Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы: основные положения нового закона
Unknown Author

Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы: основные положения нового закона





Правовое регулирование вопросов, связанных с информационными процессами и их влиянием на социальные отношения, характеризуется исключительно быстрым развитием. За последнее десятилетие в законодательных актах многих стран мира появились понятия «информация», «информационный ресурс», «информационная система». На очереди – законодательное регулирование использования интернета как наиболее эффективного и экономичного средства общения, неограниченного доступа к информационным ресурсам, а также вопросов функционирования информационных сетей в целом и ведения электронной торговли.

Указанная проблематика актуальна и для Москвы как административно-политического, научного, культурного, информационного центра страны. Информационные ресурсы города Москвы находятся в постоянном процессе создания, обновления, использования. Они являются не только существенным фактором социально-экономического развития столицы, но и имеют коммерческую ценность, порой значительную. В то же время правовое регулирования процессов их создания и использования должно отражать не только ведущую роль города как административного и информационного центра российского государства, но и вовлеченность информационного пространства Москвы в единое информационное пространство страны и формирующееся глобальное информационное общество.

Так как большинство действующих в Москве правовых норм по информации и информатизации сосредоточено в нормативных документах (постановлениях и распоряжениях) Правительства Москвы, наиболее важные вопросы в этой области (порядок создания и использования информационных ресурсов, принципы взаимодействия существующих в городе информационных систем и обеспечения их совместимости между собой, правовой статус участников информационных процессов, конкретизация правил деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг) требуют закрепления в одном или нескольких законах города Москвы.

Одним из таких основополагающих нормативных актов столичного законодательства в области информационного права стал принятый 24 октября 2001 г. Закон города Москвы «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». Тем самым московские власти сделали еще один серьезный шаг для законодательного закрепления прав собственности на городские информационные ресурсы.

Московская городская Дума не первой из региональных законодательных собраний обратилась к данной проблеме. В нескольких субъектах Российской Федерации уже действуют законодательные акты, регулирующие вопросы использования региональных информационных ресурсов. К сожалению, практически все подобные законы регионального уровня, как правило, лишь повторяют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Поскольку указанный Федеральный закон был принят в 1995 году (а разрабатывался еще раньше), в нем, например, отсутствует понятие «интернет», ставшее сегодня символом технической мысли и наиболее наглядным воплощением возможностей информационных технологий. К тому же ряд вопросов, связанных с использованием информационных ресурсов, решен в федеральном законодательстве без учета норм Гражданского кодекса Российской Федерации и иных современных законодательных актов в области гражданского права. В результате существенная часть норм Федерального закона 1995 года превратилась сегодня в «информационный шум», не применяясь на практике. Это стало реальным препятствием для законодательного закрепления прав заказчиков (создателей) информационных ресурсов. В частности, на бюджетные средства субъектов Российской Федерации (например, города Москвы) проводится многоканальная аэрофотосъемка территорий для составления подробных карт. В соответствии с действующим федеральным законодательством, не учитывающим реалии сегодняшнего дня, результаты подобных работ – карты, как правило, в электронном виде на магнитных носителях, – не могут являться государственными информационными ресурсами, поскольку не обладают реквизитами документированной информации, и, следовательно, используются произвольно, по усмотрению тех лиц, которые так или иначе получили к ним доступ. И вот результат – появились бизнесмены, бесконтрольно и вовсе не бескорыстно продающие всем желающим соответствующие компакт-диски и дискеты.

Чтобы избежать повторения подобных ситуаций, разработчикам закона требовалось решить несколько задач:
  • закрепить права города Москвы как субъекта Российской Федерации на информационные продукты, создаваемые на средства столичного бюджета;
  • разграничить предметы регулирования федерального и московского законодательства в отношении существующих на территории Москвы информационных ресурсов, не допуская «конфликта юрисдикций»;
  • уточнить порядок использования информационных ресурсов города Москвы;
  • определить общий порядок осуществления работ по информатизации города и их финансирования.

К работе над новым законом были привлечены ведущие ученые из московских научно-исследовательских организаций, руководители и сотрудники аппаратов органов власти, специалисты-практики из общественных объединений, а также юристы, специализирующиеся в области информационного права.

Авторы законопроекта начали с того, что дали определения наиболее важных понятий: «информационные ресурсы города Москвы», «информатизация», «оператор информационной системы».

В соответствии с новым законом, для включения той или иной информации в состав информационных ресурсов города требуются два условия: ее размещение (содержание) в конкретной информационной системе и отнесение к собственности города Москвы. Критериями для отнесения информационных ресурсов к собственности города являются: формирование их за счет средств городского бюджета или на основе документов, представляемых в обязательном порядке в органы власти и местного самоуправления; передача органам власти города в порядке информационного обмена; создание ресурсов государственными и иными организациями в результате исполнения ими функций, делегированных органами исполнительной власти города (например, базы данных Бюро технической инвентаризации); включение в состав городских информационных ресурсов по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Приведенный список является открытым, допуская в будущем законодательное расширение информационных ресурсов города Москвы в соответствии с изменившимися условиями.

Установлен также порядок формирования городских информационных ресурсов и общие принципы их использования. В частности, впервые в российском законодательстве информационные ресурсы отнесены к комплексным правовым объектам. Это означает, что их использование должно соответствовать правовому режиму собственно информации (содержательной части информации), составляющей информационный ресурс, а также программных и иных средств организации информации («интеллектуальной собственности») и материальных носителей информации.

Еще одно достоинство московского закона – он устанавливает правила информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам их компетенции на безвозмездной основе, гарантирует всем жителям мегаполиса бесплатный доступ к социально значимой информации и любой другой информации в рамках их конституционных прав и свобод.

Специальный раздел посвящен вопросам информатизации города Москвы. Определены компетенция органов власти города Москвы в области информатизации; порядок осуществления работ по информатизации города; порядок финансирования таких работ; основные требования к обеспечению информационной безопасности. Законодательно установлено, что соответствующие работы проводятся исключительно в соответствии с годовыми и перспективными планами (принимаемыми Правительством Москвы) и программами информатизации (утверждаемыми в установленном законодательством порядке).

В заключение следует отметить, что процессы информатизации, использования информационных технологий, создания информационной продукции и услуг идут в Москве, как уже говорилось выше, достаточно активно. Однако их дальнейшее развитие требует эффективно действующего правового обеспечения. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития города. Создатели нового закона сделали попытку установить нормы и правила в такой специфической сфере регулирования как информационные отношения, устранить фрагментарность действующей нормативной базы. Насколько успешно они справились с поставленными задачами, в ближайшие месяцы покажет практика его применения.

По материалам Общественного экспертного совета
Московской городской Думы
«Информация, информатизация, связь,
телекоммуникации и телевидение»




&copy Информационное общество, 2001, вып. 4, с. 33-34.