"Электронная Москва" - о Комплексной программе движения Москвы в информационное общество
Орлов С.В., Хохлов Ю.Е.

"Электронная Москва" - о Комплексной программе движения Москвы в информационное общество

С.В. Орлов, Ю.Е. Хохлов



Сегодня многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ перехода к информационному обществу. Подобные документы разработаны и выполняются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании и других странах. Эти документы имеют разнообразную форму, но преследуют одну цель – войти в число лидеров мирового сообщества.

Города и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, находятся в центре происходящих изменений. Как показывает мировой опыт, для гигантских городов с многомиллионным населением вопрос развития информационных и коммуникационных технологий – это вопрос жизни и смерти, вопрос выживания самого городского сообщества.

Многие тенденции современного информационного общества уже характерны для столицы. Она является центром производства и хранения информации, научной и образовательной деятельности, культурной жизни страны, национальных и международных телекоммуникационных сетей. Москва занимает первое место в России по обеспеченности компьютерами, по развитию сотовой связи и доступу населения к интернету. Здесь, наконец, созданы развитая информационная и телекоммуникационная система на базе Московской волоконно-оптической сети, уникальная трехуровневая система городского кабельного телевидения. Словом, Москва является лидером движения страны к информационному обществу, и именно она должна подать пример другим регионам. Поэтому столица одной из первых в России разработала широкомасштабный программный документ – Концепцию движения Москвы к информационному обществу, утвержденную в июле 2001 года Распоряжением Мэра Москвы Юрия Лужкова ("Информационное общество", 2001, № 3, с. 4-46). Тем самым впервые был определен стройный комплекс взаимоувязанных мер, реализация которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности.

На базе этой Концепции сегодня формируется Комплексная программа движения столицы в информационное общество – "Электронная Москва". Это очень конкретная целевая городская программа, в которой нашли воплощение основные моменты социальной политики Концепции. Главное отличие "Электронной Москвы" от многочисленных столичных программ информатизации и развития городской телекоммуникационной инфраструктуры – ее четко выраженная социальная направленность.

По мнению авторов программы, ни в коем случае нельзя допустить ситуацию, при которой кто-то был "исключен" из информационного общества. К сожалению, пока многие информационные услуги, такие, как доступ к информации по компьютерным сетям, интерактивное телевидение, сотовая и спутниковая связь, находятся вне финансовой досягаемости для многих москвичей. Поэтому одна из самых важных задач "Электронной Москвы" – организовать для населения свободный доступ к информационным массивам через образовательные учреждения, библиотеки, муниципальные службы, поликлиники и т.д.

Давно уже признано, что ИКТ увеличивают возможности человека получать престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и местных событий. Однако эти возможности открыты сегодня далеко не для всех. Уже сложившаяся имущественная, культурная, социальная поляризация общества может усилиться еще одним разделением людей – на умеющих и не умеющих работать с новыми технологиями. Чтобы не допустить опасного разрыва, необходимы скоординированные усилия в направлении ликвидации компьютерной неграмотности. Еще одна из форм информационного неравенства — это неравенство, связанное с низким образовательным или низким информационным уровнем. Огромное количество жителей Москвы, особенно пожилого возраста, не умеет пользоваться компьютером, интернетом и многими другими информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому в Программе ставится вопрос не только о доступности технологий, но и о создании соответствующей системы обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. И здесь для многих дистанционное образование с помощью ИКТ может оказаться единственным шансом получения специальности, востребованной информационной экономикой наступившего столетия.

Как показывает опыт развитых стран, новые технологии создают как преимущества, так и опасности для развития демократии. С одной стороны, появляется возможность привлечь людей к принятию решений, позволить им осуществлять более полный контроль над исполнительной властью. С другой – может пострадать неприкосновенность личной жизни. Необходимо вовлечь людей в диалог относительно того, какие проблемы и новые возможности порождает информационное общество. Доступная в электронном виде информация о деятельности властей способствует развитию диалога государства с общественностью. Информационные обязанности государства перед гражданами возрастают, поскольку информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна им предоставляться. В наиболее передовых странах мира процесс модернизации информационной инфраструктуры государственных учреждений сопровождается крупномасштабной реформой системы государственного управления, нацеленной на повышение его эффективности, открытости, демократичности. В столице в рамках "Электронной Москвы" планируется решить проблему предоставления горожанам информационных сервисов и услуг со стороны власти – то есть создать на всех уровнях (управы, района, округа, города) свободно доступные информационные системы, которые сегодня принято называть "электронным правительством" или электронной властью.

