О журнале
Рекомендации
Белорусские общественные инициативы и их роль в налаживании партнерства в целях развития
Дрыганов В.Н.
В.Н. Дрыганов
В начале своего выступления я хотел бы провести небольшую характеристику основных направлений по развитию политики, направленной на формирование предпосылок и условий для перехода Беларуси к открытому информационному обществу. Традиционно принято различать три основных сектора с собственными интересами в данной сфере. Это – государство, частный сектор и гражданское общество. Поэтому характеристику рассматриваемой политики будем проводить, исходя из интересов всех трех секторов.
Государственная политика информатизации начала складываться в республике с начала 90-х годов. Основное содержание этой политики сводилось к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий и информационной инфраструктуры. И если в начале 90-х годов ориентация на приоритетное обеспечение развития информационной инфраструктуры являлась вполне обоснованной, то в последующем это привело к формированию достаточно односторонней политики, обслуживающей чисто ведомственные интересы. Причиной такого явления стало отсутствие понимания, что помимо информационной инфраструктуры существуют и другие, необходимые для формирования информационного общества, элементы.
К настоящему времени ситуация, похоже, начинает меняться в лучшую сторону. Государство начало переосмысливать свою роль в формировании информационного общества и находится в поисках наиболее оптимального пути для достижения указанных целей. Первым решительным шагом в этом направлении, который должен обеспечить качественно новый импульс для формирования государственной политики, направленной на развитие информационного общества, стала передача функций по осуществлению политики информатизации от Министерства связи к Академии Наук Беларуси. Таким образом, может быть обеспечено устранение узковедомственного характера сформировавшейся государственной политики, обеспечен комплексный подход при ее осуществлении.
В настоящее время Академией Наук начата подготовка проекта программы "Электронная Беларусь", которая по своей сути и должна определить основные направления государственной политики по вопросам формирования информационного общества.
Положительным моментом является то, что руководство Академии Наук более легко идет на налаживание конструктивного диалога с общественностью и даже с частным сектором, а также более открыто для конструктивных предложений. При этом обсуждение проблем формирования информационной политики идет с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Что же касается частного сектора, то тут ситуация намного сложнее. Во-первых, интересы частного сектора в информационно-коммуникационной сфере фактически не представлены. Более того, как мне кажется, данные интересы во многом даже не сформулированы. Частный ИКТ-бизнес в Беларуси еще не окреп и отличается разобщенностью, поэтому он и не решается на активные действия по продвижению своих интересов. Во-вторых, каждый привык решать свои проблемы с государством в частном порядке. Из-за боязни потерять свой бизнес, что в белорусских условиях очень даже просто, многие не решаются открыто выступать в защиту своих прав или публично отстаивать собственные интересы. Наглядным примером тому может служить так и не созданная до сих пор Ассоциация интернет-провайдеров, о необходимости создания которой говорят уже на протяжении нескольких лет.
На фоне частного сектора деятельность общественных инициатив, представляющих интересы гражданского общества, представляется более последовательной и эффективной, однако и здесь есть ряд проблемных моментов. Гражданское общество Беларуси также отличается значительной разобщенностью, хотя в последнее время эта ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Уже нет необходимости доказывать целесообразность объединения усилий для достижения общих целей, уже есть осознание того, что только сообща можно эффективно влиять на политику и отстаивать таким образом свои права и законные интересы, а также есть понимание того, что только через конструктивный диалог с властью можно достичь этих целей.
В настоящее время в Беларуси создано и работает менее десятка общественных организаций и проектов, которые в своей деятельности затрагивают те или иные аспекты формирования информационного общества. Деятельность большинства из них, как правило, незначительна в силу ряда причин (отсутствие финансирования, инициативных людей, собственных идей и т.п.). Деятельность других носит узконаправленный характер в силу специфической сферы их деятельности, что в целом неплохо. Например, Белорусская ассоциация журналистов в своей деятельности очень тесно затрагивает такой аспект формирования информационного общества, как доступ к информации. Безусловно, это делается через призму интересов СМИ, но в любом случае это тоже отвечает интересам всего общества.
В Беларуси есть несколько примеров успешной реализации проектов и общественных инициатив, которым удалось выстроить конструктивное сотрудничество с государственными органами и добиться существенных результатов. Примером тому может служить успешная деятельность проекта GIPI в области политики интернета, проекта IATP в области образования и создания центров общественного доступа, а также ряда региональных общественных организаций.
