Опыт подготовки педагогических кадров для системы дистанционного обучения
Кривощеков В.А, Моисеева М.В., Насонова Ю.М.

Опыт подготовки педагогических кадров для системы дистанционного обучения


В.А. Кривощеков, М.В. Моисеева, Ю.М. Насонова




    Быстрое развитие дистанционных курсов на базе Интернет-технологий в российских университетах выявило проблему нехватки квалифицированных специалистов в области предоставления этого вида образовательных услуг. Подготовка будущих координаторов дистанционных курсов должна включать информацию об интерактивной сетевой образовательной среде, активных методах обучения (проектные методики, обучение в сотрудничестве и т.д.), развитие их коммуникативных способностей, которые заключались бы в способности преподавателя работать со студентами в сети в режиме распределенной группы. В период обучения слушатели определяют свои персональные способности и возможности, которые могут влиять на их работу в сети, и развивают собственные образовательные траектории для самообразования по окончании курса. Слушатели проходят через различные онлайновые психологические тесты и участвуют в серии онлайновых упражнений и ролевых игр. Доклад дает обзор основанного на Интернет-технологии учебного курса, показывает его методологические основы, структуру и первые результаты его проведения.

    Введение

    Сегодня общество ставит задачу обеспечения каждого человека свободным доступом к образованию в любой период его жизни в соответствии с его интересами, возможностями и необходимостью. Другой проблемой является подготовка человека к быстрому ориентированию во все возрастающих информационных потоках, к возможной смене профессии, к быстрой адаптации в современных условиях. Насущная необходимость организации массовой подготовки специалистов в сегодняшней России привела к бурному развитию дистанционной формы образования.

    Мы понимаем дистанционное образование как специфическую форму, которая используется, когда преподаватель и студент разделены большим расстоянием и взаимодействуют между собой при помощи новых информационных технологий, включающих широкий спектр современных средств коммуникации.

    Дистанционное образование сейчас очень популярно в России. В соответствии с последними данными, опубликованными в последних социологических обзорах, более чем 26% студентов российских университетов и колледжей готовы учиться через Интернет. 50% из них хотят получать дистанционные курсы ведущих московских университетов и 24% собираются посещать зарубежные виртуальные университеты. 30% семей в Москве и Санкт-Петербурге имеют дома персональные компьютеры, половина из них имеют выход в Интернет.

    Многие российские университеты недавно открыли центры и даже факультеты дистанционного образования. «Национальная программа развития дистанционного образования» действует с 1995 года. В соответствии с этой Программой университеты должны оснащаться современными компьютерными классами. Многие университеты организовали Центры свободного доступа в Интернет для студентов. Были разработаны также сотни различных учебных курсов, использующих Интернет-технологии. Но результаты развития дистанционного образования могли бы быть лучше, если бы не ряд проблем, среди которых можно перечислить следующие:

    • большинство дистанционных курсов практически повторяют традиционные заочные курсы с добавлением элементов самообразования (нет оперативного контакта между студентами и преподавателями, обязательны встречи «лицом к лицу» при проведении экзаменов и т.д.);
    • нет специалистов с достаточной квалификацией среди преподавателей, проводящих дистанционные курсы (например, координаторов, которые знали бы эффективные методы обучения через Интернет, знали бы основные правила разработки и менеджмента «электронных» курсов и т.д.);
    • очень трудно интегрировать существующую российскую систему дистанционного образования в международную систему из-за недостатка специалистов, которые могли бы профессионально это сделать.

    Существует очевидное противоречие между насущной необходимостью ускорения развития российской системы дистанционного образования и нехваткой специалистов для её развития. Сегодня нет образовательных учреждений, которые бы вели комплексную подготовку специалистов для дистанционного образования в таких важных областях как:
    • активные методы обучения (проектно ориентированные методики, обучение в сотрудничестве и т.п.);
    • психология общения через Интернет;
    • организация, менеджмент и оценка дистанционных курсов.

    Основная идея Курса

    Отвечая предъявляемым требованиям к преподавательскому составу, участвующему в процессе дистанционного обучения, в 2000 году группа ученых из Российской академии образования (Москва)и Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) разработали пилотный проект – основанный на Интернет-технологиях курс для координаторов дистанционного образования (http://courses.urc.ac.ru).

