Законодательные приоритеты информационной экономики
Ветров К.В.

Законодательные приоритеты информационной экономики


К.В. Ветров



    Как известно, одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся информационная революция. Ее результаты действительно впечатляют.

    Информационная индустрия превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Возникают новые общественные отношения, объектом которых становятся информация и знания, а также элементы как национальной, так и международной инфраструктуры. Многие страны мира в течение последних лет демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к информационному обществу.

    Глобальная информационная революция затронула и Россию. Наш журнал неоднократно обращался к проблемам становления национального информационного общества. Сегодня наш гость – председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике Константин Владимирович ВЕТРОВ. О приоритетах государственной информационной политики с ним беседует главный редактор журнала Юрий Евгеньевич ХОХЛОВ.

    Недавно в Вашингтоне состоялась международная конференция "Россия в мировой экономике: состояние и перспективы". Знаю, что Вы, Константин Владимирович, по приглашению Американо-Российского делового совета участвовали в ее работе и выступили с докладом.

    Поэтому, естественно, первый вопрос об итогах конференции в Вашингтоне, а, также о Ваших впечатлениях от заседания Американо-Российского делового совета.

    – Сначала о впечатлениях. Их очень много и все они очень хорошие. Сразу хочу подчеркнуть исключительно доброжелательную атмосферу, царившую на этой встрече! Очень интересные участники: вице-премьер Российского Правительства Алексей Кудрин, помощник Президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, министр торговли США Дональд Эванс, заместитель министра финансов США Джон Тейлор и другие. Рассматривались важнейшие для России вопросы: факторы, влияющие на интеграцию России в мировую экономику, включая инвестиционный климат, вступление в ВТО, развитие электронной коммерции, свободный доступ к информации и ряд других. Поскольку приоритет был отдан правовому регулированию, я был приглашен в качестве не только участника, но и одного из основных докладчиков.

    Судя по всему, тематика конференции предполагала очень серьезный уровень не только представительства, но и концептуальных положений представляемых докладов и выступлений. Вы были одним из главных докладчиков, вели секцию. Значит, есть у нас что-то такое, что серьезно интересует американцев?

    – Безусловно, есть. Особенно в сферах законодательства и, я бы сказал, конструирования информационной сферы. Сегодня ускоренное экономическое развитие любой страны и экономическая международная интеграция тесно связаны с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), то есть с построением информационного общества, поэтому данный аспект был в центре внимания всех заседаний.

    Надо сказать, что Россия сделала несколько очень значимых государственных шагов для вхождения в глобальное информационное общество. Напомню, что еще в ноябре 1998 г. заместитель Председателя Правительства РФ В. Булгак и член Комиссии Европейских сообществ М. Бангеманн подписали Совместное заявление Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских сообществ о партнерстве и сотрудничестве в области формирования инфраструктуры и нормативной базы информационного общества, а также подготовки кадров.

    22 июля 2000 г. вместе с другими главами Большой восьмерки Президент Российской Федерации В. Путин подписал на саммите в Окинаве Хартию глобального информационного общества.

    А в 2001 году Правительство Российской Федерации одобрило Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002-2010 годы», основной целью которой является «повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей». То есть, перечислено все то, о чем шла речь у нас с Вами раньше («Информационное общество», 2000, № 4 – прим. ред.). В Программе в перечне задач, которые необходимо решить для ее реализации, на первом месте стоит формирование эффективной нормативно-правовой базы. Поэтому «Электронная Россия» является, по существу, совместным детищем исполнительной и законодательной власти.

    Понимая логику развития страны, важность ускорения повсеместного внедрения ИКТ в нашу жизнь, а также учитывая сложность и длительность создания и принятия законов, Правительство и Парламент работали над нормативно-правовой базой «Электронной России» с опережением. Необходимые законопроекты, на которые могла бы опереться реализация Программы, были созданы параллельно с ее разработкой и в настоящее время рассматриваются в Государственной Думе. Принятие этих законопроектов обеспечит возможность не только более интенсивного развития экономики России, но и активного ее участия в современном мировом экономическом процессе.

