Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели
Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б.

Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели

Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник



Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

Есть два контекста, два дискурса, в которых используется и развивается понятие "экономика, основанная на знании" – научный, в котором экономика знаний выступает как эмпирическая гипотеза, обобщение особенностей и тенденций развития современного общества, и политический, где она предстает в качестве политической цели и видения будущего. Эти дискурсы взаимосвязаны, но живут по разным законам – то, что в научном дискурсе рассматривается как гипотеза, оспариваемая другими специалистами и нуждающаяся в уточнениях и проверках, в политическом представлено как однозначная декларация, зачастую отличающаяся по смыслу от исходной научной концепции и дающая неверные ориентиры развитию.

В этом плане показательна судьба концепта "информационное общество" в политическом дискурсе. В работах социологов и философов понятие "информационного общества" не имело однозначной трактовки, но значительная часть исследователей придерживалась точки зрения, что фундаментальные черты информационного общества определяет возрастающая роль информации и знания в социально-экономическом развитии, а информационные технологии поддерживают и стимулируют происходящие изменения. В политическом контексте понятие "информационное общество" разворачивалось в духе технологического детерминизма: образующим элементом информационного общества признавались ИКТ и большинство национальных и международных программ развития фокусировалось на развитии, производстве и широкомасштабном использовании ИКТ. Риторике автоматически наступающего благоденствия в связи с массовым использованием ИКТ отдана дань во многих публикациях и официальных документах, включая Окинавскую хартию "Большой восьмерки", что порождало иллюзии и завышенные ожидания.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" [1–3] и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития. Истоки этой концепции можно найти в отдельных работах 1960­х годов [4], активная ее разработка началась в 1990-х [5, 6], в заголовках аналитических документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот концепт появляется в середине 1990-х [7, 8], в качестве политической цели развития Европейского Союза экономика, основанная на знании, объявлена, как уже отмечалось, в 2000 г.

Использование концепта "экономика, основанная на знании" в рамках политического дискурса только начинается, до российских политических документов он фактически не добрался, поэтому с самого начала важно отобрать и сохранить в его трактовке те положения, которые имеют серьезное обоснование и отражают реальные тенденции и факторы социально-экономического развития. Задача эта не простая, учитывая то, что стройной, общепринятой и обоснованной теории экономики, основанной на знании, не существует, а имеющийся набор показателей пока собран из разных областей политики и зачастую не позволяет получать ответы на существенные вопросы или проверить высказанные гипотезы.

В данной публикации предпринята попытка кратко охарактеризовать основные тенденции, ассоциируемые с развитием экономики знаний, а также проанализировать имеющиеся статистические данные и результаты исследований, подтверждающие или опровергающие существование этих тенденций и их воздействие на экономический рост.

Прежде всего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всегда было основано на различных формах знания. Что же касается кодифицированного научного знания, то, как известно, наука Нового времени с самого начала формировалась в идеологии ее практической значимости. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке.

Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

  • Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.
  • Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.
  • Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.
  • Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
  • Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.
  • Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.

Знание как фактор производства

Первые попытки измерить масштаб инвестиций в знания по сравнению с инвестициями в физический капитал – машины и оборудование – не привели к однозначным результатам с точки зрения демонстрации относительной важности знания как фактора производства. На агрегированном уровне в странах ОЭСР в целом инвестиции в знания, подсчитанные как сумма всех расходов на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение, составляли в конце 1990-х гг. 4,7% ВВП (если включать расходы на все уровни образования, то чуть более 10%), тогда как инвестиции в основной капитал составляли 21% ВВП стран ОЭСР. На протяжении 1990-х годов инвестиции в знания в ОЭСР в целом росли несколько быстрее (3,4% в отличие от 2,2% роста инвестиций в основной капитал), однако в ряде развитых стран наблюдалась обратная тенденция [9].

Следует, правда, иметь в виду, что инвестиции в знания трудно измерить и приведенные оценки основаны на еще недостаточно проработанной методологии. Что касается кодифицированного научного знания, то есть достоверные свидетельства о росте его использования в экономической деятельности и влиянии инвестиций в НИОКР на экономический рост:

1. Связи научных исследований с технической деятельностью стали намного более интенсивными: например, только за девяностые годы число ссылок в американских патентах на статьи в научных журналах выросло более чем на порядок.

2. Сокращается временной разрыв между научными открытиями и техническими нововведениями: последнее десятилетие уменьшается средний временной лаг между публикацией научной статьи и появлением на нее ссылок в патентах.