    Что такое «координатор дистанционного обучения»

    Слово «координатор» использовано здесь как общий термин, объясняющий роль «ключевой персоны» в процессе дистанционного обучения – специалиста, который не только ведет учебный процесс, но еще и:

    • организует и делает удобными для студентов учебные дискуссии;
    • поддерживает активность студентов во время выполнения групповых проектов, давая необходимые наставления и инструкции;
    • развивает индивидуальные профессиональные качества студентов как наставник;
    • определяет задания студентам и оценивает их;
    • стимулирует и контролирует учебную активность студентов;
    • нейтрализует возникающие конфликты и т.д.

    Быть координатором дистанционного обучения означает также:
    • быть компетентным в предметной области;
    • быть квалифицированным Интернет-пользователем;
    • быть искусным коммуникатором;
    • быть компетентным в психологических аспектах обучения через Интернет;
    • быть готовым к использованию активных методов обучения, ориентированных на использование Интернет.

    Цели и задачи Курса

    Основной целью Курса является повышение квалификации преподавательских кадров системы высшего и среднего образования, подготовка их для работы в качестве координаторов дистанционных курсов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • дать основные понятия и идеи, касающиеся области дистанционного образования;
    • дать навыки использования новых методов активного обучения;
    • развить навыки коммуникации;
    • определить индивидуальное умение и возможности при обучении, которые могут влиять на работу в качестве координатора дистанционных учебных курсов.

    Пилотная «команда» Курса


    Распределенная пилотная «команда» включала в себя слушателей, авторов, координатора, администратора и профессиональных психологов. Слушателями были добровольцы из различных образовательных учреждений: учителя средних школ, преподаватели университетов, методисты из региональных институтов повышения квалификации работников образования и координаторы образовательных телекоммуникационных проектов.

    Использованное оборудование


    Оборудование, которое слушатели использовали в процессе обучения, было обычным и включало в себя IBM-совместимый персональный компьютер с Windows 98 или NT c MS Office 2000 (MS Internet Explorer, Outlook Express, Word, FrontPage). Доступ к Интернет осуществлялся или из дома (dial-up доступ на скорости 28,8К с помощью модема), или из университетского Интернет-центра (прямой доступ через выделенный канал на скорости 64К). Доступ к учебным материалам осуществлялся как через Интернет, так и непосредственно с помощью загрузки на компьютер архивированных файлов с текстами, тестами и инструкциями.

    Структура и содержание Курса

    В течение трехмесячной подготовки с использованием Интернет слушатели вовлекаются в процесс активного так называемого E-обучения. Они обучаются по Web-учебнику, разработанному специально для этого Курса. Этот учебник обогащен коллекцией ссылок на другие расположенные в Интернет образовательные ресурсы и онлайновые издания. Содержание материалов Курса находится в прямой зависимости от стоящих перед Курсом задач. Поэтому Модули электронного учебника имеют следующие названия:

    • Введение в систему дистанционного образования.
    • Интернет-технологии и образовательная среда, используемые в дистанционном обучении.
    • Коммуникации через Интернет: основные законы и проблемы.
    • Новые методы обучения и технологии дистанционного образования.
    • Психологические аспекты работы со студентами в Интернет-среде.
    • Мониторинг и системы контроля дистанционных курсов.

    Процесс обучения

    Обучение проводилось по программе в течение 3 месяцев, включающих серию четко обрисовывающих цели и задачи каждого модуля контрольных заданий и постоянно действующую обратную связь.

    Слушатели имели возможность использовать различные средства обучения, среди которых можно выделить следующие:

    • твердую (бумажную) копию учебного пособия «Основы работы в Интернет» с информацией об основных сервисных службах Интернет, типовом программном обеспечении для обучения на Курсе, различные примеры образовательных ресурсов в Интернет;
    • электронный учебник с доступом через web-интерфейс;
    • совокупность контрольных заданий с детальным описанием задач, ссылками на информационные источники, инструкциями с примерами по оформлению отчетов о выполнении задания;
    • дополнительные материалы по исследованию своих индивидуальных особенностей (интерактивные тесты, вопросники и т.д.);
    • коллекцию ссылок на образовательные ресурсы в Интернет;
    • библиографию по традиционным информационным источникам – монографии, статьи и т.п.

    Курс имеет модульную структуру. Каждый модуль состоит из нескольких «шагов», которые ведут слушателя через:
    • постановку учебных задач;
    • прочтение и осознание;
    • экспериментирование, тестирование, самооценку и оценку коллег по курсу;
    • выполнение индивидуальных и/или групповых заданий;
    • рефлексию, дискуссии и получение обратной связи;
    • обозначение новых учебных задач и проблем.

