О журнале
Рекомендации
Партнерские сети Microsoft как инструмент перехода к информационному обществу
Данилин А.В.
А.В. Данилин
в повышении производительности работников интеллектуального труда и сферы услуг…
Страна, которая сделает это первой, с экономической точки зрения
будет доминировать в 21 веке.
Питер Друкер, "Post Capital Society"
Какую роль играют партнерские сети в распространении знаний и реализации такой концепции как "Новая экономика"? Что предпринимают зарубежные компании, занимающиеся информационными технологиями, для распространения знаний, в том числе в нашей стране? Какие есть формальные и благотворительные проекты, которые служат для создания сетей и сообществ?
Эти вопросы занимают умы как профессионалов в данной области, так и представителей самых различных общественных формаций. Процитирую крупнейших аналитиков сегодняшнего времени.
Питер Друкер, известный специалист в области бизнеса, автор большого количества публикаций по управлению знаниями, писал: "В "Новой экономике" знания – это не просто еще один ресурс помимо традиционных факторов производства – Земля, Рабочая сила, Капитал, – но и единственно значимый сегодня ресурс". Эти проблемы актуальны не только для бизнеса, но и для государства в целом. Если государство хочет бороться за передовые позиции на мировом рынке распределения труда, то оно должно уделять очень большое внимание ресурсам в области знаний.
Развивая тему важности знаний, привожу высказывание аналитической компании Gartner Group, которая считается одним из ведущих аналитиков в области информационных технологий. "Организации, которые не создадут своих проектов и инфраструктуры управления знаниями, будут на 30-40% отставать от конкурентов в скорости выпуска новых продуктов, услуг и конкурентных инициатив". Это в равной степени относится и к государству в целом. И в нашей стране бизнес-сообщества вместе с органами власти должны задуматься над этим.
Рис. 1. Знания – экспоненциальный рост
Можно привести такой пример. В США есть организация, которая называется Совет управляющих информационными технологиями в государственной сфере. Туда входит специалисты, которые руководят внедрением и использованием информационных технологий в государственных организациях Америки. Этот Совет создал специальную рабочую группу по управлению знаниями в государственных организациях. Этот пример стоит взять на вооружение и подумать, что из этого опыта представляет интерес для России.
Есть формула, очень емкая, которую придумала в свое время консалтинговая компания Arthur Andersen. Она звучит так: знания – это люди плюс информация, возведенные в степень технологий распространения информации. В этом плане партнерские сети являются важным инструментом распространения знаний и, по сути дела, они содержат в себе два элемента этой формулы. С одной стороны, они объединяют людей, с другой – предоставляют некую среду и средства распространения знаний и информации.
Обращаясь к конкретике, можно привести в качестве примера те партнерские сети, которые есть у компании Microsoft в России. Условно можно выделить три вида различных сетей.
1. "Формальные" сети в рамках бизнес-партнерской программы, которая есть у Microsoft (это программа сотрудничества с российскими компаниями, которые занимаются бизнесом в области информационных технологий), охватывают более двухсот пятидесяти компаний. Это по-настоящему большая партнерская сеть, покрывающая всю территорию страны. Слово "формальные" следует взять в кавычки, оно подразумевает определенный уровень взаимовыгодных отношений участников на договорной основе.
2. "Формальные" сети в рамках всего комплекса взаимоотношений с заказчиками и пользователями технологий Microsoft – это целый комплекс взаимоотношений с десятками тысяч организаций, которые используют технологии Microsoft здесь, в России.
3. Неформальные сети в рамках благотворительных, научных проектов, проектов по поддержке вузов, школ и некоммерческих организаций и других инициативных проектов.
Партнерские сети для глобальных IT-компаний, которые работают в России, выполняют несколько функций. Под глобальными компаниями имеются в виду такие "киты" как Microsoft, Hewlett-Packard, Cisco и ряд других. Первое – это логистика бизнеса, поставка продуктов, поставка решений, построенных на этих продуктах, это финансовые потоки. Вторая часть не так хорошо видна людям, которые не находятся внутри бизнеса. Это так называемая логистика знаний. На самом деле партнерские сети таких компаний как Microsoft – это и средства передачи технологических знаний. Microsoft в рамках своих партнерских бизнес-программ проводит целый комплекс мероприятий, в том числе обучение, тренинг партнеров, обеспечивает системы доступа партнеров к собственным информационным источникам. Плюс эти партнерские сообщества создают некую неформальную среду. Компании, которые занимаются близким по своей сути бизнесом, объединяют очень большое количество людей.
В определенном смысле зарубежные IT- компании выступают центрами создания партнерских сетей, которые способствуют движению России к экономике знаний. В какой-то степени здесь присутствует донорская направленность. Но деятельность этих компаний в России – не только бизнес, не только финансовые потоки, но это целый комплекс мероприятий, которые реально способствуют передаче опыта, экспертиз и методик российским партнерам. Есть движение информации и в обратную сторону. Западные компании, работающие на российском рынке, очень многому учатся у своих партнеров.
Хотелось бы затронуть проблему информационного неравенства. Она тесно связана с проблемой партнерских сетей, поскольку они призваны решить в какой-то степени вопрос цифрового разрыва, под которым понимается разрыв между теми, кто использует интернет-технологии, кому они доступны, и теми, кто лишен этого доступа в силу разных причин – экономических, территориальных. Эта проблема актуальна не только для России. Она есть во всех странах мира, в том числе и самых развитых.