Наметившийся в последнее время рост общественной инициативы вызван, прежде всего, тем, что к настоящему времени в Беларуси уже назрел целый круг актуальных проблем, решение которых продиктовано интересами всего общества. Применительно к аспектам формирования информационного общества наиболее актуальными проблемами для Беларуси являются:
- проблема обеспечения информационных прав личности, что особенно актуально для Беларуси в силу сложившейся у нас ситуации со свободой слова;
- проблема обеспечения доступа к информации. Применительно к традиционным СМИ в Беларуси это выражается в создании значительных препятствий для распространения информационных материалов независимых СМИ. В отношении интернета это выражается в непомерно высокой стоимости доступа. Проблема усугубляется еще и тем, что интересы государственного монополиста отстаиваются Министерством связи путем введения запретов на использование альтернативных, в обход Белтелекома, международных каналов связи, использование любых новых информационных технологий, которые могли бы в какой-либо степени потеснить монополию;
- проблемы с саморегулированием. В Беларуси до сих пор практически не задействованы механизмы саморегуляции. Чрезмерная правовая зарегулированность душит частную инициативу, создает условия для процветания чиновничьего произвола. Через дальнейшее развитие общественных инициатив возможно внедрение в Беларуси механизмов саморегуляции;
- проблемы с образованием и популяризацией идей информационного общества. До сих пор в Беларуси не сформирована полноценная система популяризации идеи информационного общества, в основной своей массе люди не представляют, что это такое и какие преимущества и выгоды оно несет. Также существуют проблемы с соответствующими образовательными программами, существует их явный недостаток. Причем наибольшая потребность существует именно в общих образовательных программах, ориентированных, прежде всего, на широкие группы населения, а не только на профессионалов. Например, те же курсы обучения работе на компьютерной технике, работе в интернете и т.п.;
- проблемы с исследованиями. До сих пор у нас никто профессионально и на постоянной основе не занимался исследованиями в информационно-коммуникационной сфере. Не выработаны адекватные методики проведения подобных исследований. Как результат, у нас сегодня не могут определить даже примерное количество пользователей интернета – называются цифры в интервалах от 2% до 20%. Это не лучшим образом сказывается как на привлекательности белорусского IT-рынка, так и на имидже нашей страны. Имея одну из самых развитых среди всех стран СНГ телекоммуникационных инфраструктур и один из самых высоких уровней подготовки квалифицированных IT-специалистов, мы по-прежнему плетемся где-то в конце списка стран по проникновению интернета в обществе. Только недавно Всемирным Банком было инициировано проведение исследования по Е-готовности Беларуси;
- отдельные проблемы белорусского интернета. Это, прежде всего, проблемы с существующей доменной политикой, проблемы обеспечения национального хостинга, проблемы формирования белорусского контента, а также проблемы представления в интернете белорусского языка и культуры;
- проблема с представлением и отстаиванием интересов гражданского общества по вопросам политики в сфере ИКТ. В Беларуси пока идет лишь процесс объединения усилий заинтересованных сторон, идет поступательное движение к тому, чтобы формировались организации, которые смогут не только представлять интересы отдельных групп, но и реально отстаивать их.
На последней проблеме я хотел бы остановиться более подробно. Так, именно общественные организации могут сыграть в Беларуси ту ключевую роль, которая позволит наладить партнерство в целях развития между всеми тремя секторами: государством, частным сектором и гражданским обществом. В этой роли общественные организации (НПО) применительно к белорусским условиям могут осуществлять несколько общественно-полезных функций:
- НПО как инструмент влияния общественности на политику государства;
- НПО как инструмент представления реальных потребностей и ожиданий общественности;
- НПО как посредник между государством и частным сектором;
- НПО как источник новых знаний и идей.
В завершение доклада я хотел бы немного рассказать о тех небольших успехах, которых нам удалось достигнуть в Беларуси. Буквально на днях, а если быть более точным, с 29 по 30 ноября проходил 4-й Белорусский интернет-форум. В этом году его организаторами выступили Фонд содействия информационному развитию, Европейский гуманитарный университет, Объединенный институт проблем информатики и программа "Глобальная инициатива по политике Интернет".
Это мероприятие стало самым массовым за всю историю белорусского интернета. Оно проходило одновременно на трех площадках и его посетило более 400 человек. По своей значимости данное мероприятие можно смело назвать главным событием белорусского интернета в этом году. В рамках форума впервые в истории белорусского интернета было проведено присуждение номинаций "Человек года в белорусском интернете" и "Проект года в белорусском интернете". Но, пожалуй, самым главным итогом интернет-форума стало создание новой общественной организации "Белорусское Интернет-Общество", основной целью деятельности которой должно стать объединение усилий, направленных на обеспечение интересов белорусского интернет-сообщества и его полноценную интеграцию в глобальное интернет-сообщество. Ее учредителями выступило более 70-ти человек, а в состав коллегиального руководящего органа вошли самые известные и уважаемые деятели белорусского интернета, которые представляют самые различные заинтересованные общественные группы. В настоящее время осуществляется процедура ее государственной регистрации, а также вырабатывается детальный план деятельности организации. Также необходимо отметить, что белорусская интернет-общественность в целом очень живо отреагировала на создание новой организации. Постоянно поступают заявки от желающих вступить в это "Интернет-Общество", а также предложения по оказанию посильной помощи по обеспечению его деятельности.
Могу выразить надежду, что данной организации удастся объединить белорусское интернет-сообщество, а также достигнуть тех благих целей, которые она поставила перед собой, тем более, что для этого уже имеется значительный потенциал: общественная поддержка, сплоченный коллектив инициативных людей, а также поддержка национальных и иностранных донорских организаций.
Дополнительную информацию об интернет-форуме и созданной организации можно получить на официальном сайте интернет-форума по адресу: http://www.by2000.net
Дрыганов Вадим Николаевич - Исполнительный директор Фонда содействия информационному развитию, Республика Беларусь.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 98-100.