широкополосное использование ИКТ в образовании на всех уровнях, включая последующие формы подготовки и переподготовки специалистов.
Широкое использование ИКТ призвано совершенствовать и развивать методы информационного воздействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и населения. Национальная стратегия направлена на содействие реализации концепции "электронного правительства и активного правления", главной целью которой является расширение участия общества в формулировании государственной политики и принятии решений государственной важности, развитие научных исследований и разработок в сфере высоких технологий и экономики знаний, развитие национальной инновационной системы, развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, прежде всего, в социально значимых и экономически перспективных отраслях, а также создание национальных информационных ресурсов, доступных через интернет.
Цель этих действий – подготовка населения России к жизни и работе в информационном обществе, для чего планируется проводить демонстрационно-просветительские компании по использованию ИКТ. Необходимо вовлекать все субъекты общественной жизни, независимо от их экономического статуса, в деятельность по развитию информационного общества, а также в использование ИКТ, информации и знания. Мы должны обязательно следить за тем, как мы движемся, оценивать то, как мы реализовали предыдущий этап – то есть осуществлять мониторинг движения страны к информационному обществу. Надо обязательно оценивать, насколько хороша наша законодательная база, думать о том, как реализуются наши законы и стратегии. Международное сотрудничество поможет правильно отобрать индикаторы этого движения, следить за тем, чтобы движение России к информационному обществу можно было измерять по международным стандартам, сопоставимым со всеми международными методиками (KAM, CEC, Harvard CID и др.). Такой подход позволит вести сравнительный анализ и осуществлять корректирующие действия – тогда будет понятно, каков наш темп движения к информационному обществу, правильно ли мы его оцениваем, какие корректирующие действия требуются.
Национальные программы и инициативы в развитии информационного общества и экономики знаний
Партнерство социальных сил – ПРИОР
Перечислим коротко национальные программы и инициативы в области развития информационного общества и экономики знаний. В первую очередь, это ФЦП "Электронная Россия", рассчитанная до 2010 года, о которой сейчас очень много говорят и пишут. Есть еще федеральная программа, направленная на создание единой информационной образовательной среды, которая рассчитана до 2005 года. Кроме государственных программ осуществляется также наша общественная программа Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР).
ПРИОР позиционирует себя как общественную силу, которая может помочь сформировать устойчивое партнерство сообществ развития и обеспечить их постоянное взаимодействие, являясь политически нейтральной площадкой для обсуждения наиболее важных проблем развития страны и выработки стратегических решений на основе согласования интересов различных сил общества. Его цель – динамичное и полноправное развитие России в условиях глобального информационного общества и формирования в России экономики знаний, преодоление информационного неравенства. Партнерство содействует реализации национальной стратегии и программы перехода России к информационному обществу с учетом специфики России и международного опыта. Нам представляется важным продвигать идеологию и технологии информационного общества в регионы России путем создания региональных партнерских сетей, региональных порталов развития, реализации партнерских программ и проектов.
Сердцевиной ПРИОР является Российский портал развития. Это среда взаимодействия всех сообществ развития, это средство публикации важнейших информационных ресурсов по проблематике информационного общества и экономики знаний, это среда навигации по наиболее важным ресурсам интернета, которые относятся к этим темам. И это инструмент для онлайнового консалтинга, поиска партнеров, электронных закупок, дистанционного обучения, создания торговых площадок и многих других услуг, которые мы планируем создать для наших партнеров и клиентов в течение ближайшего года.
Пока это действующий прототип, который уже начал свою работу. Он содержит ежедневные новости развития, новости инвестиционного рынка (АГ "Никойл"), общественно-политические новости (РБК), более 5000 ссылок на существующие ресурсы интернета и оригинальные ресурсы, которые мы создаем сами силами наших партнеров, публичные форумы в различных тематических разделах. Адрес этого сайта, где также подробно описывается деятельность ПРИОР на русском и английском языках, – http://www.russia-gateway.ru.
По состоянию на 9 декабря 2002 года ПРИОР объединяет 191 организацию, среди которых 184 организации из 25 регионов России, 4 международные IT компании, 2 финские компании и одна организация США. Наше партнерство открыто для всех, в том числе и для международного сотрудничества. Все наши партнеры представляют самые разные силы общества – государство, бизнес, гражданское общество, научно-образовательное сообщество, и мы стараемся гармонизировать присутствие различных заинтересованных сторон в нашем партнерстве. Мы стараемся продвигаться в регионы. Сегодня у нас уже есть семь самостоятельных партнерств в регионах России: в Ставропольском крае, на Северо-Западе России, в Тульской, Калининградской и Пермской областях, в Республике Татарстан и на Южном Урале.
Заключение
Для практической реализации идеи развития необходимо сотрудничество ведущих общественных сил. Пока это трудно – в России, как и во всем мире, не развиты традиции социального партнерства. Но мы верим в то, что это возможно. Мы будем пытаться укреплять и множить ростки того, что мы называем "коллективным разумом", которые появились благодаря желанию наших партнеров сделать свою жизнь и жизнь тех, кто рядом, лучше и достойнее.
Никто из нас не в состоянии сходу предложить единственно верный путь развития для российского общества – здесь потребуются месяцы и годы дискуссий, умение слушать друг друга и считаться с чужими интересами, терпение и настойчивость. Самая активная часть общества должна постепенно выработать видение путей развития для России, определить индикаторы этого развития и начать вовлекать в этот процесс широкие массы населения – через систему образования, средства массовой информации, демонстрацию успешных проектов, – чтобы как можно больше людей понимало: информационное общество служит людям, их развитию. Именно этому посвящена наша совместная деятельность.
Ссылки
1 См. в этом номере журнала статью А.В.Короткова "О национальной стратегии "Россия в информационном веке" (с. 12–15).
Евтюшкин Александр Васильевич - Руководитель Бизнес-блока электронной коммерции Финансовой корпорации "НИКойл", председатель Координационного совета ПРИОР, член Наблюдательного совета ПРИОР.
Ершова Татьяна Викторовна - Руководитель Дирекции Партнерства для развития информационного общества в России, директор Фонда развития информационного общества, член Наблюдательного и Координационного советов ПРИОР, генеральный директор Института развития информационного общества.
Коротков Андрей Викентьевич - Первый заместитель Министра РФ по связи и информатизации, член Бюро Целевой группы ООН по ИКТ, председатель Бюро Региональной сети Целевой группы ООН по ИКТ для стран Европы и Центральной Азии, председатель Наблюдательного совета ПРИОР.
Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, председатель Экспертного совета ПРИОР, член Наблюдательного совета ПРИОР.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 47-51.