Национальная стратегия развития ИКТ в Таджикистане: опыт и перспективы
Шерали Ромиш

Национальная стратегия развития ИКТ в Таджикистане: опыт и перспективы

Ромиш Шерали



Информационные технологии быстро и повсеместно проникают во все сферы жизни: коммуникации, торговлю, производство, услуги, развлечения, культуру, образование, национальную оборону и глобальную безопасность. Использование информационно-коммуникационных технологий сегодня является не только ключевым фактором экономического роста, но и необходимым условием развития и даже выживания в XXI веке. Поэтому по поручению Президента РТ разработан проект Концепции формирования и развития единого информационного пространства Республики Таджикистан, находящийся на стадии его представления на рассмотрение Президента страны.

Проект Концепции базируется на том, что глобальные информационные системы, с одной стороны, связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, а с другой стороны – диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, его развития и защиты. Это, в свою очередь, требует, чтобы решение проблем информационного взаимодействия опережало по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.

В Таджикистане, как и во всех странах с переходной экономикой, социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории Таджикистана крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечен только город Душанбе. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров страны и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только путем выработки и реализации государственной программы информатизации, основной целью которой является формирование и развитие единого информационного пространства страны и его равноправного вхождения в мировое информационное пространство.

Формирование и развитие единого информационного пространства Республики Таджикистан и соответствующих государственных информационных ресурсов – многоплановая проблема, требующая решения сложных организационных, технических и технологических задач, значительных затрат. Такая проблема не может быть решена одномоментно. Необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства Республики Таджикистан является преодоление на законодательной и экономической основе информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы.

Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства Республики Таджикистан с информационным пространством стран СНГ и глобальным информационным пространством мирового сообщества.

Для решения проблемы создания единого информационного пространства разрабатываются и внедряются экономико-правовые основы, включающие:

  • законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;
  • экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов.

Формирование и развитие единого информационного пространства Республики Таджикистан предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. При этом учитывается и то, что вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных органов государственной власти могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства Республики Таджикистан и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней.

В условиях, когда практически все области, а также города и районы республиканского подчинения, за исключением города Душанбе, крайне недостаточно оснащены современными средствами информатизации, предусматривается организация системы депозитариев государственных информационных ресурсов, дающих возможность открытого доступа к информации традиционными средствами.

Современное состояние информационного пространства Республики Таджикистан препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество.

В комплексе мер предусмотрены и осуществляются мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Например, в 2002 году:

  • по поручению Президента РТ разработана Программа компьютеризации общеобразовательных школ страны;
  • за счет фонда Президента Республики Таджикистан компьютеризовано по одному классу в 16 школах провинциальных районов страны;
  • в 6 городах и районах республики действуют более 30 интернет-кафе;
  • на республиканском телевидении организована специальная передача по компьютерному образованию;
  • информационно-аналитическим отделом Исполнительного Аппарата Президента Республики Таджикистан совместно с ГИПИ Интерньюс Таджикистана при финансовой поддержке Таджикского филиала Института Открытое Общество и ПРООН в четырех территориально удаленных регионах страны проведены круглые столы на тему "Информационно-коммуникационные технологии как инструмент развития";
  • проведена национальная конференция "ИКТ как инструмент развития общества".

Эти и другие подобные мероприятия активизируют обращение граждан и общества к информационным ресурсам, способствуют ускорению развития информационной инфраструктуры страны, упорядочению рынка информационных ресурсов, технологий и услуг.

Государственная политика в области информационных ресурсов предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей;
  • создание всех необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;
  • установление порядка формирования и использования информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационного пространства;
  • интеграцию информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • обеспечение совместимости и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий, международных стандартов, республиканской системы классификации и кодирования информации;
  • определение государственных заказчиков, ответственных за создание информационных систем и ресурсов и за их эффективное функционирование в едином информационном пространстве;
  • определение государственных органов, ответственных за ведение отдельных информационных ресурсов;
  • эффективное использование государственными и негосударственными организациями, а также гражданами информационных ресурсов;
  • создание эффективной системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;
  • повышение уровня информационной грамотности;
  • расширение и укрепление информационных связей между общественными структурами и повышение их заинтересованности в коллективных действиях;
  • обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;
  • обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве Республики Таджикистан.

Аналогичные задачи предстоит решить и на межгосударственном уровне. Плодотворной правовой почвой для этого являются действующие по данным вопросам соглашения стран – участниц СНГ и межгосударственные договора государств – членов ЕврАзЭС.

Динамичные изменения в геополитической карте мира, происходящие за последние 10-15 лет, требуют от нас особого отношения к проблемам информационной безопасности. Необходимо ограничить экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным и телекоммуникационным сетям и системам собственные условия функционирования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым странам односторонние политические и экономические преимущества. Все это, в первую очередь, требует больших финансовых вложений и подготовки соответствующих кадров.

Несмотря на трудности переходного периода, в экономике страны, недавно вышедшей из пучины гражданского противоборства, уже начаты работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства Республики Таджикистан. Мы хорошо осознаем, что без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в Республике Таджикистан правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.

Поэтому, когда сегодня у нас возникли реальные предпосылки, мы вплотную подошли к необходимости разработки и принятия Государственной (национальной) программы информатизации, которая, надеемся, получит поддержку не только со стороны местных, но и зарубежных инвесторов.


Ромиш Шерали - Главный специалист информационно-аналитического отдела Исполнительного Аппарата Президента Республики Таджикистан, Республика Таджикистан.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 64-66.