Информационный вызов и электронный ответ России
Семенов И.А.

Информационный вызов и электронный ответ России

И.А. Семенов



На протяжении последних десяти лет мир испытывает влияние глобальных тектонических сдвигов. Среди них – информационная революция (ИР), глобализация и окончание "холодной войны". Чтобы удержаться на политическом и экономическом плаву, необходимо учитывать характер и динамику этих влияний. Эффективность экономического развития и социальных преобразований все больше зависит от интеграции с международной средой. Главная сила, придающая сегодня ускорение социальным и политическим преобразованиям – это информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Без развития ИКТ и учета стимулируемых ими многофакторных изменений в экономике, политике и социальной сфере невозможны ни эффективная внутренняя трансформация, ни своевременная внешняя адаптация.

От того, как быстро и взвешенно Россия оценит вызов информационной революции и насколько полно ответит на него, учтет мировые тенденции и свои национальные особенности, будет зависеть успешность ее развития.

Естественно, оценка ситуации, выработка решений, реализация инициатив и программ столкнутся и уже сталкиваются с бюрократическими интересами, отсутствием конкуренции, политическим сдерживанием, неадекватностью необходимых ресурсов и инерцией геополитического мышления.

От геополитики – к политике информационного общества

История свидетельствует о существенном влиянии научно-технического прогресса на формирование политической системы мира. В конце XX века индустриальная эпоха сменяется эпохой постиндустриальной или информационной. Среди важных проявлений и тенденций постиндустриального общества – глобализация и интеграция. Динамика этих процессов напрямую зависит от ИКТ, скорость распространения и область применения которых с каждым годом все увеличиваются. Технологические изменения постиндустриальной эпохи ставят под вопрос прежнюю эффективность Вестфальской государственно-центристской модели мира.

Под воздействием ИР меняется структура социального пространства. Социальные отношения все меньше детерминированы географическим положением. Время, необходимое для обмена информацией, уменьшается. Увеличивается объем и частота транзакций. К системе социальных интеракций все больше применим образ трехмерной паутины или сети.

ИКТ создают новые социальные отношения и изменяют динамику уже существующих. Преобразования в социальной сфере лежат в основании реконструкции информационного пространства. Структурное усложнение и функциональное усовершенствование усиливают его роль в формировании идентичности на государственном и на индивидуальном уровне. Роль информационного пространства в конструировании национальной и международной идентичности увеличивается одновременно с уменьшением влияния пространства географического.

В постиндустриальную эпоху происходит смена значимости политических инструментов. Территориальная политика отходит на второй план. Воздействие, управление, использование ресурсов и капиталов как внутри одного государства, так и в международном масштабе, все меньше нуждаются в пересечении границ, захвате территории и вообще в каких-либо силовых действиях в географическом пространстве. Отношения, структурирующие физическое, политическое, экономическое и социальное пространство, все больше предполагают использование ИКТ. Под воздействием качественного преобразования коммуникативных процессов изменяются и политические технологии.

Стоит отметить, что информационно-коммуникационные преобразования, с одной стороны, работают на глобализацию, с другой – являются ее следствием и отражают борьбу интересов различных сил, среди которых государства, корпорации, негосударственные организации и социальные группы. Причем негосударственные общественные организации и транснациональные корпорации оказывают все большее влияние. "Жесткая" власть, основанная на приказах, сменяется более действенной в современных условиях "мягкой" властью, использующей убеждение.

Информационные потоки, проникая сквозь государственные границы, намного усложняют задачу государственного управления. В этих условиях государство должно максимально использовать потенциал ИКТ для повышения собственной эффективности.

Кто-то из политологов справедливо заметил, что границы между различными сегментами мира сохраняются, но приобретают качество проницаемости, становятся "мембранами". К этому стоит добавить, что уровень проницаемости напрямую зависит от интенсивности информационного обмена. Конечно, в этой ситуации возможность контроля на правительственном уровне информационных потоков путем фильтрации, мониторинга или законодательных актов сохраняется, и спектр реализации этой возможности разными странами достаточно широк. В США существует система "Carnivoure", позволяющая ФБР беспрепятственно перлюстрировать электронные сообщения интересующих бюро лиц; в Великобритании действует законодательный акт RIP (Regulations of Investigatory Powers), устанавливающий слежку за трафиком интернет-провайдеров и обязывающий граждан предоставлять криптографические ключи; во Франции по постановлению суда французы отсечены от неонацистского контента по IP-адресам; в Германии правительственные и судебные инстанции выступают за тотальную фильтрацию "ультраправого контента"; в Китае все провайдеры обязаны отфильтровывать сайты западных средств информации и правозащитников; в Австралии, благодаря закону Broadcasting Services Act, запрещена передача сцен сексуального характера и информации о насилии; в России введена "система оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи" (СОРМ).

