О журнале
Рекомендации
Комплекс программных мер развития информационной экономики Казахстана
Бралиева Н.Б.
_________________________________________
Н.Б. Бралиева
Информатизация является характерной особенностью современного этапа развития. Ее влияние на все сферы деятельности и области применения не вызывает ни у кого сомнения. Однако некоторые аспекты, особенно региональные, исследованы в недостаточной степени. Это относится, в частности, к вопросам информатизации экономики Казахстана.
Комплекс программных мер по развитию информатизации экономики Казахстана может быть разбит на следующие блоки:
• меры государственной политики в области формирования и развития информационного пространства страны;
• меры по развитию информационной инфраструктуры;
• меры в области информационного обслуживания органов государственной власти;
• меры по обеспечению информационной безопасности субъектов единого информационного пространства;
• меры совершенствования механизма управления программой информатизации;
• меры повышения информационной открытости;
• меры по совершенствованию кадрового обеспечения программы информатизации.
Рассмотрим более подробно каждый из этих блоков.
Меры государственной политики в области формирования и развития информационного пространства страны
Включают формирование и использование информационных ресурсов, развитие информационной инфраструктуры, к которой относится система государственных органов управления экономикой, обеспечение информационной безопасности государства и субъектов информационного поля, а также выработку механизмов реализации программ.
В деятельности органов государственной власти, государственных и негосударственных предприятий, научных, образовательных и других организаций большую роль играет регламент оборота государственных и негосударственных информационных ресурсов.
К государственным информационным ресурсам можно отнести ресурсы, создаваемые, во-первых, органами управления и специализированными учреждениями за счет бюджетного финансирования, во-вторых, негосударственными органами на основании соответствующих лицензий по заказам органов государственной власти.
К негосударственным информационным ресурсам можно отнести ресурсы, созданные на средства негосударственного сектора экономики и частных лиц.
Информационные ресурсы смешанной формы собственности создаются на основе долевого финансирования государственными и негосударственными организациями (частными лицами).
Государственные и негосударственные информационные ресурсы образуют в республике систему взаимосвязанных информационных фондов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных.
Формирование и использование государственных информационных ресурсов целесообразно организовывать по принципу многоуровневой иерархической системы в соответствии с предлагаемой схемой информатизации.
На верхнем уровне управления выделена из информационных ресурсов республиканских органов государственной власти та их часть, которую можно отнести к государственным ресурсам, доступным организациям и населению.
В регионах информационное обслуживание населения и субъектов предпринимательства обеспечивается на основе рыночных отношений и на базе распределенной сети специализированных центров. Реализуемые в регионах технологии информационного обслуживания пользователей обеспечивают автоматизированное получение информации как по абонементному обслуживанию, так и по разовым заявкам пользователей.
Меры по развитию информационной инфраструктуры
Важными составляющими информационной инфраструктуры являются информационные технологии, технические средства, обеспечивающие информационные системы и сети оперативной передачи данных.
Сложившееся в Казахстане информационное пространство в настоящее время базируется на разнотипных программно-технических средствах и задача создания и развития единого информационного пространства республики требует принятия серьезных организационно-технических мер в рамках государственной политики в области развития информационной инфраструктуры. Эти меры должны обеспечить создание общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, гарантируя потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией между юридическими и физическими лицами в режимах передачи данных и электронной почты. Значительное место в условиях рынка при создании такой телекоммуникационной сети займут коммерческие системы и сети связи, о чем свидетельствует российский опыт [1,2].
Важными задачами государственной политики в области информационной инфраструктуры в республике Казахстан считаются: создание и развитие производства современных информационных технологий [3], отечественных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей, развитие фундаментальных и прикладных исследований, подготовка квалифицированных кадров, а также создание условий для предпринимательской деятельности.
Меры в области информационного обслуживания органов государственной власти
Основу информационного пространства органов государственной власти Казахстана должны составлять информационные системы, способные обеспечить поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности (личности, общества, государства) на основе управления информационными потоками и обеспечения соответствующими электронными документами нормального ритма работы государственной власти.
Наивно полагать, что мы быстро войдем в ситуацию, когда через электронные документы будет поставляться информация лицам, принимающим решения, и через электронные документы эти же решения будут доводиться до исполнителей. К тому же здесь необходимо решить немало проблем правового порядка, о чем речь пойдет ниже, где будут рассмотрены общие вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения информатизации. Однако в долгосрочной перспективе - это развитие процесса информатизации в желаемом направлении.
