О журнале
Рекомендации
О формировании единой научно-образовательной информационной среды в Краснодарском крае
Елецкий Б.Д.
Б.Д. Елецкий
В процессе становления информационного общества получает новое разрешение противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.
Специфика новой образовательной парадигмы проявляется в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать умения и навыки самообразования. Это становится особенно очевидным с развитием так называемого "образования на всю жизнь", которое должно стать более фундаментальным и универсальным. Из этого следует, что важной проблемой начала ХХI века является разработка такой организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь". Поисками эффективных путей ее решения заняты и в Краснодарском крае.
Но сначала немного статистики. В системе образования и науки Кубани сегодня функционирует более 110 научно-исследовательских организаций различных форм собственности, свыше 1500 общеобразовательных школ, 89 учреждений дополнительного образования, 61 учреждение дополнительного профессионального образования, 117 высших учебных заведений, из которых 58 – государственные. Получается, что из пяти миллионов населения края миллион сто тысяч составляют учащиеся. И еще одна цифра. Среди тех, кто сегодня получает высшее образование (их приблизительно 150 тыс.), 70 тыс. человек обучаются на дневном отделении (очная форма) и более 57 тыс. являются студентами-заочниками.
Новейшие телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают для преподавателей и учащихся нашего региона совершенно новые возможности. Именно с новыми технологиями мы сегодня связываем построение открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.
Для того, чтобы эффективно использовать новые возможности, необходимо:
- научить школьных учителей, преподавателей всех видов учебных заведений и курсов использованию ИКТ в процессе обучения;
- добиться повсеместного внедрения ИКТ, адекватных образовательным технологиям и учебным процессам (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, видеоконференционная связь, средства мультимедиа и т.д.), в повседневную практику обучения и повышения квалификации;
- создать специализированные общедоступные информационные ресурсы (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированные на решение образовательных задач.
В новых условиях меняются и базовые образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому. В соответствии с требованием времени в Краснодарском крае реализуется проект создания региональной информационной сети образования, науки и культуры Кубани. Выполнение этого проекта возложено на Кубанский государственный университет. Каналы связи объединили в единую сетевую инфраструктуру информационные ресурсы системы образования. К ним относятся фонды краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, материалы Департамента образования и науки Краснодарского края, Администрации города Краснодара, краевого Комитета по делам молодежи, Краснодарского центра научно-технической информации, базы данных научно-исследовательских организаций.
Проблема качества образования и доступа к получению профессиональных знаний во многих районах Кубани стоит весьма остро, особенно в сельской местности. Здесь не хватает компьютеров, средств вычислительной техники, квалифицированных преподавателей в области информатики, не решена проблема доступа к высококачественным информационным услугам. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина и в рамках федеральной целевой программы "О развитии единой образовательной информационной среды" Кубань активно включилась в создание регионального сегмента единой общеобразовательной информационной среды России. Это направление работ включено также в проект региональной Программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2010 года. Финансирование работ будет осуществляться за счет самых различных источников: грантов российских фондов РФФИ и РГНФ, средств федеральных министерств и регионального бюджета. Создание регионального сегмента единой научно-образовательной информационной сети позволит, как мы считаем, создать новые формы и методы управления образовательными и научными процессами края на основе современных информационных технологий. Мы также рассчитываем, что это приведет к созданию организационной структуры региональной системы открытого образования и к повышению качества образования. Умение использовать новейшие ИКТ, свободный доступ к массивам региональной информационной базы в области науки, образования, культуры, обмен по сетям научными знаниями с другими регионами России позволят, что очень важно, обеспечить равные возможности сельским и городским молодым людям на получение качественного образования всех уровней и ступеней, увеличат активность и потенциал научного коллектива края и дадут новый импульс к развитию инновационных процессов в региональной системе образования.
Елецкий Борис Дмитриевич - заместитель генерального директора Департамента образования и науки Краснодарского края.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 34-35.