О журнале
Рекомендации
Коллективный разум как необходимое условие принятия стратегических решений в информационном обществе
Вершинская О.Н., Ершова Т.В.
О.Н. Вершинская, Т.В. Ершова
До начала 1990-х годов и отечественные, и зарубежные ученые были убеждены в том, что Россия отстала в развитии информационного общества навсегда. Однако с конца 1993 – начала 1994 года в условиях социально-экономического кризиса в переходной России начал быстро развиваться процесс интенсификации производства и использования информации и знаний. Темпами, превышающими мировые, развивается рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), отечественное производство персональных компьютеров из иностранных комплектующих и рынок коммерческих информационных и телекоммуникационных услуг.
В то время как материальное производство падало, производство информационных продуктов и услуг в стране росло, прежде всего, таких услуг, как коммерческие консультативные услуги, услуги по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио- и видеоразвлечений и пр. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих в стране, он занял пустующую нишу на российском рынке.
Оставаясь до последнего времени почти незамеченным при обсуждениях экономического положения в стране, в России, тем не менее, сформировался и успешно функционирует основанный на современных ИКТ коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги.
При отмене командно-административной системы сравнительные преимущества России в мировой экономике, лежащие в области ее интеллектуального потенциала (наибольшее в мире число ученых и второй по величине после США образовательный потенциал нации), сразу же проявили себя. Производство интеллектуальных продуктов всегда было нашей сильной стороной, однако отсутствие прагматической ориентации у населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но тут помог переход к рынку. Сам факт совпадения во времени информационно-коммуникационной революции и перехода страны к рыночному развитию оказался благоприятным с точки зрения развития информационного общества.
До начала 1990-х годов качество российской информационной среды было очень низким, обеспечение современными технологиями минимальным, их использование нерациональным, течение основных информационных процессов затрудненным или искаженным. В советское время возникла совершенно особая культура, определявшая некоторые общие черты в информационном поведении граждан, последствия существования которой отчасти до сих пор ощутимы. Появился ряд явлений, которые можно назвать "информационными болезнями" общества из-за их отрицательного влияния на социально-экономическое развитие страны.
Болезнь использования информации выражалась в отсутствии интереса к информации, что вело к информационной пассивности граждан. Информационное потребление было запланированно ущербным.
Другая информационная болезнь – болезнь обмена информацией. Ведомственная закрытость – известная черта советской информационной среды. Тайна как барьер на пути распространения информации всегда была и остается средством обретения власти. Долгие годы существовавший режим секретности породил глубоко укоренившийся страх, а значит, и нежелание делиться информацией. Следствием нежелания делиться информацией и была болезнь обмена информацией. Изменение такого менталитета требует времени и целенаправленных усилий.
Еще один специфически советский социокультурный феномен – эффект "тезаврирования" информации. Он проявлялся в том, что тратились большие средства на ее сбор и хранение, однако при этом накопленная информация мало использовалась. Это болезнь хранения информации.
Эти социокультурные феномены тормозили социально-экономическое развитие страны. Модернизация информационной инфраструктуры, начавшаяся еще в 1960-е годы, не давала плодов, так как чиновники не были в ней заинтересованы.
Поведение населения в информационной сфере также во многом определялось заданными этими "болезнями" ориентирами. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности вело к информационной нетребовательности и безразличию. Социологические исследования показывали, что использование даже имевшейся в обращении информации не считалось необходимостью, население было информационно пассивным.
Процесс развития и оздоровления информационной среды начался вместе с перестройкой. Информационная самоорганизация – естественное следствие и первый признак развития рыночных отношений. Ослабление централизованного регулирования первым вызвало к жизни информационный бум: газеты, книги, журналы, различные информационные брокеры начали появляться повсюду.
В 1990-е годы в переходной российской экономике происходили следующие мало описанные процессы, кардинально менявшие информационную среду:
- оснащение нового коммерческого сектора экономики современными информационными ИКТ;
- быстрое развитие коммерческого информационного сектора экономики, производившего современные информационные продукты и услуги;
- под влиянием развития рынка ИКТ и роста производства потребительских информационных услуг во второй половине 1990-х гг. началась домашняя компьютерная революция.
Признаки оздоровления информационной среды наблюдаются по всем направлениям: "тезаврирование" информации стало экономически невыгодным, невыгодно хранить много неиспользуемой информации; информация стала товаром, и делиться ею заставляет стремление выжить; налаживанию информационного обмена способствует сам факт распространения ИКТ.
Следует отметить, что процессы эти наблюдаются в основном в коммерческом секторе экономики и на уровне активизации информационной активности населения, в госсекторе они идут значительно медленнее.
В то же время мировой опыт показывает, что развития информационного общества исключительно по принципу самоорганизации недостаточно, рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи.
Нельзя сказать, что наше государство ничего не делает в сфере информатизации. Хотя проблематика использования ИКТ до подписания Россией Окинавской хартии глобального информационного общества 26 июля 2000 года не была популярной в нашей стране ни в политическом, ни в экономическом, ни в социологическом дискурсе, был принят целый ряд разрозненных программ, стимулирующих распространение ИКТ. Главная из них – это принятая в начале 2002 года федеральная целевая программа "Электронная Россия". Теоретически мы можем гордиться, что у нас есть такая программа. Несмотря на широкое название программы, ее основная цель – совершенствование взаимодействия органов власти между собой и с хозяйствующими субъектами. Однако попытки вставить в нее современные концепты вроде "электронного правительства", не говоря уж об "активном правлении", в самом начале закончились неудачей, так как эти понятия не прошли через юридическую службу Аппарата Правительства РФ в силу их отсутствия в перечне официально утвержденных терминов. И теперь предпринимаются усилия по втискиванию нового содержания в устаревшие понятийный аппарат и законодательную базу. Неудивительно, что выполнение Программы идет медленно и с большими издержками. Интегральной государственной стратегии построения информационного общества нет, мировой же опыт свидетельствует о необходимости одобрения идеи развития информационного общества на уровне политического руководства.
