Информационное общество и развитие России
Ершова Т.В.

Информационное общество и развитие России


Т.В. Ершова




    В июле 2000 года на саммите Большой Восьмерки была подписана Окинавская хартия по глобальному информационному обществу. Среди подписавших этот документ высших руководителей государств был Президент России.

    Лидеры Большой Восьмерки договорились об учреждении международного экспертного совета DOT Force. В качестве главной задачи этого экспертного совета обозначена интеграция усилий различных государств по преодолению информационного неравенства, или «цифрового разрыва». Решение этой задачи включает организацию активных дискуссий и консультаций с развивающимися странами и странами с переходной экономикой по вопросам развития международного сотрудничества в целях улучшения законодательной, нормативной и информационно-коммуникационной инфраструктуры; развития навыков жизни в информационном обществе; содействия активному участию стран в глобальной экономике, основанной на знаниях.

    Так называемая «электронная (или цифровая) революция» была порождена бурным развитием вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но в настоящее время все больше становится причиной радикальных перемен в социально-экономической сфере. Появление глобальных информационных сетей вроде Интернета существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы, традиционно разделявшие информационную экономику на различные сектора.

    В более богатых странах происходит развитие так называемой «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда и инновативности, усилением роли информации и знания для улучшения качества жизни. Но это имеет отношение лишь к небольшой части населения Земли. В то время как интеллектуальная элита и аналитики рассуждают о будущем глобальном информационном обществе, треть населения планеты никогда не пользовалась телефоном. В то время как эксперты поражаются масштабам капитализации рынка компаний, работающих в области ИКТ, а акции компаний мобильной связи перепродаются за баснословные суммы, многие населенные пункты, регионы и порой целые страны не имеют ресурсов для удовлетворения элементарных потребностей своих граждан в образовании и здравоохранении.

    Информационное неравенство можно определить как неравные возможности с точки зрения доступа, использования и производства информации и знания, а также использования ИКТ для развития. Этот вид неравенства отражает сочетание общих социально-экономических проблем и конкретных проблем недостаточного развития инфраструктуры, относительно высокой стоимости доступа к ней, слабого развития национального и местного информационного наполнения (т.н. контента), неспособности основной массы людей извлекать преимущества из информационно-интенсивной деятельности.

    Притом, что наиболее динамично развивающими секторами мировой экономики являются как раз информационно-интенсивные сектора, факты говорят о том, что в последние несколько лет, по мере ускорения темпов информационной революции, «цифровой разрыв» между странами и внутри стран не уменьшился, а увеличился. Для мировой экономики, равно как и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в числе которых пока остается Россия, этот феномен чреват, по крайней мере, тремя опасностями:
    • эти страны (а внутри стран наименее обеспеченные слои населения), по мере сокращения возможности доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния, оттесняются на обочину;
    • ввиду того, что опыт и инструменты увеличения эффективности производства за счет использования ИКТ практически не переносятся в эти страны, там не используются значительные возможности для развития;
    • в связи с тем, что большая часть общества в этих странах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там развивается негативное отношение ко всему, что с нею связано.

    Чтобы предотвратить эти опасности, руководители стран и донорские организации должны преодолевать синдром «либо/либо», – т.е. по мере увеличения «цифрового разрыва» решительно уходить от дебатов на тему «либо больницы и школы, либо компьютеры, телефоны и Интернет». Настало время, когда эти задачи должны решаться в едином контексте, т.к. сегодня информация и знание становятся предпосылкой для преодоления бедности и улучшения качества жизни.

    По большому счету, можно сказать, что в России имеется основа для развития современной экономики, основанной на знаниях. В стране уже реализован целый ряд программ и инициатив по усовершенствованию информационно-коммуникационной инфраструктуры, появилось несколько новых программ, направленных на развитие России через использование ИКТ во всех сферах деятельности. Однако есть серьезная проблема разобщенности, нескоординированности этих программ, равно как и независимых инициатив, направленных на преодоление информационного неравенства.

    Существует насущная потребность в создании нейтральной платформы для взаимодействия всех сил общества в целях развития.

    На глобальном уровне такой платформой претендует стать инициированная в 1999 году программа Всемирного банка «Портал развития», призванная способствовать диалогу и обмену опытом по вопросам комплексного развития стран в условиях информационного века, поиску эффективных решений конкретных проблем в различных странах, привлечению инвестиций и донорской помощи.

    Важную роль в глобальном «Портале развития» будут играть соответствующие национальные программы. Ожидается, что в 2003 году в эту инициативу Всемирного банка будет вовлечено более 50 стран. Сегодня это уже 21 страна, включая Россию. Участие в этой программе открывает для нашей страны новые перспективы для разворачивания собственной широкомасштабной программы преодоления информационного неравенства и развития через использование ИКТ на основе международного опыта.

    Российский портал развития призван стать:

    • платформой для сотрудничества и партнерства между различными участниками процесса развития – государством, бизнесом, гражданским обществом, научным сообществом, международными донорскими организациями;
    • катализатором развития «новой» экономики», средством реализации концепций «электронного правительства», «электронного бизнеса», «электронных сообществ» и других перспективных концепций;
    • общедоступным хранилищем знания о развитии;
    • инструментом формирования положительного образа России для международного сообщества, укрепления доверия к ней;
    • форумом для ведения национального диалога по вопросам развития;
    • площадкой для самоорганизации сообществ;
    • инкубатором технологий, направленных на развитие, в первую очередь Интернет-технологий.

    Стратегия Российского портала развития базируется на стратегии глобального Портала развития, но учитывает особенности российского общества и российской экономики. Большое значение придается реальному общению людей, вовлечению разных регионов, людей разных культур, разных уровней образования, разных степеней технической подготовленности.

    Финансирование Российского портала развития на первой стадии осуществляется за счет средств программы инфоДев Всемирного банка. Основными источниками дальнейшего финансирования программы станут гранты и кредиты фондов, международных организаций и финансовых институтов (в том числе Всемирного банка), поддержка партнеров, отчисления от коммерческой деятельности.

    В настоящее время в деятельности по разработке программы Российского портала развития участвует уже около 40 организаций, представляющих государство, бизнес, гражданское общество, международные донорские организации. С самого начала, т.е. с октября 2000 года, в реализации Российского портала развития участвуют 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Ярославская область. Интерес и готовность сотрудничать проявил Приволжский федеральный округ.

    Помочь России создать условия для достойной жизни граждан в условиях информационного века может не только международное сотрудничество, но, в первую очередь, сотрудничество всех сил общества внутри самой страны. Именно эта логика легла в основу идеологии Российского портала развития, стремящегося стать ключевой национальной инициативой по преодолению информационного неравенства.

    Важной составляющей деятельности в рамках РПР должны стать регулярные консультации с экспертами и пользователями. В настоящее время на сайте РПР по адресу www.russia-gateway.ru открылся форум «Развитие России в информационном веке», принять участие в котором приглашаются как специалисты, так и все желающие.



    Ершова Татьяна Викторовна - генеральный директор Института развития информационного общества. руководитель проекта "Российский портал развития"


&copy Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 42-44.