В результате электронного документооборота, связанного с обслуживанием конкретного решения органа государственной власти, создается взаимосвязанная последовательность электронных документов (от анализа до воздействия), которая образует сквозной канал управления. Разнесенные по времени электронные документы становятся «привязанными» друг к другу, если через них идет работа с одним решением (планом, программой и т.д.), а вся система электронного документооборота приобретает цельность. Основной принцип управления электронным документооборотом таков: все вторичные электронные документы должны быть информационно порождены неким объединяющим, «родительским» электронным документом и зависеть от него.
Информационное пространство органов государственной власти, создаваемое с учетом предлагаемых принципов, ориентировано на информационное обеспечение:
• на региональном уровне – территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, политических и общественных организаций, граждан в установленном законом порядке и с использованием элементов рыночных отношений;
• на республиканском уровне – руководителей министерств и ведомств;
• на аналитическом уровне – Администрации Президента, Канцелярии Правительства, Совета безопасности и Парламента Республики Казахстан;
• на высшем уровне управления оно направлено на информационное обеспечение принятия решений Президентом и руководством Правительства Казахстана.
Аналитические возможности создаваемых для государственных органов информационных систем, как правило, связывают с применением:
• математического моделирования сложных управленческих ситуаций при наличии объективных критериев оценки конечного результата;
• информационных технологий накопления, представления и использования информационных ресурсов;
• информационных технологий для аналитической работы с большими объемами данных.
Основу интегрированной системы должны составлять информационные ресурсы, формируемые в региональных органах исполнительной власти, в министерствах и ведомствах. Защищенный информационный обмен должен обеспечиваться принятием архитектуры безопасности и использования процедур, средств защиты данных по уровням телекоммуникационной системы.
Информационные системы должны обеспечить полноценное и эффективное информационное обслуживание органов государственной власти и доступ всех органов управления к информационным ресурсам в соответствии с законодательно установленным регламентом.
Меры по обеспечению информационной безопасности субъектов единого информационного пространства
Уровень развития информационного пространства, наличие и доступность достоверной информации о состоянии и динамике развития экономических, политических и социальных процессов в решающей степени определяют возможности органов государственной власти и общества в целом по выработке и реализации эффективных решений. Поэтому информацию сегодня следует рассматривать как важнейший элемент системы выживания общества, его национальной безопасности. Защита информации является одной из важных задач информационной безопасности [4]. В этой сфере существуют две основные опасности.
Первая - это противоправная деятельность отдельных субъектов в виде информационного шпионажа. Сегодня информационный шпионаж может быть осуществлен в формах несанкционированного проникновения в информационные и управляющие системы, в том числе и государственные, а также легальным путем, за счет активного участия зарубежных фирм в создании информационной инфраструктуры страны.
Вторая опасность - это информационные взаимодействия с целью разрушения или дезорганизации информационных ресурсов. Такие воздействия могут осуществляться любым субъектом, владеющим современными информационными технологиями. В частности, в мировой практике накопился большой опыт агрессии с помощью компьютерных вирусов. Цель понятна - уничтожить или исказить ценную для государства информацию либо внедрить негативную информацию для дезорганизации или принятия неправильных решений на соответствующем уровне государственного управления.
Наиболее интересны для такого информационного воздействия «системы критических приложений», нарушение которых приводит непосредственно к резкому ослаблению безопасности государства. Поэтому обычно все современные «системы критических приложений» достаточно компьютеризированы и защищены соответствующим программным обеспечением.
Информационная безопасность личности и общества также связана с воздействиями в информационном пространстве, но в данном случае на первый план выходят воздействия на психику и сознание. При этом могут широко использоваться дезинформирование, информационный шантаж на основе результатов электронного контроля жизни людей, их политической деятельности и личных планов, возможностей современных средств массовой информации.
В формируемом и развиваемом информационном пространстве требуется принять организационные, технические и технологические меры защиты информации и обеспечения информационной безопасности субъектов информационного взаимодействия.
Организационные меры в виде законодательных норм должны устанавливать правила взаимодействия субъектов информационного пространства, обеспечивающие сохранение государственной, коммерческой и личной тайны. Аппаратно-программные средства должны обеспечивать защиту информации на любом этапе ее электронной обработки, хранения, приема и передачи.
