О Национальной стратегии "Россия в информационном веке"
Коротков А.В.

О Национальной стратегии "Россия в информационном веке"

А.В. Коротков



Тема этой публикации – "кремниевый фактор". У этого понятия нет строгого научного определения, но оно вертится у нас на языке. Влияние "кремниевого фактора" сказывается и в "Силиконовой долине", и в "Силиконовой тайге".

Для того, чтобы нагляднее представить себе "кремниевый фактор", уместно вспомнить архитектуру чипа. Кремниевая подложка и неограниченное количество носителей информации – транзисторов, молекул, атомов, в перспективе – электронов и квантов.

"Кремниевый фактор", понимаемый в широком смысле как влияние информационных технологий, в нашем веке создал принципиально новые условия развития цивилизации. Важнейшим из этих условий является наличие развитой информационной среды как основы всех областей экономики, науки и техники, образования и здравоохранения, социальной и культурной жизни. Образно говоря, "кремниевый фактор" de facto на наших глазах становится "подложкой" нашей жизни.

Во всём цивилизованном мире традиционные национальные стратегии в настоящее время претерпевают существенные и глубокие изменения. Если ещё недавно эксперты прогнозировали потенциал государств в пространстве, включавшем три основных измерения – политическое, экономическое и военное, то сегодня, благодаря "цифровой революции", они стали свидетелями рождения нового измерения. И хотя это направление еще не полностью сформировалось, но уже стало очевидным, что в дальнейшем оно приведет к существенному пересмотру основных понятий в традиционных областях. Эти изменения ведут к созданию четвертого – "информационного" измерения, которое объединит технические коммуникации и концептуальное содержание (контент).

В этом формирующемся мире ключом к успеху является умелое управление информационными возможностями и ресурсами – то есть, по сути, стратегическое планирование и управление. Информация и коммуникации всегда были важны для стратегии. Сегодня с понятием "информация" связано больше вопросов, чем когда-либо, в силу того, что сложился целый ряд причин, которых просто не существовало всего несколько десятков лет назад.

Одна из причин – технологические инновации: стремительный рост обширной новой информационной инфраструктуры, включающей не только интернет, но и кабельные сети, спутники для прямого вещания, сотовые телефоны и т.д., в которой баланс далеко смещается от вещательных приемов по типу "один-ко-многим" (например, традиционные радио и телевидение) к типу вещания "многие-ко-многим", который свойственен диалоговым средствам информации. Во многих государствах положительные изменения в экономике и рост национального благосостояния вызваны устранением проблем, связанных с обеспечением свободного доступа к информационным ресурсам для решения проблем коммерческого, социального, дипломатического, военного и другого характера.

Вторая причина – быстрое распространение нового типа взаимодействия: множество государственных и негосударственных организаций организовывают свое взаимодействие путем непосредственного обмена важной информацией.

Третья причина, почему информация и коммуникации стали более важной составляющей – в том, что понятия "информация" и "сила власти" все более и более переплетаются и становятся неразрывно связанными между собой.

В настоящее время только в развитой информационной среде могут быть реализованы эффективные экономические механизмы хозяйствования и управления, разработаны и внедрены современные высокие технологии, обеспечено необходимое качество человеческого потенциала и созданы благоприятные политические, социальные и культурные условия для достойной жизни людей.

Современная форма политического руководства должна исходить из первенства идей, духовных ценностей, моральных норм, законов и этики, а не "твердой" силы власти и представлять собой способ взаимодействия с ноосферой – самым широким информационным пространством сознания, в котором объединены киберпространство (или "Сеть") и инфосфера.

По ряду понятных причин Россия пока существенно отстает по уровню компьютеризации и, соответственно, объему рынка ИКТ. Для России с ее великой культурой возрождение возможно только с возвращением в группу ведущих стран. Это нужно не только ей самой, но и остальному миру, поскольку его устойчивость а, возможно, и судьба, во многом зависят от развития процессов внутри России, которая не может постоянно находиться в состоянии экономического кризиса и отсутствия перспективы.

Информационная среда в нашей стране развивается достаточно динамично, и сегодня отечественные ИКТ являются не только наиболее перспективным сектором рынка, но и тем уникальным "золотым ключом", который способен вернуть ей достойное место в числе лидеров мировой экономики. В России уже выполняется в настоящее время целый ряд программ, которые охватывают вопросы использования ИКТ в области государственного управления, образования, торговли и др., но эти программы решают, преимущественно, частные задачи.