Проблема развития обсуждается у нас с точки зрения экономического развития, экономическая доминанта – "догнать" (уже даже и не "перегнать") в количественных показателях – остается основной при обсуждении этого вопроса.
В то же время мировое научное сообщество сегодня признало, что правильное соотношение ролей государства и рынка, позволяющее эффективно бороться с бедностью, так и не найдено, что примат экономического над социальным ведет к потребительству, что нужна новая парадигма развития, основанная на пробуждении самосознания и духовном обновлении, на смещении акцента с "уровня жизни" на "качество жизни".
В условиях информационно-коммуникационной революции, глобализации экономики и исчерпания многих материальных ресурсов главным ресурсом социально-экономического развития становится знание. Влияние, которое оказывает на возможности развития глобализация, огромно. Не вдаваясь здесь в дискуссию о социально-экономических преимуществах и опасностях глобализации, главной из которых является ослабление социальной защищенности, отметим позитивные социокультурные возможности глобализации. Глобализация расширяет границы общения во всех сферах человеческой деятельности, ведет к возникновению глобального информационного пространства, появление которого вызывает рост взаимозависимости и необходимость выработки согласованных решений. Требуются осознанные совместные усилия подготовленной части общества по выработке стратегических решений, т. е. осуществление "направляемого", по В. Вернадскому, развития.
Распространение ИКТ является одновременно причиной и следствием глобализации, так как оно делает возможным глобальный информационный обмен и оно же порождается развитием международных процессов и операций. Оно способствует развитию гармоничной глобализации за счет увеличения разнообразия и возможности выбора во всех сферах деятельности, расширения границ сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, появления новых средств познания и коммуникации, увеличения доступности информационных ресурсов.
Вызов, который бросает развитие глобального информационного общества, – возможность использования силы накопленных человечеством знаний для ликвидации бедности и улучшения качества жизни. Формирование экономики, основанной на знаниях, – это путь развития информационного общества, где основная ставка делается на развитие науки, инноваций, культуры, информационной индустрии и человеческого капитала. Здесь требуется активная государственная политика, основанная на продуманной стратегии.
В России же с упорством, достойным лучшего применения, продолжают избегать самого словосочетания и понятия "информационное общество". Этого понятия нет ни в "Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу", ни в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2002–2004)", ни в "Электронной России". Оно не звучит ни в официальной прессе, ни в любимых народом газетах и журналах, ни на радио, ни на телевидении.
И это в условиях цивилизационного перехода к информационному обществу, когда происходящая во всем мире информационная революция трансформирует отношения между правительством и гражданами, между экспертами и профессионалами, между донорами и получателями помощи. Распространение ИКТ имеет потенциал развития духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования. Однако для его высвобождения требуются специальные усилия духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества по пропаганде новых возможностей сотрудничества и кооперации. Создание гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и распространение идеологии сотрудничества.
Академик Н. Моисеев в своей книге "Универсум. Информация. Общество" отмечал, что планетарное общество можно будет называть информационным лишь тогда, когда возникнет Коллективный Разум, способный играть в этом обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное информационными технологиями общество, мало способное к предотвращению кризисных ситуаций.
Мир живет подготовкой к Всемирному саммиту по информационному обществу (WSIS). Первый его раунд пройдет в декабре 2003 г. в Женеве, второй – в 2005 г. в Тунисе, готовятся заседания Подготовительного комитета саммита и региональные конференции. Все эти мероприятия – выражение стремления к выработке с помощью "коллективного разума" правильных концептуальных и политических решений на перспективу.
Вызов 21 века – найти новый баланс между рынком и обществом, который поможет высвобождать творческую энергию предпринимательства без эрозии социальной базы кооперации. С точки зрения рыночной экономики главной силой развития является конкуренция, однако и кооперация также является таковой. Возможная форма новой идеологии, призывающей к уходу от потребительства, к примату нравственных ценностей над материальными, – это построение информационного общества. Важным условием успеха в деле создания и реализации такой стратегии является заинтересованное участие и тесное сотрудничество всех сил российского общества. Речь идет о совершенно новом и пока непривычном феномене – социальном партнерстве.
В России создано Партнерство для развития информационного общества (ПРИОР, http://russia-gateway.ru). С марта 2001 г. при поддержке программы "Информация для развития" Всемирного Банка создается Российский портал развития, который c ноября нынешнего года откроет площадку для обсуждения, подготовки и реализации национальной стратегии перехода России к информационному обществу с участием всех заинтересованных сторон. Создатели портала – участники ПРИОР – уверены: чем больше будет таких заинтересованных сторон, тем больше шансов на выбор правильного сценария развития страны, который обеспечит достойное будущее нам и нашим детям.
Вершинская Ольга Николаевна - главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук.
Ершова Татьяна Викторовна - генеральный директор Института развития информационного общества, руководитель Дирекции Партнерства для развития информационного общества в России.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 21-24.