3. Проведенное недавно экспертами ОЭСР специальное исследование, посвященное факторам экономического роста, показало очевидное влияние роста инвестиций в НИОКР в бизнес-секторе на экономический рост. Прямой связи между расходами на академические исследования и экономическим ростом в краткосрочной перспективе обнаружено, правда, не было, но это объясняется не прямым и более долгосрочным воздействием фундаментальных исследований на экономическое развитие [10].

Возрастающая роль человеческого капитала и образования через всю жизнь

Решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности индивида и корпорации в современной экономике является общепризнанным фактом. Иногда современный этап развития общества даже называют "экономика (или общество), которая учится" (learning economy, learning society, learning organisations). Необходимость в постоянном обучении связана с быстро меняющейся средой – технологической, рыночной, информационной, – в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ответом на обостряющуюся конкуренцию является ускорение инноваций, требующих от работников большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.

Рост значения таких составляющих человеческого капитала как образование и навыки работы с информацией и ИКТ в экономическом развитии подтверждается статистическими данными и специальными исследованиями:

1. В последние годы фиксируется постоянный рост доли лиц с высшим образованием в экономически активном населении.

2. В современной экономике все больше занятых "манипуляциями с символами", "работников знания", в обязанности которых входят получение, обработка и анализ информации. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60% вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации.

3. Все большее число рабочих мест и профессиональных занятий связано сегодня с использованием компьютера. В Швеции, например, в конце 2000 г. уже почти 75% трудящихся использовали компьютер для работы (в России, как показал опрос, проведенный ИРИО в конце 2002 года, таких было 25%). Причем компьютер становится инструментом и для занятых физическим трудом – в среднем по ЕС в 2000 году уже более четверти "синих воротничков" использовали компьютер для работы.

4. Исследования показывают, что инвестиции в человеческий капитал, приводящие к росту образовательного уровня населения, оказывают позитивное воздействие на долгосрочный экономический рост [10].

Вместе с тем, как отмечалось в тех же исследованиях, эффективность вложений в образование сегодня зависит от типа и качества образования. Развитие современной экономики накладывает особые требования на систему образования и переподготовки кадров с точки зрения гибкой реакции на требования быстроменяющегося рынка труда, обеспечения возможности получения образования на протяжении всей жизни, получения навыков использования ИКТ, на формирование способности к творчеству и самообразованию.

Развитие сервисной экономики

Рост доли сферы услуг в ВВП развитых стран идет уже не одно десятилетие, эта тенденция выступала как один из ключевых признаков постиндустриального общества еще в трудах классиков постиндустриализма. Причем растет доля услуг во всех отраслях экономики, предоставление услуг все чаще начинает сопровождать производство и продажу товаров.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций. Несмотря на методологические трудности с определением и статистическим учетом знание-емких услуг, на основании результатов проведенных исследований можно отметить не только рост их удельного веса, но и положительное влияние на экономический рост, хотя общий объем этой деятельности остается относительно низким.

Роль информационной инфраструктуры и информационных технологий

Последние десятилетия характеризуются возникновением и широким распространением ИКТ, проникших практически во все сферы деятельности. В некоторых работах утверждается, что именно появление ИКТ создало экономику, основанную на знании, что они являются сегодня основной движущей силой экономического развития. В такой формулировке это положение не находит однозначного эмпирического подтверждения. Ряд провалившихся попыток продемонстрировать связь между инвестициями в ИКТ и экономическим ростом привел к тому, что довольно долго считалось, что экономическую выгоду от инвестиций в ИКТ получили только США. В аналитических документах стал популярен "парадокс Солоу" (Robert Solow): "сегодня мы можем наблюдать компьютерный век везде, за исключением статистики продуктивности". В конце 1990-х, начале 2000-х годов, правда, появились расчеты экономистов (включая ряд специальных исследований экспертов ОЭСР), которые показали, что и другие развитые страны получили от 0,3 до 0,8 процентных пунктов роста за счет инвестиций в ИКТ. Эти результаты, надо отметить, приняты далеко не всеми специалистами.

Вместе с тем, очевидно, что ИКТ совместно с традиционной инфраструктурой (библиотеки, почта и т. д.) играют важную роль информационной инфраструктуры в современной экономике. ИКТ при этом действительно играют новую роль в производстве и распространении знания, но это связано с изменением технических и финансовых условий доступа к информационным ресурсам, скорости их передачи и обработки. Технологии сами по себе не расширяют сферу доступного знания и не определяют модели его использования.