Очень важно вовремя заметить, что информационное пространство становится той территорией, где в ближайшее время усилится экономическая конкуренция, политическое и культурное влияние. Ослабление роли географического пространства и усиление роли пространства информационного является очередным доказательством архаичности геополитических приоритетов в формировании политических целей. Внимание российской элиты должно быть перенесено с географической территории, как важного ресурса и цели внешней политики, на активное включение в процесс построения, освоения и регулирования информационного пространства.

Кризис национального государства как суверенной единицы связан с трансформацией отношений власти и сопровождается изменением формы политической демократии, создававшейся в течение двух последних веков. Для России, где формы демократии еще не устоялись, учет этих, вызванных ИКТ, изменений особенно важен, поскольку поможет правильно оценить настоящее положение дел и вычертить оптимальный вектор развития.

Электронная версия России

С середины 80-х годов Россия находится в состоянии глубоких социальных преобразований. Учитывая структурные изменения, связанные с переходом к постиндустриальному обществу, и ускоряющийся темп информационной революции, Россия вынуждена более оперативно реагировать на происходящие преобразования в экономике, культуре, внешней и внутренней политике других стран.

Для России, с ее обширной территорией, неравномерным расселением населения, размещением производства и неразвитой транспортной инфраструктурой, развитие информационных и коммуникационных технологий – это реальная возможность обеспечить равные права для граждан в доступе к информационным услугам, включая медицинское и юридическое консультирование. Интернет является здесь ключевым комплексом технологий.

По данным опроса Группы Monitoring.ru, максимальная аудитория интернета в России всего за 2-3 месяца выросла на 1,4 млн. человек – с 11,4 млн. в ноябре-декабре 2000 г. до 12,8 млн. в январе-феврале 2001 г. А за год, с февраля 2000 г. по январь-февраль 2001 г., максимальная аудитория увеличилась почти в 2 раза. Если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2001 г. российская максимальная аудитория интернета составит около 19 млн. человек. Что же касается активной и регулярной аудитории, то на сегодняшний день, по разным оценкам, она составляет 3-4 млн., это в 5 раз больше, чем в 1997 г. По прогнозам Минсвязи, число пользователей интернета в России к 2010 г. достигнет 26 млн. человек.

В сравнении с другими странами Россия лишь в начале пути приобщения к интернету. Согласно проведенному корпорацией Ipsos-Reid исследованию, страны делятся на интернет-развитые, продвинутые, развивающиеся и начинающие. Россия, с ее 6 % пользователей, относится к начинающим. По результатам опубликованного 16 июля 2001 г. исследования компании Gallup Media, среди интернет-развитых верхние позиции занимают Норвегия (63%), Дания (62%) и США. Наряду с Россией к интернет-начинающим относятся Турция и Индия.

Внимание к концептуальным, экономическим и политико-институциональным изменениям, вызванным ИКТ, заметно в России по ряду программ и инициатив, исходящих не только от влиятельных общественных объединений и некоммерческих организаций, таких как Ассоциация Документальной Электросвязи (АДЭ) или Союз Операторов Интернет (СОИ), но и от Правительства. Среди важных документов, подписанных, утвержденных или одобренных Президентом Российской Федерации, – Окинавская хартия глобального информационного общества, подписанная 26 июля 2000 г., "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренная 23 ноября 1995 г., "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", утвержденная 9 сентября 2000 г. Однако наиболее важным событием для развития ИКТ в России является, несомненно, одобренная 5 июля 2001 г. Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия".

"Электронная Россия" не только дополняет другие, уже реализующиеся или планирующиеся к реализации федеральные, региональные и ведомственные программы, но и имеет ряд общих координирующих функций по отношению к ним. Среди этих программ: ФЦП "Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 годы", ФЦП "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации на 2002–2006 годы", ФЦП "Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы" и др.

Программа "Электронная Россия" рассчитана на период до 2010 года и включает определение приоритетных целей развития ИКТ в России и их поэтапное достижение. В целом она отражает общемировые тенденции: правовое обеспечение деятельности в сфере высоких технологий, усиление информационной прозрачности, повышение за счет информатизации эффективности государственного управления, дерегулирование рынка, повышение уровня образования и кадрового потенциала в сфере высоких технологий и развитие электронного бизнеса.

Многие страны уже реализуют подобного рода программы или комплексы более узко специализированных проектов. В Европе известна инициатива стратегического развития "Электронная Европа. Информационное общество для всех" (eEurope. An Information Society for All), объявленная Европейской Комиссией 8 декабря 1999 г. Она вошла в качестве главного элемента в проект экономического и социального обновления Европы, обсуждавшийся на специальном заседании Европейского Совета в марте 2000 г. В Японии осуществляется объявленный 29 марта 2001 г. проект "Электронная Япония". В Великобритании действует программа "Электронные граждане, электронный бизнес, электронные государственные службы. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху" ("E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age"). Выступление в 1997 г. А. Гора "Access America" явилось определяющим для бурного развития в США проектов, направленных на создание "электронного правительства" (e-Government), понимаемого как внутренняя (правительственная) и внешняя (взаимодействующая с гражданами и организациями) сетевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе.

Национальные и международные программы и проекты уже дали конкретные результаты. Много сделано в правовой области. России предстоит гармонизировать законодательства в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза.

