Роль партнерских сетей в разработке и реализации стратегий и программ перехода к информационному обществу: российский опыт
Дрожжинов В.И.

Роль партнерских сетей в разработке и реализации стратегий и программ перехода к информационному обществу: российский опыт

В.И. Дрожжинов



В российском интересе к информационному обществу можно выделить два исторических этапа, приуроченных к каким-то мировым событиям:

1. до лета 2000 г., когда состоялся саммит глав стран «Большой восьмерки» и была подписана Хартия глобального информационного общества;

2. до декабря 2003 г., когда состоится Всемирный саммит по информационному обществу.

Первый этап отмечен одобрением Государственной комиссией по информатизации (ГКИ) при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации (решение от 28 мая 1999 г. № 32) «Концепции формирования информационного общества в России»1 . В ней:

  • было дано определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию,
  • были сформулированы политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода,
  • была обоснована специфика российского пути к информационному обществу.

Концепция была разработана по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи. К сожалению, она не нашла никакого отклика в обществе и, по сути, была положена на полку. Это, пожалуй, стало последним общественно-полезным делом ГКИ того периода. Свою продуктивную деятельность эта Комиссия возобновила только 2 декабря 2002 г. Сейчас становится понятным, что стимулом к созданию Концепции в 1999 году явилась предстоящая встреча руководителей стран «Большой восьмерки», которая должна была состояться в Японии, на Окинаве, летом 2000 года.

Хартия глобального информационного общества2 оказалась декларативной и содержала призыв ко всем – как в государственном, так и в частном секторах – ликвидировать международный разрыв в области применения ИТ. В ней утверждалось, что солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества. Здесь впервые прозвучала тема партнерства, которая затем была подхвачена во многих странах.

В России Хартия послужила одним из стимулирующих факторов для начала разработки, а затем, в январе 2002 г., утверждения и запуска Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»3 .

Объявление о проведении в декабре 2003 года в Женеве Всемирного саммита по информационному обществу подхлестнуло интерес к информационному обществу сначала во властных структурах России, а затем и в обществе. К сожалению, негосударственных русскоязычных партнерских сетей, которые могли бы удовлетворить граждан по части просвещения в сфере информационного общества, в России очень мало и они являются, в большинстве, предприятиями одиночек. Но партнерская сеть государственных органов, координирующая информатизацию России, оказывает практическое воздействие на построение в нашей стране информационного общества.

Некоммерческое партнерство за устойчивое Информационное Общество (ИО) в России4 базируется на понимании огромного потенциала ИО и на осознании обязательности постоянного и глубокого сочетания технологических аспектов его развития с требованиями и критериями устойчивости, а также практического изучения взаимного влияния ИО, экономики, экологии и социальных структур. Без такого сочетания, считают члены партнерства, информационно-коммуникационные технологии могут повторить деструктивную роль многих многообещающих технологий в непрекращающейся тупиковой раскрутке потребительского механизма развития нашей цивилизации.

Партнерство существенно опирается на уже установившиеся и расширяющиеся связи с международными организациями и проектами, такими как Европейская Комиссия (прежде всего, ее Директорат XIII и Форум «Информационное Общество»), Римский Клуб, Объединенный Исследовательский Центр в Севилье и др. Особое влияние на формирование партнерства оказали тесные контакты с Европейским проектом ASIS. Но, увы, последнее изменение содержимого сайта датировано сентябрем 2000 г.

Российская сеть информационного общества5 была создана 11 марта 1999 г. как открытое объединение людей, занимающихся проблемами развития на базе сетевых и информационных технологий экономики, политики, образования, общества в целом, исследователей психологических, социальных и философских вопросов интернет-коммуникаций. Основными задачами сети являются: организация обмена информацией и идеями по проблематике информационного общества, подготовка и реализация проектов, направленных на построение информационного общества в России, интеграцию страны в глобальное информационное общество. Основные проекты: «Наука и интернет», «Политика и интернет», «Образование и интернет».

Организационная структура сети призвана облегчить процесс передачи информации между ее участниками, которые имеют возможность распространять сообщения по рассылочному списку сети, размещать материалы, посвященные проблемам развития информационного общества, на сервере сети. Кроме того, участие в сети предполагает возможность регулярного непосредственного личного общения на семинарах и заседаниях сети, участие в которых является свободным.

Наиболее влиятельной партнерской сетью по поддержке развития ИО в России является Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР)6 . Это Партнерство сумело построить продуктивные отношения с властными структурами и оказывает влияние на принимаемые ими решения. Основные его цели: содействие развитию информационного общества в России путем формирования партнерства между участниками процесса развития – государством, бизнесом, гражданским обществом, научно-образовательным сообществом, благотворителями и инвесторами; осуществление целенаправленных действий по преодолению информационного неравенства в России и развитию экономики, основанной на знаниях. Члены ПРИОР входят в состав рабочей группы по подготовке концептуальных основ Национальной стратегии «Россия в информационном мире», представляют нашу страну на различных мировых форумах по ИО.




Примечание: источник – http://www.e-rus.org
Рис. 1. Государственная система координации развития информатизации России.

Государственная система координации развития информатизации России тоже построена в виде партнерства (см. рис. 1.), хотя она и не имеет в своей основе интернет. Именно через эту партнерскую сеть проходят все высокоуровневые решения, связанные с практическими вопросами информатизации страны и построения в ней информационного общества.

Ссылки

1 см. http://www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html

2 см. http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

3 см. http://www.e-rus.ru

4 см. http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/

5 см. http://www.isn.ru/index03.shtml

6 см. http://russia-gateway.ru


Дрожжинов Владимир Иванович - Директор Центра компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России, Партнер ООО «Стратегические бизнес-системы», Член Экспертного совета ПРИОР.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 103-105.