Сейчас много говорится о федеральной целевой программе "Электронная Россия". В рамках этой программы одним из приоритетных направлений является предоставление более широкого доступа к интернету. Это не только пункты доступа, но и комплекс вопросов, связанных с обучением людей, начиная с госслужаших, использованию ИКТ.
Проблема цифрового неравенства понимается руководством ведущих стран мира, она обсуждалась в свое время в Окинаве на встрече так называемой "Большой восьмерки", на которой присутствовал и Президент России. Позиция Microsoft заключается в том, что лидеры IT-индустрии должны принять на себя часть ответственности и оказать помощь в решении этой проблемы. Следует направить усилия на то, чтобы помочь людям получить доступ к информации, необходимой для образования, общения и достижения личных целей. Конечно, проблема цифрового неравенства вытекает из более глобальной проблемы неравенства социального. Но здесь должно занять активную позицию государство, одна из функций которого – демпфировать социальное неравенство. Кто-то имеет возможность быть личным пользователем компьютера, скоростного доступа к интернету и т.д., а кому-то будут доступны те же возможности, но в общественном пункте, созданном на базе библиотек или почтовых отделений, и по приемлемым ценам.
Каковы приоритеты Microsoft в России в данной области? Это поддержка среднего и высшего образования в сфере информационных технологий, поддержка научно-исследовательских и социальных проектов, направленных на приобщение людей к использованию ИКТ с целью преодоления информационного неравенства (при этом фокус направлен на молодежь и людей с физическими недостатками). Участие в других социальных проектах, направленных на развитие культурных объектов, оснащение критически важных городских служб, например, Службы спасения в Москве. Надо сказать, что это достаточно большой комплекс проектов и общий объем грантов и дотаций Microsoft в России за прошлый финансовый год составил около 500 тыс. долларов.
Попробуем подробнее раскрыть каждое из этих направлений. Говорить о поддержке высшего и среднего образования можно достаточно долго. Я приведу несколько примеров. Гранты на создание и передачу компьютерных лабораторий получили Санкт-Петербургский лицей № 239, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет.
Ведется рассылка компьютерной литературы, пособий по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Это сотни адресатов в регионах. Реализуются проекты по передаче программного обеспечения в вузы и школы и организации бесплатных семинаров.
Идет поддержка олимпиад и конкурсов по программированию. Только в 2002 году фирма Microsoft была спонсором XIV Всероссийской олимпиады школьников по информатике, 21-й международной конференции по школьной информатике и проблеме устойчивого развития, 2-го ежегодного турнира студентов и школьников Татарстана по программированию и т.д.
Microsoft участвует в проекте Федерации Интернет-образования.
Ярким примером поддержки научно-исследовательских проектов в области информатики является договор о стратегическом сотрудничестве, который был подписан с Российской академией наук год назад. Microsoft курирует построение системы информационных ресурсов РАН. Выделяются гранты для российских исследовательских групп в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Организована передача литературы в академические и университетские библиотеки, в частности, в Ершовскую библиотеку (Новосибирск), Библиотеку естественных наук РАН и др.
Оказывается финансовая поддержка научных конференций по информатике, поездок на международные конференции и семинары.
Приведем еще несколько примеров социальных проектов по преодолению информационного неравенства. "Липецк-Тюмень" – образовательный проект нового типа в регионах России. Это совместный проект с Международным фондом гуманитарных программ партии СПС по социальной реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В Доме детства города Рыбное Рязанской области для детей-сирот оборудован интернет-класс.
Хотелось бы поподробнее рассказать о проекте "Липецк-Тюмень". Microsoft занимался им совместно с фондом "Новые перспективы". Были выбраны два достаточно удаленных друг от друга российских региона. С помощью новых информационных технологий удалось добиться качественно нового уровня общения людей, которые находятся на колоссальном расстоянии друг от друга. Были созданы виртуальные сообщества школьников, виртуальные сообщества учителей, которые работают в разных школах на разных территориях. Был обеспечен дешевый и эффективный механизм общения, который без информационных технологий был бы невозможен в принципе.
В проекте приняли участие учащиеся и преподаватели 4 школ города Липецка и области и члены и преподаватели клуба Детского творчества им. Кижеватова города Тюмени. Среди основных целей – комплексное развитие компьютерных навыков молодежи в регионах, подключение возможно большего числа точек к интернету, повышение профессионального уровня учителей. В итоге, со временем – изменение ситуации компьютерной грамотности в регионе по принципу "Научился сам – научи друзей".
Сегодня уже есть первые итоги. Поставлено оборудование и осуществлено подключение к интернету компьютерных классов в школах и клубе. Навыкам работы на компьютере обучено 500 учащихся Липецкой области и 1170 детей из Тюмени. 20 преподавателей окончили курсы по основам интернет-технологий, администрированию Windows 2000, созданию и поддержке веб-сайтов. При поддержке Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Министерства образования РФ был проведен конкурс среди школьников на лучшую электронную работу "Мой родной край".
Кроме того, Microsoft работает над обновлением информационной системы Политехнического музея, модернизацией информационной системы Московской службы спасения. Все это лишний раз доказывает, что компания Microsoft в России – это не только бизнес вокруг программного обеспечения, но и центр создания целого ряда партнерских сетей, формальных и неформальных сообществ, которые способствуют движению страны к информационному обществу, новой экономике, экономике знаний.
Данилин Александр Валентинович - менеджер по работе с государственными и общественными организациями Отдела стратегических проектов Московского представительства "Майкрософт".
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 80-82.