Опыт развитых государств, без сомнения, окажет России большую услугу. В то же время необходимо учитывать и собственные ошибки. Поспешным было введение лицензирования на действие в РФ интернета. Оно является одним из факторов, отличающих Россию от интернет-развитых стран. То, что это был просчет не государства, а таких компаний, как "Релком", "Демос" и "Совам-Телепорт", ни в коей мере не снимает ответственности с государства.

По срокам "Электронной России" основная законотворческая работа должна произойти в 2003-2004 гг. Многие правовые вопросы будут решены в ближайшее время. Министерство экономического развития и торговли подготовит к сентябрю проект по льготному налогообложению производителей программного обеспечения. Без кардинального изменения таможенного законодательства рынок оффшорного программирования в России развиваться не будет. Производство программного обеспечения может принести России большие доходы и стимулировать экономику. Примером тому Индия, где темпы роста этой отрасли экономики на протяжении последнего десятилетия превышают 50% в год.

Естественно, утверждение программы – это лишь первый шаг, и до ее реализации еще далеко. Однако направление выбрано верное. Даже такие неожиданности, как передача контроля над программой и, соответственно, выделенными средствами Министерству связи, а не Министерству экономического развития, по заданию которого она разрабатывалась, или такие соображения, что реальная платежеспособность выделенных средств – не $2,4 млрд., в которые, не задумываясь, конвертируют выделенные 76 млрд. рублей, а меньше, поскольку должна рассчитываться с учетом предполагаемого индекса инфляции, не могут уменьшить ее значимость для экономического и политического развития России.

Сеть или среда обитания? – Выбор за Россией

Утверждение российским правительством нескольких федеральных программ, среди которых "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды", свидетельствует о начале перехода от политических деклараций к реальным действиям по развитию и использованию информационных технологий. Все-таки стоит признать, что подписание Россией Окинавской хартии носило декларативный характер. Не секрет, что членство России, как в "Большой восьмерке", так и в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), преследует главным образом политические цели.

Было бы наивно полагать, что законы, концепции и инициативы, связанные с прогрессом в области информации и коммуникаций, – это акт свободной воли гуманистически настроенных организаций. То, что в России утверждаются подобного рода программы, говорит о назревшей жесткой необходимости. Отказ от адекватной реакции на изменения, происходящие в мире, приведет к коммуникационной, политической и экономической изоляции страны. Различные социальные акторы, включая государство, гражданское общество и корпорации, осознали пользу и необходимость использования ИКТ. Предстоит ожесточенная борьба интересов. В цивилизованной форме она необходима и будет стимулировать развитие общества. Например, в Европе перестройка деятельности правительств осуществляется в тесном взаимодействии с гражданами, бизнесом и общественными организациями; работает Форум информационного общества, в который входят представители всех стран ЕС, основных сословий населения и госчиновники.

Инициативы, поддерживающие развитие ИКТ, служат интеграции в мировое информационное сообщество. Технологическая интеграция позволит российским гражданам свободно использовать мировые информационные ресурсы, современными средствами укреплять национальную и культурную идентичность и вести межкультурный диалог, способствующий взаимопониманию и культурному обогащению.

Некоторые западные аналитики считают, что особенность российского пути состоит не в выборе каких-либо особых направлений перехода к информационному обществу, а в иной расстановке акцентов. Предлагается сделать упор на образование и приобщение к ИКТ массового потребителя. Не отрицая важности этих действий, ограничиваться ими нельзя. России нужно в меру сил и возможностей усовершенствовать управление, создавать сферы влияния и власти и укреплять авторитет в информационном пространстве.

Необходимо закрепить правовые основы государственной политики в отношении разработки и использования ИКТ и определить принципы нормативного регулирования соответствующих общественных отношений в РФ. Осознание реальных проблем, таких как несанкционированный доступ к сети, создание помех передаче данных, распространение детской порнографии, нарушение авторских прав с применением компьютеров, должно прийти на смену неопределенным опасениям утраты "специфического" для России духовного и общественного уклада и опутывания информационными сетями.

Для нормального диалога и эффективного использования своего географического положения на Евразийском континенте России необходимо учитывать технологический, правовой и экономический опыт США, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Никто не заставляет Россию слепо копировать западные модели, которые, кстати, далеки от единообразия. У России сейчас существует и прекрасная возможность, и серьезная необходимость воспользоваться преимуществами европейского, американо-английского и азиатского пути постиндустриального развития. Учитывая свою специфику и особенности, Россия сможет включиться в мировой процесс формирования информационной среды и сделать свое обитание в ней безопасным, эффективным и комфортным.

Итак, можно сказать, что ответ на вызов информационной революции Россией сформулирован. Как полно он будет реализован и какова будет его эффективность, покажет время.


Семенов Илья Анатольевич - член научного совета Московского центра Карнеги, координатор проекта "Этничность и Нациестроительство", руководитель рабочей группы "Интернет и российское общество", кандидат философских наук.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 13-16.