Роль инноваций

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние и представляют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня – основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Подсчеты экспертов ОЭСР показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями.

Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых являются новым пониманием инноваций, но не новой тенденцией):

1. Исследования и разработки не являются единственным источником знания для инноваций. Изучение рынка, опыт конкурентов и партнеров и т.п. составляют не менее часто используемые источники инновационной информации.

2. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

3. Линейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неверна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные), в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

4. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

5. Инновационные процессы становятся все более глобальными.

6. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия все чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

Осознание важности знаний и инноваций

Еще одной современной тенденцией, определяющей формирование экономики, основанной на знании, следует признать всеобщее осознание важности информации и знания в экономическом развитии, убежденность политических кругов, бизнесменов, менеджеров в ключевой роли инноваций для обеспечения конкурентоспособности. Эту тенденцию нельзя недооценивать в качестве фактора развития. Общество и экономика являются "системами с рефлексией", изменение представлений о факторах экономического роста само по себе меняет эти системы и влияет на их развитие. Осознание важности знания и инноваций формирует современные направления менеджмента (управление знаниями, управление инновациями), которые в значительной степени определяют поведение фирм на рынке и их стратегии развития. На уровне государства это осознание стимулирует к разработке и принятию государственных стратегий и программ развития экономики, основанной на знании.

Экономика, основанная на знании, как объект политики

Возросшую роль знания в современной экономике можно считать эмпирически доказанным фактом – вне зависимости от того, считать ли произошедшие изменения появлением экономики и общества нового типа. Как политика государства может содействовать вкладу знания в экономический рост? Обобщая опыт проведения политики развития информационного общества, инновационной и научно-технической политики можно сформулировать несколько базовых положений, без учета которых цель стать экономикой, основанной на знании, "обеспечивающей конкурентоспособность, экономический рост и социальное развитие", останется недостижимой.

Важно исходить из того, что одного источника, главного фактора экономического роста не существует. "Новая экономика" является частью старой истории. Экономический рост в большей степени зависит от эффективности общей политики, направленной на широкий круг традиционных и новых факторов роста, чем от использования ИКТ или вложений в НИОКР. Потенциал знания для социально-экономического развития может быть реализован только при наличии благоприятного делового климата, стимулирующего рост государственного регулирования, эффективной инновационной системы и развитой информационной инфраструктуры. При этом снижение административных барьеров, формирование конкурентных рынков, хорошо развитая финансовая система и т.п. не менее важны для экономического роста, чем вложения в ИКТ, образование и НИОКР [10].

Под лозунгом экономики знаний в Европейском Союзе сейчас развивается несколько областей политики, которые до недавнего времени существовали раздельно: исследования и разработки, инновации, образование, производство и использование ИКТ. Реализация целей движения к экономике знаний требует не только расширения вовлеченных областей политики (в сторону формирования предпосылок развития экономики знаний), но и их эффективной координации. Инновации являются ядром экономики знаний и на их поддержку должны быть направлены усилия в различных областях политики, где может быть оказано воздействие на инновационные процессы. Примером такого влияния может служить антимонопольное законодательство, которое в ряде стран препятствует созданию технологических альянсов конкурирующих фирм, подпадающих под запрет картельных соглашений. У нас, например, препятствием на пути формирования политики поддержки инноваций будет в ближайшей перспективе установка правительства на максимальный отказ от предоставления каких-либо льгот: большинство политических инструментов поддержки инноваций связано с предоставлением налоговых льгот и кредитов, страхованием венчурного финансирования и т.п.

Литература

1. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. – Wash., 1978.

2. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. – Wash., 1981.

3. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., – 1988.

4. Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. – Vol. 31. – P. 649–662.

5. Dikson D. New Politics of Science. – N.Y., 1984. – P. 162–216.

6. Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks. L. Vol. 1994. Vol. 5–18.

7. OECD (1996) Knowledge-Based Economy, Paris.

8. OECD (1996) Employment and growth in the knowledge-based economy, OECD Documents, Paris.

9. OECD (2001) STI Scoreboard.

10. OECD (2003) The sources of economic growth in the OECD countries.


Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества.

Шапошник Сергей Борисович - Директор программ по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 4-7.