Необходима разработка и реализация Национальной стратегии и программы развития России, в рамках которой должны быть сформулированы общенациональные приоритеты и направления развития информационной среды, определены все имеющиеся в распоряжении государства экономические, правовые и административные рычаги для построения в стране информационного общества с учётом национальной безопасности в информационной сфере. Эта стратегия должна обеспечить механизмы выхода России в условиях жёсткой конкуренции на ведущие позиции на европейском, американском и собственном, российском, информационном рынках, а также в условиях перехода к глобальному информационному обществу и формирования экономики, основанной на знаниях.

В основу стратегии должны быть положены уникальные ноу-хау и новые принципы организации бизнес-процессов, формирующих базу для ИКТ следующего поколения, совмещающего установившиеся мировые стандарты с реализацией качественно новых технологий.

Национальная стратегия должна стать новым базисом перехода к последующим этапам политического, социально-экономического и культурного развития России в русле тенденций мирового развития. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как стратегическая задача высокого приоритета.

В нашей стране нет опыта формирования подобных долгосрочных стратегий, однако есть опыт программно-целевого планирования крупномасштабных народно-хозяйственных и оборонных программ и проектов, базирующихся на использовании высоких технологий. Этот опыт в значительной мере отражен и в самой значительной на сегодня Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)". В этой Программе предусмотрено выполнение широкого спектра мероприятий, направленных на сокращение разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, эффективности использования и производства информационных продуктов и технологий. При этом, разумеется, учитываются специфика перехода страны к открытой экономике и социально-экономические реалии, обуславливающие характер и темпы развития НИИ и отраслей ИКТ.

При разработке стратегии необходимо учитывать особенности нашей страны.

Прежде всего, это большая протяжённость территории, в которую входят области, не имеющие общих границ, изобилующая большим количеством мест с низкой плотностью населения и экстремальными климатическими условиями. Кроме разработки приемлемых технологических решений здесь мы имеем дело с задачей обеспечения целостности населения страны посредством создания единого электронного сообщества России. Должны быть выработаны и предложения по сокращению разницы в развитии ИКТ в центральных областях и удалённых районах.

Следующая особенность – наличие высококвалифицированного персонала, и, прежде всего, в области программного обеспечения. Еще 15 лет назад наша страна занимала по ИТ второе место в мире. Ее интеллектуальный, прежде всего, кадровый потенциал и сегодня остается огромным, несмотря на постоянную утечку специалистов за рубеж и быстрый рост количества профессионалов, работающих на зарубежные фирмы внутри страны. И именно программное обеспечение является тем ключевым сектором, который в течение 3-5 лет может стать для России ведущей отраслью, обеспечивающий стране доход, намного превышающий поступления от продажи ее естественных ресурсов, и способный, в частности, поддержать финансирование как остальных секторов ИКТ, так и других отраслей высоких технологий.

Национальная стратегия должна предложить механизмы использования этого интеллектуального потенциала и сокращения существующего разрыва между фундаментальными исследованиями и внедрением технологий в практику. Вспомним слова Президента Американо-российского делового совета Юджина Лоусона из его интервью газете "Известия":

"…возможности [России] огромны в любых отраслях, даже таких новых, как электронный бизнес. Россия может пойти по этому пути гораздо быстрее, чем, например, Индия, поскольку в ее распоряжении гигантское количество программистов, прекрасно разбирающихся в software… Россия может стать мировым лидером в этой области, если только дать ей шанс".

При выработке технологических предложений предпочтение должно отдаваться решениям, ориентированным на невысокие стоимостные характеристики, обеспечивающие их доступность широким слоям населения с невысокой покупательной способностью и учитывающие ограниченность бюджетного финансирования. Так, в области интернета для удалённых регионов задачей может быть только достижение уровня, соответствующего реальным потребностям страны.

Ближайшая цель Национальной стратегии – формирование и осуществление эффективной государственной политики регулирования всех процессов в информационной среде и координация деятельности всех участников этих процессов для достижения общенациональных интересов. Именно государство должно исполнить свою изначальную роль арбитра и конечной инстанции, устанавливающей правила игры для всех участников процесса движения страны к информационному обществу. Только тогда интересы бизнеса, отечественных и иностранных компаний, работающих в России в области ИКТ, будут сопряжены с интересами всего общества.

В нашем понимании Национальная стратегия должна содержать четыре базовых направления, по которым государство осуществляет стратегическое управление.