"Электронная Москва" не направлена на конкуренцию с какими бы то ни было инициативами, проектами или программами, а, напротив, стремится к рационализации и взаимодополнению предпринимаемых в городе усилий по формированию информационного общества за счет использования современных технологий взаимодействия и обмена информацией. Создаваемые в рамках программы информационные системы не собираются дублировать действующие интернет-проекты, а сосредоточатся на совершенствовании возможностей коммуникации и обмена информацией между существующими порталами и электронными сетями, поддерживаемыми правительством, гражданским обществом и частным сектором. В частности, предполагается, что реализуемый по инициативе Московской городской Думы и при поддержке Правительства Москвы социально ориентированный проект "Инфоград" станет одним из пилотных проектов "Электронной Москвы". В рамках "Инфограда" на базе библиотеки им.

Л.Н. Толстого была создана фактически первая полноценная медиатека для жителей столицы с уникальным электронным каталогом. Здесь горожане могут в любой форме – печатной или электронной – получить самые различные материалы учебного и творческого характера, нормативно-правовые документы городского и федерального уровня. В рамках того же проекта в местах постоянного присутствия жителей (в аптеках, школах, библиотеках, управах и т.д.) планируется создать точки общественного доступа к социальной информации. Более того, на районном уровне, что особенно важно, начинается формирование социально ориентированных информационных ресурсов. Москвичи должны понять и признать, что использование информационных технологий облегчает их жизнь, делает ее более комфортной и удобной.

Большое внимание уделяется в программе электронного развития столицы вовлечению в этот процесс не только простых горожан, но и других движущих сил социально-экономического развития – науки, образования, бизнеса. Одна из целей Комплексной программы движения Москвы в информационное общество – это сформировать соответствующее партнерство между властями, бизнесом, наукой и образованием, гражданским обществом и теми инвесторами и донорами, которые работают в Москве и России и могут оказать финансовую поддержку при реализации ряда проектов. Предполагается, что "Электронная Москва" будет финансироваться не только целевым образом из средств городского бюджета – Москва большой город, и у нее достаточно сложная система финансирования – но обязательно иметь несколько источников получения средств. Например, в программе учитывается возможность софинансирования проектов, представляющих интерес для отдельных районов или округов, которые обладают собственными бюджетами. То есть, отдельный проект, инициатива или подпрограмма могут финансироваться сразу из нескольких источников, а задачей "Электронной Москвы" в этом случае станет их координация.

Разумеется, определенная часть затрат на создание "электронного правительства" столицы в любом случае должна быть предусмотрена в бюджете города. Сюда относятся расходы на перевод правительственной информации, адресованной бизнесу и населению, из бумажного в электронный вид, на оплату закрытых каналов связи между правительственными учреждениями и их защиту от несанкционированного доступа. Из средств города предполагается оплачивать компьютеризацию бюджетных учреждений и их доступ к каналам связи.

"Электронная Москва", как считают ее авторы, должна стать естественной региональной инициативой в рамках общефедеральной программы "Электронная Россия". Сейчас ведется активный диалог с разработчиками федеральной программы о том, каковы должны быть механизмы участия регионов, принципы отбора проектов, имеющих большое значение не только для отдельного округа, но и для страны в целом. Это поможет определить "правила игры", по которым будет осуществляться на федеральном уровне софинансирование региональных инициатив.

Хочется верить, что в недалеком будущем программы "электронного" развития начнут создаваться вслед за Москвой и Санкт-Петербургом в Ярославле и Казани, Великом Новгороде и Челябинске, на Чукотке и в Краснодарском крае. Тогда Россия наконец-то получит реальный шанс войти в число лидеров мирового сообщества.


Орлов Степан Владимирович - Депутат Московской городской Думы, координатор деятельности МГД по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение".

Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, Председатель Общественного экспертного совета Московской городской Думы по развитию информационного общества.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 29-30.