"Электронное правительство" как инструмент модернизации общественных отношений в информационном веке
Кошкин А.Н.

"Электронное правительство" как инструмент модернизации общественных отношений в информационном веке

А.Н. Кошкин



В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах информатизации государственного управления и государства в целом в контексте осмысленного движения к информационному обществу.

Известно, что государство является одним из ключевых институтов общества. Поэтому естественно, что движение к информационному обществу как к новому культурному состоянию, как некий социокультурный сдвиг признается масштабной проблемой, измеряемой в категориях истории со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть, это масштабный общенациональный проект в глобальном контексте. Государство в этом проекте позиционируется как организатор создания инфраструктуры "электронного правительства" – то есть инфраструктуры "электронных взаимодействий" между властью и гражданами. С моей точки зрения, это понятие включает не только исполнительную власть, но в целом всю систему государства, государственной власти и государственного управления, государственных органов и органов местного самоуправления, то есть все то, что обычные люди называют государством или властью. Что касается органов исполнительной власти Российской Федерации, то мы сейчас непосредственно приступаем к осмыслению и формализации концепции "электронного правительства" и связанных с этим проектов – технологических, организационных, управленческих.

Вы знаете, что набирает силу процесс реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия", в которой примерно треть мероприятий прямо или косвенно укладывается в идеологию проекта "электронного правительства". Сейчас заканчивается первый этап реализации этой программы. Практически готов ряд важных для проекта "электронного правительства" концептуальных документов, а именно: Концепция представления системы федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет; Концепция и техническое задание на создание Правительственного портала и ряда порталов по направлениям деятельности Правительства Российской Федерации – прежде всего, экономического портала; и другие документы. В следующем году мы постараемся свести их в единую, понятную для всех и адекватную требованиям информатизации общества концепцию "электронного правительства".

Необходимо также отметить, что первые наработки по проекту "электронного правительства" становятся еще более актуальными в связи с началом подготовки национальной стратегии движения к информационному обществу. Полагаю, что рекомендации, подготовленные к этой конференции, также могут быть полезными при разработке этого документа и учтены в практической деятельности по информатизации общества и государства.

Для создания инфраструктуры "электронного правительства" очень важно понимать, что, собственно говоря, меняется в государстве и в системе государственного управления. Пользуясь современным понятийным аппаратом, перед нами стоит задача реинжиниринга системы, который для государственной системы также необходим, как необходим для информатизации любой структуры, будь то крупная корпорация или небольшая фирма, учреждение, предприятие.

Президент Российской Федерации В. Путин поставил на 2002 г. очень четкие, конкретные задачи по реформированию государственного аппарата, и сейчас в Правительстве Российской Федерации активно прорабатываются варианты реформирования государственного аппарата исполнительной власти. Я не готов сказать сейчас, какой из этих вариантов будет утвержден Президентом, могу лишь отметить, что самые общие и принципиальные положения уже достаточно хорошо проработаны и понятны. Общий замысел плана по трансформации системы исполнительной власти позволяет говорить о том, что в плане административной реформы информационный фактор (информатизация) может и должен стать важным средством для достижения целей модернизации государственного управления.

В каком-то смысле информационно-технологическая инфраструктура, независимо от состояния самих технологий, есть форма, в которой существует любая организация. Это "культурная форма", в частности, "культурная форма" существования государственного аппарата. Приступая к созданию новых системных элементов этой инфраструктуры, необходимо понимать и учитывать "исходное состояние системы", состояние сложившейся "реальной культуры" бытия системы государственных институтов и с амого госаппарата, существующих форм и методов работы и моделей управленческих взаимодействий. С другой стороны, важно понимать хотя бы в самом общем виде черты той "конструкции", к которой необходимо приближаться.

Сегодня необходимо, по меньше мере, учитывать три момента, которые определят черты модернизированного правительства.

Во-первых, роль и место системы государственных институтов в управлении общественными процессами. Необходимо четко определить те функции, которые, по определению, остаются за государством, и те области жизни общества, где государственное администрирование (регулирование) излишне. Это дает нам возможность строить оптимальную инфраструктуру поддержки системы государственного управления, реализации функций государственного аппарата.

Во-вторых, известно, что система власти носит распределенный характер – по ветвям власти и уровням ее организации. В настоящее время идет активный процесс становления новой системы разграничения полномочий и ответственности между федеральным уровнем, субъектами федерации и местным самоуправлением. Подготовлены и рассматриваются законопроекты об основах органов власти субъектов федерации и основах местного самоуправления. Полагаю, что эти документы также имеют очень важное значения для проекта "электронного правительства".

В-третьих, существенными факторами являются модель и способы реализации функций государственного управления, организационная структура, система функций и полномочий, формы и методы работы. К примеру, могу сказать, что сейчас в концепции административной реформы появилась такая интересная категория, как административные регламенты. Те, кто занимается реальной информатизацией крупных корпораций, понимают, что без четкой формализации способов и моделей взаимодействий – как внутрикорпоративных, так и внешних – невозможно построить сколько-нибудь внятную и работоспособную систему. Теперь такой же подход используется при упорядочении системы государственного управления. Задача стоит очень четко: определить функции, методы и формы работы и формализовать их до стандартных унифицированных процедур, которые можно было бы эффективно "положить" на новые информационные технологии и тем самым реально оптимизировать деятельность государственного аппарата и формы его взаимодействия с населением.

Существует еще один аспект, на который я хотел бы обратить внимание. Государство в условиях информационного общества должно становиться все более открытым для своих граждан. Нет оснований считать, что и сегодня вопросы открытости власти для граждан составляют серьезную проблему. За прошедшие годы государство стало более демократичным, наше общество и государство действительно стали более открытыми. У нас, в общем-то, не возникает серьезных социальных и политических конфликтов по поводу информационной открытости власти. Вместе с тем Президент России поставил задачу, чтобы государственный аппарат сделал еще один шаг к расширению своей открытости и доступности для граждан. В своем Ежегодном Послании В. Путин подчеркнул, что нужно определиться с перечнем информации, которая должна быть публично доступна для граждан и организаций. В нашем случае это означает, что с помощью инфраструктуры "электронного правительства" должен быть расширен доступ людей к социально значимой информации, которая критически важна для реализации их прав, обязанностей и законных интересов.

В Правительстве России разрабатывается соответствующий законопроект, и его последний вариант, представленный Минэкономразвития России, в целом приобрел рабочие очертания, однако пока остается ряд сложных концептуальных вопросов и существенных проблем, которые не позволяют его вносить в Правительство и далее в Государственную Думу. Полагаю, что эти проблемы могут быть преодолены, и данный закон станет одним из ключевых нормативных документов, которые мы сможем положить в основу проектов информатизации системы государственного управления.

В движении к информационному обществу роль государства остается весьма существенной, хотя не следует полагать, что все зависит от власти.

Сегодня благодаря интенсивному и динамичному внедрению информационных технологий в культуру нашего общества происходят значительные изменения.

Многие формы отношений, которые раньше опосредовались через личное общение или бумажные носители, становятся качественно другими, формируется новое состояние культуры общества, новая, если хотите, общественная формация, которую можно назвать информационной. Государство в этих условиях найдет свое место, и оно будет адекватно требованиям времени. В условиях информационного общества оно сможет найти способы быть сообразным потребностям гражданского общества, и это будет деловое модернизированное государство, в котором правительство не будет обременительным для государственного бюджета и налогоплательщиков, а будет удобным, понятным и доступным.


Кошкин Андрей Николаевич - начальник отдела Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ, член Наблюдательного совета Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР).


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 57-59.