О журнале
Рекомендации
Партнерские сети и многоуровневое сотрудничество для формирования информационного общества в Грузии
Кунцева-Габашвили Нино
Нино Кунцева-Габашвили
Грузия, как и многие другие страны, стремится войти в информационное общество, имея для этого объективные предпосылки. Каковы основные черты и признаки информационного общества?
Основными факторами развития становятся информация и знания. Происходит формирование и постоянное развитие саморегулируемого глобального информационного пространства с постоянным увеличением доли ИКТ. Появляются новые формы социально-экономической деятельности – телемедицина, дистанционное образование, дистанционная работа, электронная торговля, электронный консалтинг, иные сферы электронных услуг. Информатизация внедряется в деятельность всех секторов государства, создается система эффективного взаимодействия органов власти и населения посредством широкого использования ИКТ.
Что же необходимо предпринять на переходном этапе? Конечно, изначально – обеспечить желание и активное участие всех секторов общества в этом процессе и поддержку со стороны международных организаций. Также должны быть техническая и коммуникационная готовность, законодательная поддержка всех процессов, наличие профессионально подготовленных кадров.
Как ни странно, но и сегодня интернету необходима реклама и популяризация для увеличения спроса. До сих пор должным образом не налажено создание контента на грузинском языке. И, самое главное, требуются серьезные финансовые вложения.
Эта проблема является одной из самых насущных. На наш взгляд, приоритетом для развития ИКТ в Грузии должна стать либерализация рынка телекоммуникаций для повышения уровня уверенности международного инвестора. Надо сказать, что в этом направлении в Грузии сделано довольно-таки немало. У нас сегодня нет монополий и рынок достаточно открыт.
Далее – интеграция в глобальную экономическую систему. В этом направлении главная роль отводится бизнес-сектору. Для увеличения доходов страны от налоговых сборов планируется формирование и развитие электронного правительства.
Жизнь диктует необходимость повышения компетенции местных специалистов в области ИКТ, участия национальных кадров в глобальных проектах, которые осуществляются в
Грузии. На сегодняшний день международные организации
70-80% средств тратят на своих экспертов, не доверяя квалификации наших работников.
Целый ряд неотложных мер следует предпринять для того, чтобы остановить интеллектуальную миграцию из страны. Собственно говоря, здесь необходима государственная программа. Надо стимулировать использование интернета гражданами, предпринимательская деятельность также должна перейти на более высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий.
При оценке готовности Грузии к информационному обществу к ее преимуществам следует отнести минимальное вмешательство государства в развитие отрасли ИКТ и саморегулирование процесса. Во всяком случае, так было до настоящего момента и, надеюсь, что эта тенденция сохранится и впредь.
Несмотря на то, что многие иностранные компании до сих пор предпочитают работать с собственными специалистами, в Грузии имеются высокообразованная рабочая сила и контингент с достаточным уровнем грамотности. Мы имеем значительное количество технических работников и разработчиков программного обеспечения с высокой квалификацией, отвечающей международным стандартам.
Через территорию страны проходят глобальные международные транспортные и коммуникационные магистрали, и это преимущество следует максимально использовать. Большую пользу могут принести крупные международные бизнес-компании, в первую очередь, нефтяные, заинтересованные в развитии отрасли ИКТ и информационной инфраструктуры.
Необходимо отметить и наши слабые стороны. В первую очередь, очень низкий уровень интернетизации регионов. Несмотря на то, что через территорию Грузии проходят глобальные магистрали, проблема "последней мили" по-прежнему остается серьезной. Экономическое положение страны
является пока еще тяжелым, финансирование процесса из государственного бюджета, соответственно, – незначительным. Кроме того, до сих пор не решена проблема электрификации страны, особенно ее отдаленных и труднодоступных районов.
Отсюда, как следствие, – низкая покупательная способность и низкий уровень использования информационно-коммуникационных технологий, в частности, персональных компьютеров и компьютерных сетей. Если в крупных городах дело обстоит относительно неплохо, то в дальних регионах этого просто нет.
По сравнению с передовыми странами даже в правительстве недостаточно используются ИКТ. Медленно развивается система электронных платежей, необходимых для электронной коммерции. Особенно тяжело идет внедрение электронного банкинга, включая банковские карточки, и электронных трансакций.
Международные организации представили нам ряд проектов многоуровневого сотрудничества для помощи в решении наших проблем. В основном это проекты по созданию электронного правительства и информатизации страны.
ПРООН предлагает компьютеризацию государственной канцелярии, МИДа, построение сети между государственными структурами. В эту сеть войдут министерства и ведомства, находящиеся в Тбилиси. Идет работа по информатизации регионов – это Имеретия, Аджария, Кахетия. "Сердцем" информатизации страны является, конечно, Тбилиси. Наглядно это можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Территориальное распределение проектов ПРООН по компьютеризации
регионов Грузии.
Реализуются и проекты по программам ТАСИС. Они в основном касаются развития информатизации и создания инфраструктуры в регионах.
Удачно внедрен и работает проект НАТО и Фонда "Открытое общество" с Академией наук ГРЕНА, разворачивается сотрудничество с Всемирным Банком, в ближайшем будущем будут начаты проекты Евросоюза и организации USAID. Надо отметить, что многие международные организации своей основной целью видят создание электронного правительства, и это направление для них тесно связано с борьбой с коррупцией.
Проекты, предлагаемые международными организациями, включают в себя такие направления, как техническая помощь, передача программного обеспечения, тренинг служащих, поддержка информатизации и модернизации банковской, налоговой, таможенной и других структур, помощь академическому сектору. Оказывается содействие НПО (неправительственным организациям) в создании контента, проводятся работы по обеспечению доступа в регионы. Отдельное направление – внедрение ИКТ в другие глобальные стратегии, такие, как "Проект борьбы с бедностью" и "Проект борьбы с коррупцией".
Основа для внедрения электронного правительства в Грузии создана. Разработано и уже два года действует законодательство, которое обязует государственные структуры выдавать желающим публичную информацию. Необходимо отметить, что статус государственной тайны четко оговорен законом. Эта инициатива поддерживается Группой по борьбе с коррупцией, Парламентом и Государственной Канцелярией. Международные организации готовы оказать финансовую помощь. К сожалению, по целому ряду как объективных, так и субъективных причин дело продвигается гораздо медленнее, чем было запланировано. Например, реализована лишь незначительная часть Проекта ПРООН по Тбилиси, который должен соединить в единую сеть 20 министерств и 18 государственных департаментов, а также Парламент, Верховный Суд и Госканцелярию.
Какие рекомендации мне хотелось бы дать, исходя из накопленного опыта? В первую очередь, международным организациям и другим донорам необходимо лучше координировать свою деятельность между собой и различными секторами государственной власти Грузии. К сожалению, сегодня часто происходит дублирование различных инициатив, самих по себе интересных и важных.
Назрела потребность провести полное и глубокое исследование электронной готовности страны, которое включало бы в себя как мониторинг технической и коммуникационной систем, так и анализ степени готовности страны к переходу к информационному обществу. На сегодняшний день таких данных у нас нет.
Следует на уровне государственной политики поддерживать проекты по сотрудничеству между государственным и негосударственным секторами. Также всячески помогать местным НПО завоевывать свои позиции и на международном уровне. Это позволит вовлечь в международные проекты больше национальных кадров.
Нино Кунцева-Габашвили - Национальный координатор проекта "Глобальная Инициатива по политике Интернет" (ГИПИ), Грузия.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 67-69.