Первое направлениеразвитие национальной информационной инфраструктуры и средств коммуникации, в первую очередь, за счет развития широкополосного доступа, которое должно привести к формированию единого информационного пространства страны, преодолению информационного неравенства регионов, обеспечить внедрение информационных технологий во все сферы жизни и удовлетворение информационных потребностей населения, общества и государства. В современных российских условиях эта задача не может быть решена без активного участия государства в инвестициях и создании условий (правовых, экономических, организационных и других) для привлечения частного капитала в развитие критически важных сегментов и объектов инфраструктуры.

Развитая инфраструктура:

  • приведёт к совершенствованию и развитию методов информационного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и населения, базирующихся на широком использовании ИКТ;
  • будет содействовать реализации концепции "электронного правительства и активного правления" – расширению участия общества в формулировании государственной политики и принятии решений государственной важности.

Второе направлениесовершенствование и развитие научно-производственной сферы, которое должно способствовать поддержке отечественной науки в области ИКТ, созданию конкурентоспособной импортозамещающей продукции высоких технологий и специализированной инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг. В этой сфере Россия существенно отстает от развитых стран и не имеет пока достаточных собственных ресурсов для быстрого преодоления этого отставания. Задача состоит в выборе приоритетных областей развития отечественного производства информационных технологий, продуктов и услуг и создании условий для максимального использования мировых научно-технических достижений и привлечения в эти области зарубежных инноваций и инвестиций. Одной из таких областей является производство широкого спектра программных продуктов на основе имеющегося научно-технического и кадрового потенциала. Как свидетельствует зарубежный опыт, эта область может оказаться весьма перспективной для России, инициирующей развитие других областей в сфере высоких технологий. Сегодня для России возможен путь – сделать ставку на реализацию качественно новых направлений, которые пока "скрыты за горизонтом", а завтра займут место единственно возможных на очередном этапе развития ИКТ.

Примером может быть инвестиционный проект "Интеллектуальные Информационные Технологии – 21", ориентированный на создание в ближайшие годы отечественной линии программных технологий и компьютеров следующего поколения, способной стать не только конкурентоспособной, но и ведущей как на отечественном, так и на мировом рынках.

Формирование достаточного стартового капитала и ресурсной базы обеспечит выходу семейства российских продуктов нового поколения на рынок ИТ высокий процент возврата инвестиций как от коммерческого распространения новых программ и ЭВМ, так и от продажи лицензий на их производство, что позволит с большой вероятностью привлечь к участию в концернах такого типа крупных партнеров из Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, Европы и США.

Это предложение было поддержано Советом Федерации РФ и Экономическим Управлением Администрации Президента РФ, считающими, что успешная реализация таких проектов будет способствовать восстановлению позиций России в области новейших информационных технологий, способных вывести нашу страну в число ведущих держав на мировом рынке.

Очевидно, что эта задача является одной из ключевых для развития отечественной экономики в ближайшей перспективе и стратегически приоритетной в спектре национальных интересов Российской Федерации.

Третье направлениеразвитие системы непрерывного образования. Создание развитой информационной среды и переход к информационному обществу невозможны без целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе интернета. Другая ключевая задача государства состоит в создании эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационных технологий, обеспечивающей потребности страны по всем стратегическим направлениям развития информационной среды при широком использовании ИКТ в образовании на всех уровнях.

Для решения этих общенациональных задач государство должно выделять максимально возможное количество ресурсов – ведь это направление является фундаментом развития информационной среды.

Четвертое направлениеобеспечение информационной безопасности страны. Основные стратегические задачи в этой области определены Доктриной информационной безопасности Российской Федерации. Сегодня приоритетной задачей является защита критически важных сегментов и объектов национальной инфраструктуры. Государство должно создать систему мониторинга угроз критически важным сегментам инфраструктуры и комплекс мер противодействия этим угрозам, привлекая для этого как бюджетные средства, так и частные инвестиции и соблюдая при этом баланс интересов государства и бизнеса.

В современном мире в материальном и духовном производстве доминирует та цивилизация, которая имеет более мощный технологический фундамент социально-экономического, политического и культурного развития.

И хотя каждая страна уникальна, технологическая база развития современной цивилизации едина – это современная информационно-коммуникационная инфраструктура. Едина и логика ее развития в глобальной экономике.

Все четыре направления невозможны без совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процесса перехода России к информационному обществу.

Сегодня нам предоставлен уникальный шанс: начать новый век с новой страницы, вернуть самоуважение себе и наш сыновний долг великой русской культуре и истории, для которых пока мы сделали недостаточно.


Коротков Андрей Викентьевич - Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 12-15.