    Во время обучения слушатели вовлекаются в целый ряд мероприятий по взаимодействию с координатором и коллегами по учебной виртуальной группе. Большинство заданий для слушателей базируется на активных методах обучения: Интернет-проекты, обучение в сотрудничестве, методы научных исследований и т.д., которые обеспечивают мотивацию слушателей к работе в сотрудничестве друг с другом внутри группы, создание перманентных параллельных связей внутри группы и «пошаговое» знакомство со всеми членами учебной группы, также как и с координатором. Они учатся глобально мыслить, спорить и находить компромиссы во время дискуссий. У них развивается критическое мышление и способности вырабатывать решения в каждодневных ситуациях, касающихся дистанционного обучения. Этот процесс может быть довольно сложным для многих слушателей, которые имеют трудности в установлении общения (коммуникации) с другими людьми в Сети. Но серия специально разработанных интерактивных ролевых игр и индивидуальные советы координатора помогают им решить эти проблемы и развить необходимые коммуникационные навыки.

    Все взаимодействия среди членов учебной группы были организованы с помощью:

    • электронной почты;
    • списков рассылки (один для слушателей и координатора, другой - для координатора и сопровождающих Курс специалистов);
    • чата («Класс» для плановых дискуссий с обязательным протоколированием и «Перемена» для неформального общения)

    Различные задания, которые слушатели выполняли во время обучения, требовали использования различных форм обучения:
    • индивидуальной;
    • в парах;
    • в мини-группах (3-4 человека);
    • в группах (10-12 человек);
    • во всей группе.

    Большие группы были эффективны при проведении психологических интерактивных ролевых игр и чат-сессий. Малые группы были эффективны при выполнении проектов, решении различного рода проблем и рефлексии. Работа в парах давала наилучший результат при оценке индивидуальных особенностей коллег, так же как и рефлексий и дискуссий по результатам тестирования внутри «параллельных» (т.е. на уровне коллег по группе) коммуникаций.

    Одной из задач курса было знакомство слушателей с эффективными инструментами по самооценке, которые могли бы быть использованы при построении персональных самообразовательных траекторий будущих координаторов дистанционных курсов.




    Психологическая поддержка и мониторинг


    Характеристики учебной среды на основе Интернет

    При разработке основной концепции этого Курса особый акцент был сделан на решении проблемы адаптации «взрослых» к новой образовательной среде, созданной на основе Интернет. Основными причинами этого (в сравнении с традиционным «очным» учебным опытом) являются следующие:

    • доминирование нового сенсорного канала (визуального);
    • «взрослые» слушатели, работающие вместе в рамках дистанционного курса, имеют различные особенности, опыт, предпочтения в обучении;
    • некоторые слушатели страдают от информационных стрессов и расстройств в течение первой учебной недели в Сети;
    • Интернет требует новых правил коммуникации – демократический «сетевой этикет»;
    • не все «взрослые» без проблем образуют новые контакты и сотрудничают с незнакомыми им людьми (даже коллегами) в Сети;
    • не все слушатели имеют высокую мотивацию к обучению;
    • не все слушатели хорошо организованы и могут осуществлять самооценку.

    Все эти вопросы являются очень важными при исследованиях не только в области образования, но также и в психологии. Профессиональные психологи могли бы сделать серьёзный вклад при создании некоторых дистанционных курсов, помогая методистам избежать ситуации с «изобретением велосипеда». Психологи могли бы поделиться своими методиками оценки индивидуальных особенностей слушателей, методиками оценки процессов групповой динамики, которые очень важны, собственно, для оценки дистанционного обучения, соответствующего выбора форм и методов обучения. Практическая психология в России и других странах в течение многих лет имела интересы в области бизнес-образования, развитии стратегий и методов в различных областях деятельности, включая коммуникацию, сотрудничество, групповую работу и т.п. В Курсе заложен подход, основывающийся на объединении усилий профессиональных психологов и методистов, разрабатывающих и следящих за эффективной работой дистанционных курсов.

    Процесс обучения группы слушателей сопровождался группой психологов, которые проводили индивидуальные консультации, следили за психологическим климатом в группе. Работая совместно с координатором, психологи помогали слушателям в разработке их собственных самообразовательных программ (так называемых «образовательных траекторий»), которые будут очень полезными по окончании Курса.

    Задачи психологической поддержки

    Остановимся на основных целях и задачах «психологической поддержки» учебного процесса в рамках Курса:

    Цели:

    • создание дружественной психологической атмосферы среди слушателей Курса;
    • поддержка слушателей в процессе создания своих индивидуальных образовательных траекторий.

