Распределенный виртуальный университет как форма сотрудничества вузов с использованием ИКТ
Кривощеков В.А., Толстопятенко А.В., Хохлов Ю.Е.

Распределенный виртуальный университет как форма сотрудничества вузов с использованием ИКТ

В.А. Кривощеков, А.В. Толстопятенко, Ю.Е. Хохлов



Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) произвели своего рода революцию в мире. Растет число стран, которые проявляют интерес к новым мощным средствам обучения и делают соответствующие капиталовложения для приобретения таких средств. Интернет позволяет обеспечить передачу технологий и знаний на всех уровнях образования. В свою очередь, процесс информатизации общества способствует росту понимания возможностей дистанционных технологий обучения как экономически выгодного решения проблем, связанных с обучением граждан.

В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единой открытой образовательной среды. Создаются специализированные образовательные учреждения и формируются распределенные образовательные структуры, связанные телекоммуникационными средствами и системой соглашений. Поиск соответствующей организационной структуры учреждений образования (особенно для образования взрослых), которая обеспечила бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" – важнейшая проблема XXI века. Ключевым элементом всех таких структур является специализированная информационно-образовательная среда, позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения (ДО). Она представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Технологии ДО успешно интегрируются во все существующие формы получения образования, включая очное, заочное и дополнительное, что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.

Речь идет об опыте создания распределенного виртуального университета с участием вузов нескольких стран – Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, которые уже на протяжении 4 лет сотрудничают друг с другом при посредничестве Всемирного Банка. Последний этап этого сотрудничества привел к созданию Ассоциации "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии (ВУЕЦА – Europe and Central Asia Virtual University, ECAVU). Создание ECAVU, объединяющего на демократических началах с помощью интернет-технологий сообщество университетов России и государств Центральной Азии является одним из продолжений прогрессивных тенденций развития образования.

Необходимость координации и объединения усилий университетов России и Центрально-азиатских государств на основе использования интернет-технологий для дистанционного обучения обусловлена:

  • ростом образовательных потребностей населения России и Центрально-азиатских государств, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционных технологий обучения;
  • важностью интенсификации усилий по улучшению качества преподавания и обеспечению качественного обучения и тренинга через интернет посредством новейших технологий;
  • растущим разрывом между лучшей мировой практикой в образовании, основанной на современных достижениях в области информационных и телекоммуникационных технологий, и темпами развития образовательной системы в странах СНГ;
  • стремлением к преодолению негативных тенденций в развитии системы образования в странах СНГ, обусловленных:

      - уменьшающимся финансированием, не позволяющим улучшать технологическую инфраструктуру университетов,

      - утратой текущих связей между университетами,

      - не работающей системой переподготовки преподавателей из региональных университетов в центральных вузах;

  • накопленным опытом успешного применения и отработки новых информационных технологий в пилотных проектах;
  • растущим интересом к технологиям ДО со стороны широкого круга университетов;
  • потребностью в восстановлении разорванных связей между университетами стран СНГ;
  • важностью и практической возможностью создания единой образовательной среды на основе русского языка;
  • экономической целесообразностью увеличения масштабов предоставления дистанционных образовательных услуг, при котором они оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с другими технологиями обучения.

Предпосылки создания ECAVU

В 1997 году Институт Всемирного Банка (ИВБ) начал программу по внедрению новых технологий и компонентов дистанционного обучения в университетах Российской Федерации. Программа была направлена на преодоление негативных тенденций в развитии системы образования в странах СНГ. Начавшись с четырех университетов России, программа ИВБ быстро набирала обороты, расширив число участвующих университетов в 2000 году до 39, преподаватели которых были обучены методам и технике ДО и получили практический опыт работы с ним. В 2000 году к проекту присоединились университеты Центральной Азии, весной и летом 2000 года представители 11 центрально-азиатских университетов прошли через тренинг ИВБ, и, в свою очередь, передали полученные знания и навыки преподавателям и техническим специалистам из еще 13 университетов Центральной Азии в ходе дополнительных семинаров. Таким образом, в ходе осуществления программы были заложены следующие основы для создания ВУЕЦА:

  • подготовлены кадры (около 130 преподавателей из 50 университетов Центральной Азии и России прошли через тренинг ИВБ по использованию методов и техники ДО в преподавании экономики и в разработке собственных курсов ДО);
  • разработана и опробована технология (была создана оболочка Виртуальная Обучающая Среда – VLE – для дистанционного обучения, установленная затем в 14 российских и 12 центрально-азиатских университетах);
  • разработаны курсы дистанционного обучения (Лондонская школа экономики и российские университеты разработали вводный и промежуточный курсы по экономике, которые затем были переведены в формат для ДО);
  • накоплен практический опыт организации дистанционного обучения;
  • сделаны первые шаги по созданию профессиональных сообществ как среди преподавателей, так и среди студентов.

В результате этой деятельности 27 июня 2001 года состоялась учредительная конференция, которая формально дала путевку в жизнь Ассоциации "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии". В состав Ассоциации вошли не только вузы, но также некоторые донорские организации и институты гражданского общества.

Основные цели интеграции усилий университетов в рамках ECAVU

Основными целями объединения университетов в рамках Ассоциации ECAVU являются следующие:

1. Обеспечение качества обучения и преподавания на уровне мировых стандартов посредством:

  • создания более эффективной учебной среды и улучшения доступа к информации и обучению на основе современных информационных технологий;
  • усиления связующего звена между высшим образованием и другими сферами образования и общества;
  • создания системы подготовки квалифицированных кадров для системы ДО;
  • улучшения доступа региональных университетов к новым высококачественным курсам ДО, слишком дорогим для разработки на местах.

2. Предоставление доступа к обучению возможно большему числу людей на основе:
  • создания разветвленной сети дистанционного обучения;
  • реализации идеи "обучения в течение всей жизни" (непрерывного образования).

3. Создание самоокупающейся и саморазвивающейся системы дистанционного обучения путем:
  • последовательного формирования образовательного интернет-сообщества пользователей и поставщиков обучения и тренинга;
  • содействия интеграции всех ветвей образования (среднее, высшее, послевузовское, дополнительное) в единую образовательную среду (система непрерывного образования);
  • эффективного маркетинга дистанционных образовательных услуг;
  • совместной защиты и взаимовыгодного совместного использования интеллектуальной собственности членов ВУЕЦА;
  • последовательной и гибкой стратегии развития.

Направления деятельности ECAVU

Основными направлениями деятельности ECAVU на начальном этапе его развития являются следующие:

  • консалтинг развития системы дистанционного образования;
  • маркетинг образовательных услуг;
  • разработка курсов для системы дистанционного обучения;
  • поддержка интегрированной информационно-коммуникационной инфрастуктуры системы дистанционного образования;
  • подготовка кадров для системы дистанционного образования;
  • совместная образовательная деятельность;
  • обеспечение качества предоставления образовательных услуг в различных регионах;
  • защита интеллектуальной собственности участников ECAVU.

Также важным видом деятельности ECAVU будет координация его работы с другими национальными и международными образовательными проектами, проводимыми государственными и международными неправительственными организациями.


Кривощеков Виктор Анатольевич - директор образовательных программ Института развития информационного общества (Москва), кандидат физико-математических наук.

Тостопятенко Андрей Валентинович - программный менеджер Института Всемирного Банка, Program Manager of Internet Strategy and Applications, World Bank Institute (Washington D.C., USA).

Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества (Москва), кандидат физико-математических наук.


&copy Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 19-20.