Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации
Засурский Я.Н.

Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации


Я.Н. Засурский




Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, следует еще раз подчеркнуть, что проблема информационного общества становится сейчас в повестку дня как одна из важнейших. Любой лидер, действующий в современной стране, считает своим долгом говорить, прежде всего, о развитии информационных технологий и информационного общества. Европейский Союз, который имеет специальной комиссариат по вопросам информационного общества, разработал концепцию новой экономической революции, в которой утверждается, что Европа может развиваться только в условиях нового электронного экономического пространства.

При этом для России интернет как важнейшая часть, как основа развития информационного общества, является ключевым элементом будущих прорывов в современную элиту государств. Сейчас границы легко пересекаются глобальными телесетями; одновременно возникают возможности для создания различных виртуальных объединений. Все это создает новую реальность, которую считают виртуальной, но которая оказывает серьезнейшее влияние на реальную экономику и реальную информационную сферу.

В мире происходят три важных процесса в обмене информацией. С одной стороны – это глобализм, или глобализация, то есть быстрый обмен информацией со всем миром. С другой стороны, благодаря тому же интернету, возможно развитие малых местных структур: современные информационно-коммуникационные сети дают возможность малым группам, в том числе и этническим, присутствовать в виртуальном пространстве, объединяя своих представителей вне зависимости от государственных границ и географических расстояний. При этом современные глобальные сети не только объединяют, но одновременно дают возможность для приватности и создания малых сетей и малых групп. И, наконец, третья особенность современного развития – это технологизм, особая роль новых технологий в развитии общества. Это отражается, скажем, сейчас в конкуренции Европы и Соединенных Штатов Америки в сфере того же интернета: американцы развивают преимущественно интернет, связанный с использованием традиционных проводных систем, хотя применяются и беспроволочные технологии, европейский интернет в основном пытается опираться на беспроволочные технологии.

Что же касается российского сегмента интернета, то он, прежде всего, является связующим звеном нашей страны с мировым информационным и экономическим пространством. В этой сфере связи особенно необходимы, поскольку сегодня развивать экономику, информационную инфраструктуру вне глобальных систем практически невозможно. Это не всегда осознается, но есть много примеров, показывающих, насколько российский интернет важен для того, чтобы наша страна присутствовала в глобальном экономическом и информа-ционном пространстве. Можно привести много примеров. Если говорить об информационном пространстве, у нас нет ни одной глобальной газеты. Они существуют только в Англии и в Соединенных Штатах Америки. Это четыре газеты: английская «Файненшл таймс» и три американских – «Уолл-стрит джорнэл», «Ю.С. тудей» и «Файненшл гералд трибюн». Они издаются во всем мире и имеют глобальную сеть распространения благодаря возможностям интернета, новых технологий, а также тому, что английский язык широко известен. В России же роль такого глобального средства информации выполняет Сеть.

Глобальные сети выполняют важнейшую функцию, включая Россию в международное информационное пространство. Это очень важно для нас, поскольку и о нас больше знают, и мы больше знаем. Кроме того, в информационной сфере интернет играет роль гаранта свободы слова. Сейчас в большинстве регионов, в российских областях, краях и республиках действуют местные интернет-агентства. Скажем, в Белгороде действует такое агентство, у него всего тысяча подписчиков. Когда что-то случается с традиционным доступом к региональной информации, они говорят, что у них обрывают все телефоны, а газеты, телевидение и радио Белгорода и Белгородской области оказываются в затруднительном положении. Интернет и связанные с ним информационные структуры сегодня, по существу, создают и развивают то информационное пространство, которое разрушено из-за того, что у нас нет общероссийских газет, из-за того, что не всегда доступно телевидение, не всегда оно высокого качества, а сегодня не всегда доступно и радио. И это невзирая на то, что интернет доступен относительно небольшому числу людей, так как только около двух процентов россиян могут пользоваться его ресурсами. Но, тем не менее, интернет осуществляет связь между глобальным пространством и пространством российским, между общероссийским информационным пространством и местными информационными структурами. В этом смысле сегодня интернет в российском информационном пространстве играет жизненно важную роль, он является не какой-то частной структурой, а одной из формообразующих структур нашего информационного пространства в плане доступа к информации, к новостям, знаниям, различного рода документам. Это очень важный и серьезный аспект.