Меры совершенствования механизма управления программой информатизации
Построение интегрированной автоматизированной информационной системы для улучшения управления экономикой должно идти по пути взаимодействия с проектируемыми и уже существующими автоматизированными подсистемами государственных институтов, выдвигая со своей стороны определенные требования к организационным, информационным и функциональным моделям этих подсистем. Иначе система будет представлять собой набор функционально и информационно изолированных подсистем, неподдающихся оперативному и долгосрочному управлению и контролю, что и происходит в настоящее время.
На основании формализованных данных происходит определение правил и режимов выполнения процедур обработки информации, как в рамках подсистем государственных институтов, так и в рамках взаимодействия этих подсистем на всех уровнях управления. На этой основе идет децентрализация функций управления по вертикали «Центр - регионы».
Необходимым условием для решения задачи повышения скорости и качества принимаемых решений на основе согласованности прямых и обратных связей является наличие актуальных и формализованных данных о деятельности государственных институтов.
Эффективные механизмы аккумулирования информации в базах и банках данных, позволяющие использовать системы моделирования для поддержки процессов принятия решений, позволяют добиться максимального эффекта при управлении социально-экономическим развитием страны.
Не последнее место в системе этих мер займет и оптимизация формальных процедур государственного регулирования: отсутствие целостной и актуальной картины о характере и номенклатуре обрабатываемой информации порождает ненужное дублирование идентичных управленческих процедур в каждой из подсистем. Применение единых стандартов документооборота позволяет исключить неоднозначность и противоречивость как нормативных документов, так и механизмов их реализации с последующей возможностью для действенного контроля.
Меры повышения информационной открытости
Решение этой задачи возможно при реализации мер по разделению информационных ресурсов по степени закрытости и выливается в создание информационных баз данных общего пользования для обеспечения быстрого и качественного удовлетворения информационных потребностей как населения и организаций страны, так и международных организаций и институтов на принципах регулирования предоставления информации.
Меры по совершенствованию кадрового обеспечения программы информатизации
Необходимо уделить внимание подготовке специалистов по информационным системам, информационному маркетингу и менеджменту, новейшим информационным технологиям, моделированию экономических процессов. Для большинства вузов страны уже давно очевидна необходимость подготовки кадров, умеющих проводить компьютерное моделирование и крупномасштабные вычислительные эксперименты, владеющих экономическими и управленческими знаниями. В области подготовки научных кадров в Казахстане необходима небольшая «революция».
Тенденция в этом направлении уже наметилась. Открыты новые специальности, такие как «Информационные системы в экономике», «Информационные системы в управлении». Планируется открытие ряда новых специальностей, связанных с подготовкой специалистов-управленцев, владеющих математическими методами моделирования, проектирования баз и банков данных и знаний, новых информационных технологий.
В Казахской государственной академии управления с целью подготовки кадров по специальности «Информационные системы в экономике» разработаны и введены новые учебные курсы: «Графические средства в ЭИС», «Проектирование баз данных», «Базы знаний и экспертные системы», «Информационный менеджмент», «Информационный маркетинг», «Новые технологии в экономических информационных системах», «Информационные системы менеджмента», «Региональные и международные информационные системы» и др. Эти меры, наряду с другими, будут способствовать совершенствованию кадрового обеспечения программы информатизации Республики Казахстан.
Литература
1. Богданова Е.Л. Информационный маркетинг: Учебное пособие. / Е.Л. Богданова. - Санкт-Петербург: Альфа, 2000.-С. 106-113.
2. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента: основные аналитические технологии в поддержке принятия решений: Учебное пособие. / Г.М. Устинова. - Санкт-Петербург: ДиаСофтЮП, 2000. - С. 66 - 72.
3. Информационные технологии в стране: задачи и стратегии развития/И. Бейсембетов, Б. Уатай / Современные информационные технологии и телекоммуникации: корпоративные информационные системы. Проблемы, перспективы развития, практические решения: Сб. науч. тр./Алматы, 1999. - С. 23 - 25.
4. Домарев В.В. Защита информации и безопасность компьютерных систем. / В.В. Домарев. - М.: ДиаСофт, 1999. - 480 с.
___________________________________________________
Бралиева Наталья Бейсеновна - профессор Казахской государственной академии управления им. Т. Рыскулова, кандидат экономических наук
© Информационное общество, 2001, вып. 5, с. 61-64.