О журнале
Рекомендации
Интервью с представителем России в рабочей группе DOT Force М.В. Якушевым Социальные проблемы информационной эпохи
Unknown Author
Какова бы ни была экономическая выгода от внедрения информационных и коммуникационных технологий, распределение ИКТ-ресурсов в мире носит крайне неравномерный характер. Существуют значительные различия не только между богатыми и бедными странами, но и между различными социальными группами населения в каждой стране. Социологические исследования показали, что практически во всех уголках мира доступ к возможностям информационного века имеет лишь определенная часть населения. Как правило, не располагают такой возможностью малообеспеченные люди, каких особенно много в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, к которым принято относить и Россию. Серьезной проблемой является то, что эти различия не уменьшаются, а повсеместно увеличиваются.
Это явление получило название "информационного" или "цифрового неравенства" (digital divide). Обеспокоенность появлением нового вида социальной дифференциации заставила многие государственные и общественные организации всерьез задуматься о планах преодоления информационного неравенства. Представитель России в международной целевой группе DOT Force Михаил Владимирович Якушев дал интервью на эту тему главному редактору нашего журнала Юрию Евгеньевичу Хохлову.
- Словосочетания "информационное неравенство", "цифровой разрыв" появились в нашем языке не так давно, но с тех пор не умолкают дискуссии на эту тему. Поэтому первый вопрос, естественно, что Вы понимаете под digital divide?
- Хотя в различных случаях я использовал разные формулировки, однако все больше и больше склоняюсь к мнению, что когда мы говорим об информационном неравенстве, то подразумеваем, прежде всего, различные возможности доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям и ресурсам. По этому критерию мы сопоставляем как различные страны мира, так и различные регионы, различные социальные группы внутри стран. А дословно с английского языка на русский digital divide переводится как "цифровой разрыв", но, на мой взгляд, более точно-"цифровое" или "информационное неравенство".
- В 2000 году решением глав стран "Боль -шой восьмерки" была создана международная целевая группа - DOT Force , членом которой Вы являетесь. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о ее деятельности.
- Как известно, проблема информационного неравенства впервые попала в поле зрения руководителей наиболее развитых стран нашей планеты во время их встречи на Окинаве в 2000 году. Там присутствовал и Президент нашей страны В.В. Путин. Она была признана настолько важной, что посчитали целесообразным создать специальную рабочую группу для подготовки к следующей встрече, в Генуе, рекомендаций главам государств G 8 по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), строительству глобальных сетей и принципам государственного и межгосударственного регулирования ИКТ-сектора. Эти предложения были трансформированы затем в программу действий не только для стран - участниц "Большой восьмерки", но и в принципе для всех государств -членов ООН, поскольку с самого начала главную роль в данной группе играли специализированные организации, учреждения и представители ООН.
К встрече в Генуе был разработан план действий, включающий ряд практических рекомендаций:
- поддержка "Большой восьмеркой" разработки национальных стратегий развития информационного общества (национальных стратегий электронного развития), включающих в качестве обязательного пункта создание электронных правительств;
- совершенствование, с учетом критерия стоимости, инфраструктуры доступа к инфокоммуникационным услугам;
- разработка целевых образовательных программ в сфере ИКТ для населения;
- широкая международная поддержка создания контента на национальных языках и локальных программных приложений, адаптированных к особенностям той или иной развивающейся страны;
- широкое внедрение ИКТ в сферы образования, здравоохранения, органы социального обслуживания, гражданской активности.
- Какие критерии были использованы при определении представительства страны в DOT Force? Каким образом осуществлялось взаимодействие членов группы? Какую позицию занимала здесь Россия?
- Каждая страна - член "Большой восьмерки" -делегировала в состав DOT Force три человека - по одному представителю от государственных органов, бизнеса и общественных организаций. От Российской Федерации были представлены Администрация Президента, информационный бизнес и общественные организации в лице Института развития информационного общества (ИРИО) и Союза операторов Интернет (СОИ). Так как я тесно сотрудничаю с ИРИО и СОИ, то и был назначен российским представителем в DOT Force от неправительственных организаций. Кроме того, сюда же вошли представители Европейского сообщества и ряда специализированных учреждений ООН, которые имеют отношение к развитию информационных технологий и телекоммуникаций. В результате получился достаточно представительный форум, на заседания которого приглашали также экспертов из развивающихся стран.
Состоялось три пленарных заседания группы DOT Force (Токио, Кейптаун, Сиена), во время которых обсуждались текущая ситуация с информационным неравенством в мире и конкретные документы для руководителей наших государств.
При этом мы, представители России, оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, отечественный ИКТ-сектор начинает играть определенную роль в экономике и политике страны, российские магистральные линии связи рассматриваются как часть глобального инфокоммуникационного кольца. И это позволяет нашей стране участвовать в обсуждении стратегии дальнейшего развития информационного общества. С другой стороны, в стране нет движущих сил развития ИКТ - транснациональных производителей информационно-коммуникационных продуктов и услуг, которые заставляют правительства остальных участников "Восьмерки" так жестко настаивать на приоритетном развитии ИКТ во всем мире. В то же время Россия - это второй по темпам развития рынок в европейском регионе. По ряду параметров развития информационно-коммуникационной инфраструктуры она оказывается ближе к развивающимся странам, чем к своим партнерам по "Большой восьмерке". Сегодня замедляются темпы технологического развития в Северной Америке и Западной Европе, но они стремительно растут на развивающихся рынках - это свидетельство начинающегося сближения рынков, сближения двух краев digital divide. Представляя интересы развивающихся стран, мы имели более сильные позиции в отстаивании собственных национальных интересов.
— Мы хорошо понимаем, что неравномерность развития информационной инфраструктуры в регионах, различная степень использования ИКТ социальными группами столь же характерны для нашей страны, как и для других государств. Взять хотя бы Москву и Санкт-Петербург - здесь техническая оснащенность практически не отличается от среднеевропейского уровня. У жителей небольшого подмосковного городка с населением 60-100 тысяч информационных возможностей гораздо меньше. Что касается сельской местности, то информационные технологии здесь по-прежнему считаются экзотической новинкой и их услуги практически недоступны рядовому человеку. Таким образом, проблема "информационной бедности" для нас весьма актуальна. Что полезного, с точки зрения преодоления информационного неравенства в России, можно найти в рекомендациях DOT Force?
- В качестве международного опыта можно использовать те основные группы мероприятий, которые вошли в программу действий, изложенную в рекомендациях группы DOT Force. На первом месте стоит выработка национальной стратегии электронного развития, то, что у нас более привычно называть государственной политикой Российской Федерации. На втором месте - создание "человеческого капитала", если дословно перевести с английского, а точнее, вопросы образования, воспитания, просвещения. Далее - необходимость создания развитой информационной инфраструктуры. В успешном решении этой задачи очень велика роль государства. Правительство должно достичь согласия в обществе, установить приоритеты, сформировать среду, способствующую ускоренному развитию ИКТ, глобальных телекоммуникационных линий связи, становлению информационного общества. И, наконец, последняя группа рекомендаций по преодолению информационного неравенства касалась создания новой экономики.
- Какой смысл Вы вкладываете в это понятие? Что это - традиционная экономика, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий, или новая отдельная отрасль, такая же, как транспорт, промышленность нефти и газа и так далее? Или речь шла об особом отличии ИКТ, проникающих во все отрасли и работающих по вертикали?
- Особенность новой экономики как раз в том, что любой человек в любом уголке планеты, получая в свои руки последние технологические достижения, получает одновременно и все возможности для их использования. В этом колоссальная сила новых технологий - они с равным успехом служат инструментом для создания благосостояния в отраслях промышленности, на семейном уровне, на уровне образования и т.д. То есть речь идет о том, что информационные технологии влияют на повышение уровня жизни каждого конкретного человека, семьи, на улучшение качества образования, на повышение эффективности работы малого предприятия, отрасли экономики, страны и так далее.
- Помимо рекомендаций, какие документы готовила группа DOT Force к саммиту в Генуе? Чем занята группа в настоящее время, каковы ее дальнейшие планы?
- Руководителям стран "Большой восьмерки" был представлен доклад, в котором более детально были изложены группы мероприятий, о чем говорилось выше, и предлагался план их реализации, включающий 9 основных направлений действий. Поскольку, по моему мнению, они заслуживают особого внимания, хотелось бы остановиться подробнее на каждом из направлений.
1. Помощь в подготовке и реализации стратегий электронного развития для быстро развивающихся стран (Help establish and support developing country and emerging economy national eStrategies). Национальная стратегия должна пользоваться поддержкой на высшем политическом уровне и формироваться совместными усилиями правительства, частного сектора и некоммерческих организаций.
2. Улучшение коннективности, увеличение доступа и снижение затрат (Improve connectivity, Increase access and lower costs). Выбор технологий для сетей и услуг связи, а также терминалов доступа должен осуществляться с учетом широты охвата территории, доступности для населения и надежности. Критерий стоимости становится одним из основных. Необходимо также учитывать местные условия, чтобы использовать наиболее эффективные технологии сетей связи и источники энергии, в том числе альтернативные.
3. Ускорение развития человеческих способностей, создания и обмена знаниями (Enhance human capacity development, knowledge creation and sharing). Особые усилия должны быть предприняты в сфере образования. Больше внимания следует уделить повышению знаний в области ИКТ среди учителей и государственных служащих. При этом главным объектом обучения остаются дети.
4. Содействие предприятиям и предпринимательству в устойчивом экономическом развитии (Foster enterprise and entrepre neurship for sustainable economic development). Деловая активность в сфере ИКТ должна пользоваться особой поддержкой государства, так как она создает потенциал для трансформации всех секторов национальной экономики.
5. Укрепление и поддержание всеобщего участия в выработке новой международной политики и решении вопросов, связанных с использованием ИКТ и Интернета (Establish and support universal participation in addressing new international policy and technical issues raised by the Internet and ICT). Развивающиеся страны должны более активно участвовать в решении новых политических, экономических и технологических проблем, связанных с использованием ИКТ и Интернета.
6. Укрепление и поддержка инициатив, направленных на включение наименее развитых стран в использование ИКТ (Establish and support dedicated initiatives for the ICT inclusion of the least developed countries). Правительства развитых стран, производители телекоммуникационного оборудования и провайдеры Интернета должны оказывать особую поддержку наименее развитым странам.
7. Использование ИКТ в здравоохранении и для борьбы с ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями (Promote ICT for health care and in support against HIV/AIDS and other infectious and communicable diseases). Развивающиеся страны должны уделить особое внимание использованию всех имеющихся форм ИКТ, включая телерадиовещание, телефонную и иные виды связи, Интернет для борьбы со СПИДом и другими особо опасными инфекциями.
8. Национальные и международные усилия, направленные на создание местного информационного наполнения и локальных приложений (National and international effort to support local content and applications creation). Одной из основных сфер совместной работы развивающихся и развитых стран становится поддержка создания информационного наполнения на национальных языках и программных приложений, адаптированных к местным условиям.
9. Приоритетность ИКТ в политике стран "Большой восьмерки" по содействию развитию и усиление координации многосторонних инициатив (Prioritize ICT in G8 and other development assistance policies and program-mes and enhance coordination of multilateral initiatives). Страны "Большой восьмерки" должны принять использование ИКТ как стратегический приоритет во всех разрабатываемых национальных и международных программах содействию развитию.
На встрече глав государств G8 в Италии этот доклад был одобрен, а затем к работе подключились и другие международные группы, в том числе целевая группа по информационным технологиям при ООН. Фактически сегодня две этих группы - DOT Force и группа ОНИ, слились в одну, и сейчас работа продолжается уже под эгидой Организации Объединенных Наций. Очевидно, на следующей встрече стран "Большой восьмерки" в Канаде, которая состоится летом 2002 года, соответствующие рекомендации будут доложены и сделаны выводы о том, насколько эффективно выполняется принятый в Генуе план действий.
К сожалению, надо признать, что сегодня особой координации деятельности различных групп, занимающихся одними и теми же проблемами, нет, что приводит к дублированию функций. Такое положение дел вообще характерно для функционирования Организации Объединенных Наций.
- Реализация этих программ, планов тре -бует соответствующих ресурсов: организационных, людских, финансовых и прочих. Планируется ли создание специального Фонда, который финансировал бы деятельность направлений, предложенных в докладе DOT Force?
- "Большая восьмерка" не является законодательным органом, поэтому ее документы носят только рекомендательный характер для тех стран, которые в эту "Восьмерку" входят. Россия, ксожа-лению, даже не приступила к выполнению самой первой из рекомендаций DOT Force - к созданию национальной стратегии развития информационного общества. Безусловно, для финансирования мероприятий, связанных с преодолением информационного неравенства, необходимы денежные средства. Можно согласиться с тем, что в государственном бюджете нашей страны таких средств недостаточно, следовательно, можно и нужно говорить о создании некоего фонда, который бы аккумулировал для этой цели как государственные, так и частные средства. В других странах - например, в Великобритании, США, Канаде, такие фонды уже функционируют, их представители принимали участие в DOT Force.
- Можно ли считать Федеральную целевую программу "Электронная Россия" националь- • ной программой развития информационного общества?
- На мой взгляд - нет, поскольку, во-первых, "Электронная Россия" является плодом серьезного компромисса, причем причиной его стали вопросы финансирования того или иного ведомства в данной программе, что не может не вызывать определенного сожаления. Во-вторых, второй пункт рекомендаций DOT Force касается вопросов "человеческого капитала", образования, просвещения, создания баз знаний, улучшения и укрепления интеллектуального потенциала жителей нашей страны, а эти проблемы не решает "Электронная Россия". То же самое можно сказать и о других федеральных программах. Все они решают частные, подчиненные задачи, а единственным стратегическим документом в области информационных технологий, который появился в качестве государственного документа, остается Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Сейчас много говорится о поисках национальной идеи, национальной сверхзадачи, над которой должны работать все жители, все граждане нашей страны, независимо от своих политических убеждений и т.д. В моем представлении все, что связано с выживанием нашей страны в условиях перехода к экономике информационного общества, могло бы стать ориентиром, целью для всех патриотически настроенных граждан России, если было бы подкреплено провозглашенной государственной политикой и четко намеченными мероприятиями в данной области.
- И, напоследок, хотелось бы еще раз вернуться к так называемой новой экономике. Еще три года назад это словосочетание было одним из наиболее популярных на страницах газет и журналов всего мира. С ним связывали эпоху долгого и безоблачного процветания. Но то, что когда-то считали величайшим достижением, стало в 2000 году крупнейшим разочарованием. По сути дела, интернет-бум в США полностью повторил эффект "МММ" в России: глаза людям буквально застилала возможность быстрого получения немалых денег, поэтому никто не мог заставить себя прекратить получение не заработанных дивидендов. Теперь мало кто верит в радужные перспективы интернет-экономики. Может, поэтому в Генуе формирование информационного общества и связанные с этим проблемы не стали ведущей темой?
- Возможно, это сыграло свою определенную роль, но при этом нельзя забывать, что в Генуе вообще диалог получился крайне нервным, так как участники "Большой восьмерки" не столько занимались анализом текущих проблем, сколько анализом антиглобалистских выступлений. В то же время могу сказать, что и в нынешней администрации США, достаточно взвешенной, разумно подходят к вопросу об информационных технологиях.
Представителем США в DOT Force является молодой человек, юрист-телекоммуникационщик, советник Президента Буша, который, в частности, в разговоре со мной отметил следующее: да, действительно, лопнуло множество компаний, действительно это были "мыльные пузыри", но особых отрицательных последствий для экономики США мы не видим. Многие компании возникали и росли столь стремительно, что у них просто не было времени задуматься о качестве собственного бизнеса. Такие "скороспелки" заведомо были обречены на гибель. В то же время могу сказать, что далеко не все разорились, есть люди, которые все-таки успели очень неплохо заработать. Например, представителем Южной Африки в DOT Force был молодой человек, который достаточно активно развивал именно интернетовский бизнес и, вовремя продав свои компании, оплатил из собственных средств полет в космос. В настоящий момент он проходит подготовку в Звездном городке в качестве космонавта.
В экономической истории США есть несколько примеров подобных "бумов". В момент раздувания "пузыря" бурный поток инвестиций притягивает миллионы людей и тысячи компаний, которые потом, за редким исключением, разоряются. Тем не менее, остается и немало полезного: сеть железнодорожных линий помогает развиваться национальной экономике, телеграфная связь ускоряет процесс бизнеса и т.д. Также обстоят дела и с Интернетом: после всеобщих разочарований остается глобальная инфраструктура, которая не только делает любую бизнес-активность более эффективной, но и открывает совершенно новые возможности. Весь вопрос в том, станут ли информационные технологии для мировой экономики тем, чем стали железные дороги, электричество и телеграф? Хочется верить, что "да".
© Информационное общество, 2001, вып. 6, с. 40-42.