Информационное общество предполагает использование информационного пространства для развития экономики и культуры. От этого, на наш взгляд, зависит будущее России, возможность сохранения величия нашего государства.

Однако информационное общество требует высокой культуры и доступа к новым высоким технологиям. Наша страна многое потеряла за последние десять лет, но российский сектор интернета – это одно из тех немногих достижений, может быть, важнейших и ключевых, которыми Россия может гордиться. Интернет – это новое пространство, прежде всего, информационное, это новое средство информации, с одной стороны, – индивидуальной, с другой – массовой. Многие ведущие газеты, журналы, телепрограммы присутствуют в интернете.

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, следует обратить внимание на три основных аспекта.

Первый – возможности средств массовой информации на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и интернета.

Второй – традиционные средства массовой информации в условиях «интернетизации».

Третий – новые масс-медиа или новые средства массовой информации.

Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения. Наши студенты, которые выходят в интернет, благодаря этому имеют знакомых во всем мире. И даже абитуриенты, только поступающие на факультет, когда их спрашивают, с кем они беседовали, на каких континентах имеют корреспондентов, тут же называют десятки стран. Такая глобализация, конечно, существенным образом сказалась на развитии средств массовой информации, хотя сегодня еще нельзя сказать, как в конечном итоге преобразуются СМИ России и других стран. Очевидно одно: мир информации и коммуникации находится в движении и преобразовании.

Второй момент, также общеизвестный, это оцифровка или дигитализация, то есть перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение. Тем самым новая информационная среда начинает оказывать возрастающее влияние даже на сферу языка, в котором наряду с линейной выстраивается гипертекстуальная структура.

Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интернет для своего распространения как в с регионе, так и в мире. И провинциальная газета с незначительным тиражом может стать глобальной газетой.

Обычно, когда мы говорим о развитии современных глобальных изданий, мы ссылаемся на четыре газеты, издающихся на английском языке. Мы их уже называли выше: World Street Journal, USA Today, International Hear, Tribune and Financial Times. Но на самом деле любая газета, представленная в интернете, становится глобальной, даже очень небольшая. Во Владимире издается газета «Молва». Ее тираж 8000 экземпляров, но она представлена в интернете. Количество посещений – 80 тысяч из 35 стран. Таким образом, владимирская газета фактически стала глобальной. Ее аудитория не ограничена городом Владимиром, жители Владимира и области, находящиеся за пределами даже России, могут в любое время читать свою газету. Это очень важный момент, он позволяет создавать новые читательские структуры, новую аудиторию, которая не ограничивается тем местом, где издается та или иная газета, а включает в себя людей из разных регионов. В этом смысле открываются новые возможности для развития глобальных газет на различных языках, даже не очень широко известных в мире. И, соответственно, русская диаспора в мире может сегодня получать информацию, причем очень обширную, из провинциальных газет и журналов, которые, как говорят, «выложены»в интернете.

Тем не менее в условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий, безусловно, произойдут существенные перемены в традиционных СМИ – в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, вероятно, в содержании.

Кажется, что наиболее спокойно чувствует себя радио. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и к нему звуковую плату. «Радио России» уже сегодня ведет свое вещание в значительной степени на базе интернета, который используется как средство доставки сигнала в различные страны к радиостанциям для вещания через них, но одновременно этот сигнал может быть принят и индивидуальными пользователями интернета. Кстати, таким образом слушают «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» во многих странах. Сегодня российские радиостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое пользователями интернета на просмотр телевизионных программ, сократилось. Видимо, произойдет серьезное изменение в структуре телевидения. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, интернет открывает отдельный доступ. В связи с этим, на мой взгляд, больше будет телевидения специализированного, рассчитанного на интересы отдельных сегментов аудитории. Весьма устойчивые перспективы у новостных программ.

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные передачи, как правило, размещаются в интернете в двух формах – аудиовизуальной и текстовой. Текст становится общим знаменателем для всех СМИ в интернете. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. