О журнале
Рекомендации
Как информационные и коммуникационные технологии будут служить развитию
Мисников Ю.
Ю. Мисников
Тема моего выступления выбрана не случайно, поскольку для организации, которую я представляю, содействие развитию является основной задачей, что видно уже из ее названия. Речь идет о межправительственной международной организации – Программе развития Организации Объединенных Наций или, сокращенно, ПРООН (UNDP)1 .
Говоря о развитии в данном контексте, мы имеем в виду, безусловно, не просто развитие технологий, а достижение тех целей, которые были поставлены на Саммите тысячелетия2 . Одна из целей, названных в его Декларации – это обеспечение хорошего управления (good governance). Термин "good governance" очень трудно перевести на русский язык, но приблизительно он означает "хорошее управление обществом". Еще одна цель – сделать доступными для всех людей информационные и коммуникационные технологии. Программа развития ООН активно участвует в их достижении и выстраивает свою деятельность, исходя из вышеуказанных задач.
Практический опыт развитых стран показывает, каким образом информационно-коммуникационные технологии могут содействовать развитию. Этой теме посвящен отчет, подготовленный ПРООН совместно с компанией Accenture и Markle (Фоундейшн). В данном документе отражена роль ИКТ как фактора развития, изложена корпоративная политика Программы развития ООН в этой области. Здесь подробно рассмотрены вопросы расширения через развитие сетей экономических возможностей человека (увеличение возможностей трудоустройства, обеспечение равного доступа к рынкам, рыночной информации, к деятельности, приносящей доход), а также расширение возможностей для государства (большая прозрачность, доступность, эффективность в предоставлении услуг), граждан (большие возможности для общения и взаимодействия между собой и с организациями) и местных сообществ (укрепление самоуправления).
Особенно подчеркну необходимость расширения полномочий рядовых граждан и местных сообществ (по-английски это звучит как "opportunity for empowerment and participation"), что является, пожалуй, ключевым моментом для ПРООН. Мы исходим из того, что информационные технологии предоставляют и гражданам, и правительствам, и местным сообществам дополнительные, ранее не существовавшие возможности. Другой вопрос – как ими воспользоваться. Не секрет, что любое правительство стремится к полному контролю над всеми проблемами, волнующими людей, в то же время сообщая населению минимум информации о собственной деятельности. Люди, естественно, хотят знать больше. Как добиться, чтобы все заинтересованные сообщества имели равный доступ к необходимой информации? Мы абсолютно поддерживаем позицию, которая была изложена в выступлении представителя посольства Канады Джулии Дрю-Уотт. Если мы говорим о создании информационного общества, то речь идет, в первую очередь, об обеспечении управления страной, основанном на принципах прозрачности, подотчетности, демократии, и об участии в этом управлении населения, которому информационные технологии предоставляют уникальные возможности в этом плане. Вспомним, что многие страны мира уже имеют опыт в этой области. В качестве примера назовем Эстонию и Венгрию, где создаются так называемые теледома (telecottages). Благодаря им даже самые необеспеченные категории населения, занимающие низовые ступени на социальной лестнице, получили возможность использовать информационные технологии и интернет. Это помогает устранять ведомственные барьеры, создавать партнерства не только со столичными организациями, но и с бизнес-структурами за пределами страны.
Кроме того, хорошее управление – это ключ к демократическому обществу, демократическому правлению (democratic governance), и важно, чтобы информационные технологии и связанное с ними экономическое развитие приносили пользу не только элитам (к сожалению, так часто бывает), но и рядовым жителям. Можно считать оконченным спор о том, что важнее – экономический рост или искоренение бедности, участие людей в управлении государством и т.д. Важно, чтобы все участвовали в экономическом росте и все получали от него пользу. То же самое можно сказать и об информационно-коммуникационных технологиях – все без исключения должны получать от них пользу. Не зря девизом всех программ Европейского Союза с 1999 г., включая план действий на 2005 г., являются слова "информационное общество для всех".
Мы призываем к очень тесному сотрудничеству те организации, институты, которые разрабатывают общие планы развития. Очень трудно подготовить план для какого-то отдельного сектора экономики – у каждого государства должна быть своя парадигма развития, национальная стратегия, затрагивающая все сферы жизни и деятельности. Ее значительно легче подготовить и реализовать с помощью информационных технологий. Если кто-то начнет разрабатывать модель электронного развития своей страны, то сразу станет ясно, что невозможно вести правительственный "бизнес" по-прежнему, потому что невозможно просто взять и приложить информационные технологии к реформе госуправления или к развитию местного самоуправления. Нужно кардинально менять все процессы – тогда станет ясно, какие огромные возможности здесь таятся.
Для нас синонимом информационного общества является прозрачное, открытое, построенное на демократических принципах общество, где люди сознательно участвуют в процессе принятия решений и знают, что происходит. Если это не так, то говорить об "информационном обществе для всех" не имеет смысла – без достижения указанных выше условий не будет ни развития человека (human development), ни устойчивого развития, продекламированного на Саммите тысячелетия и во всех международных повестках и практических планах действий последнего времени. В данном контексте решение вопросов, связанных с "электронным правительством" (e-government), "электронным правлением" (e-governance), может в наибольшей степени содействовать "хорошему" демократическому правлению. Мы рассматриваем понятие "электронное правительство" как более узкое по смыслу, чем понятие "электронное правление", которое касается всего общества. Мне нравится серьезный подход к решению данной проблемы российского правительства, когда переход к "электронному правлению" рассматривается не как программа развития отдельного сектора (госуправления), но как составная часть общего развития всей страны на базе информационных технологий.
В последние два месяца прошло много мероприятий на самом различном уровне, где обсуждались волнующие информационное сообщество проблемы. Состоялись Бишкекско-Московская и Бухарестская конференции, проведено несколько встреч в рамках подготовки к Всемирному саммиту по информационному обществу. В итоговых документах нашли отражение выработанные совместно принципы и предложения. Меня искренне радует простота и легкость процесса согласования этих принципов. Это подтверждает, что в обществе есть понимание, потребность и очевидная необходимость следовать данным принципам не только на уровне стран. Следующим шагом должна стать выработка единых региональных подходов, общей региональной политики. Вспомним в качестве примера европейские страны: инициатива Юго-Восточной Европы опирается на весь обобщенный опыт стран-участниц, эти государства скоординировано разрабатывают и реализуют свои планы.
На нашей конференции уже обсуждались вопросы, связанные с мониторингом (benchmarking) и оценкой.
Безусловно, без benchmarking просто невозможно более или менее реально оценить продвижение страны к информационному обществу. Внедрение "электронного правления", помимо вопросов широкого участия, дополнительных полномочий и возможностей, прозрачности и т.п., приводит к появлению новых активных игроков – "сетевых" людей, объединяющихся по различным интересам. Сообщества "сетевых" людей уже возникли в Москве, а если их станет больше, то российскому правительству будет гораздо сложнее держать все под контролем. Проблема состоит в том, что хотя кризиса репрезентативной демократии пока нет, он может в любой момент разразиться – с каждым годом все меньше и меньше людей ходит на выборы. Правительству поневоле придется принимать во внимание возникающие разнообразные онлайновые сообщества – ведь миллионы людей уже сегодня обмениваются информацией онлайн. Также необходимо, чтобы эти вопросы стояли в повестках дня политических партий, однако пока этого не происходит.
Есть еще масса нерешенных проблем. В частности, первые лица не всегда понимают и поддерживают многое из того, что важно для успешного развития в условиях информационного общества. В качестве примера можно привести вопросы партнерства с частным сектором, требующие обсуждения и практических действий.
ПРООН будет активно распространять лучшие примеры использования информационных технологий для развития через взаимодействие с партнерами, обучение, консультирование, совместную работу над документами регионального характера. В ближайшем будущем мы создадим в Таллинне региональный центр по обучению государственных служащих и их партнеров в сфере "электронного правления".
Ссылки
1 ПРООН была основана в 1965 году. Ее основная миссия заключается в помощи странам в развитии местного потенциала для достижения устойчивого человеческого развития, при этом высший приоритет отдается снижению уровня бедности и установлению равенства. ПРООН является самым крупным и многогранным источником оказания технической поддержки и центральной координирующей организацией ООН по развитию (прим. ред.).
2 Саммит тысячелетия состоялся в 2000 году в Нью-Йорке. Итоговый документ встречи – 8-страничная Декларация тысячелетия – представляет собой, по сути, каталог мировых проблем. Обязательство решать эти и другие проблемы современности приняли на себя 189 государств, подписавших Декларацию. "Мы не пожалеем усилий для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие", – говорится в разделе Декларации, посвященном правам человека, демократии и благому управлению (прим. ред.).
Мисников Юрий - региональный координатор в области ИКТ для развития Регионального центра поддержки Программы развития ООН в Братиславе, Словакия.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 53-54.