    Задачи:
    • оценка учебной среды Курса;
    • изучение индивидуальных особенностей слушателей;
    • помощь в адаптации к новой интерактивной среде;
    • популяризация имеющих отношение к Курсу психологических знаний (как практических, так и теоретических).

    Группа психологов сопровождала Курс на всех его этапах, проводя:
    • аналитическую работу и мониторинг групповой динамики;
    • инструкторскую поддержку (советы по дизайну web-сайта, структуре содержания Курса, разработке систем обратной связи и т.д.);
    • консультации (индивидуальные и групповые для слушателей Курса, для координатора, для разработчиков учебных материалов);
    • методологическую поддержку (участвуя в разработке интерактивных тестов для самооценки и оценки личностных качеств коллег и т.д.).

    Развитие образовательных виртуальных сообществ

    Хотя слушателями Курса были представители различных образовательных слоёв, составленная из них учебная группа имела все основные атрибуты “network community” – сетевого сообщества (Whittaker, Issacs & O’Day, 1997):

    • разделение по целям, интересам, потребностям и действиям;
    • активное участие в выполнении заданий, проведении чатов и т.п.;
    • способы доступа к учебным информационным ресурсам;
    • социальная практика, язык и сетевой этикет;
    • поддержка, сопровождение и взаимопомощь слушателей.

    В то же время (и это парадокс профессии!) преподаватели обычно страдают от индивидуальной обособленности, они часто теряют уверенность при установлении контактов с коллегами, занимают пассивную позицию в групповом общении, стараются остаться «в тени» вместо того, чтобы стараться быть активным членом «команды» (J.Preece, 2000.).

    Принимая во внимание эти специфические характеристики слушателей и особенности данного Курса, большое внимание было уделено развитию системы адаптации слушателей к новой коммуникационной среде, которая включала в себя:

    • теоретический материал для слушателей по объяснению основных правил функционирования Интернет-среды;
    • интерактивные упражнения по созданию доверительных отношений и сотрудничеству среди членов группы;
    • психологические ролевые игры и интерактивные тесты по самооценке;
    • проектно-ориентированные задания.

    Особое внимание было уделено также созданию дружеской психологической среды общения. Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
    • создать сообщество слушателей;
    • помочь слушателям познакомиться друг с другом;
    • развить навыки сотрудничества;
    • создать атмосферу доверия;
    • организовать поддержку развивающимся взаимодействиям среди всех членов группы.

    Начальная образовательная основа и опыт слушателей имели разные уровни. Поэтому была разработана двухуровневая схема интерактивных упражнений:

    Первый уровень – для определения текущего статуса (уровня) слушателя. Здесь упражнения комбинировались с различными тестами по самооценке и оценке коллег наряду с групповыми и индивидуальными экспериментами, включавшими рефлексию и групповое обсуждение результатов тестирования.

    Второй уровень включал упражнения, имеющие основной целью интеграцию слушателя в новые условия работы с возможностью использования полученных знаний в сотрудничестве с реальными людьми через Интернет.

    По завершении курса слушатели выразили желание сохранить контакты с коллегами. По их просьбе был организован специальный список рассылки для окончивших курс, в котором на данный момент работают два выпуска. Они обмениваются ссылками, ведут дискуссии и являются настоящим виртуальным сообществом.

    Заключение

    Русскоязычная версия Курса начала разрабатываться с марта 2000 года, и две группы слушателей (по 16 человек в каждой) из Москвы, Уфы, Великого Новгорода, Челябинска, Иркутска и других городов России участвовали в эксперименте. Основными достижениями пилотной стадии проекта можно назвать следующие:

    • адаптацию новых педагогических технологий и активных методов обучения к сетевым (онлайновым) дистанционным курсам;
    • эффективную комбинацию индивидуальных и групповых методов обучения;
    • оперативные контакты и обратную связь между слушателями (внутри учебных групп) и координаторами через Интернет;
    • разработку системы интерактивных упражнений и тестов для педагогической и психологической самооценки и развития необходимых навыков коммуникации и сотрудничества внутри Интернет-среды; разработку «Концепции психологической поддержки дистанционного обучения».



    Кривощеков Виктор Анатольевич - директор образовательных программ Института развития информационного общества, кандидат физико-математических наук

    Моисеева Марина Владимировна - Институт общего и среднего образования РАО, кандидат педагогических наук

    Насонова Юлия Михайловна - Южно-Уральский государственный университет, кандидат медагогических наук


&copy Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 27-31.