    Константин Владимирович, как Председатель комитета российского Парламента, отвечающего за информационную политику, Вы, безусловно, в курсе всех законодательных инициатив в сфере информационного права. Что сейчас происходит в этой области, какие законы готовятся, какие, может быть, уже готовы?

    – 6 июня 2001 года были приняты в 1-ом чтении сразу два законопроекта: «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронной торговле», что показывает законодательные приоритеты в области «новой» экономики и защищенного электронного документооборота. В настоящее время оба законопроекта готовятся ко 2-му чтению. Готовятся к 1-му чтению также очень актуальные законопроекты – «О предоставлении электронных финансовых услуг» и «Об использовании платежных карт в Российской Федерации».

    Готовится к рассмотрению в 1-ом чтении проект Федерального закона «Об электронном документе», необходимый для организации современного эффективного обмена информацией на всех уровнях.

    Насколько я понимаю, развитие обмена информацией в электронной форме требует повышенного внимания к вопросам безопасности каждого из участников информационного взаимодействия. Что в этом направлении предпринимается законодателями? Как депутаты планируют защитить интересы граждан?

    – Согласен, это очень важный аспект. Мы уделяем ему самое пристальное внимание. И главнейшим законодательным актом в этой области является готовящийся к первому чтению в Государственной Думе проект федерального закона «Об информации персонального характера». Не менее важно для успешного развития социально-экономической сферы обеспечить тесное информационное взаимодействие органов государственного управления и населения. То, что мы подразумеваем под выражением «электронное правительство». Кстати, в Программе «Электронная Россия» этому уделено большое внимание. В связи с этим большой интерес представляет законопроект «О праве на информацию в Российской Федерации», также подготавливаемый к 1-му чтению. Важным аспектом здесь является разработка стандартов обмена информацией на национальных языках субъектов Российской Федерации и введение этих стандартов на законодательном уровне. Эта проблема тоже требует разработки соответствующего законодательного акта.

    – Не секрет, что все вышесказанное предполагает использование не только совершенного законодательства, но и самого совершенного и современного технологического оборудования, в первую очередь, систем и средств связи. Что Вы можете сказать по этому поводу?

    – Бесспорно, решение всех упомянутых мною проблем требует совершенствования не только законодательства о связи, но и ее самой как технической составляющей информационной инфраструктуры России. Естественно, в силу специфики нашей деятельности – то есть законотворчества – мы рассматриваем техническое и технологическое развитие отрасли в неразрывной связи с развитием законодательства. В обозримом будущем мы в Государственной Думе ждем обновленный вариант Федерального закона «О связи», которому придаем большое значение и который, безусловно, считаем приоритетным. Здесь особенно важны нормы об оказании современных услуг связи, с учетом, конечно, в первую очередь, интересов населения.

    Надо отметить тот факт, что принятие перечисленных законов, концепции которых соответствуют признанным мировым правовым стандартам, выведет Россию на ведущие позиции в условиях новых международных информационных реалий.

    И последний вопрос. Сейчас много звучит высказываний о присоединении России к ВТО. О значимости этого шага недавно говорил Президент Российской Федерации В. Путин. Было ли этому вопросу уделено внимание на заседании Американо-Российского делового совета?


    – Да, этому вопросу в Америке было уделено внимание, я бы даже подчеркнул, много внимания. Результатом вступления России в ВТО станет то, что ее экспортеры и импортеры получат выход на мировое, во многом унифицированное правовое пространство, а также получат международную правовую защиту в других государствах. В связи с этим российскому экономическому и, в первую очередь, внешнеторговому законодательству предстоит ответить на многие вопросы соответствия мировой практике и правовым положениям ВТО. Это, прежде всего, касается Таможенного Кодекса России и Закона о таможенном тарифе налогового законодательства.

    Наше стремление интегрироваться в мировое экономическое пространство, которое невозможно осуществить без вхождения в глобальное информационное общество, постепенно реализуется, и на этом пути нас, безусловно, ждут скорые успехи.


    _______________________________________________

    Ветров Константин Владимирович - председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике


&copy Информационное общество, 2001, вып. 4, цветная вклейка.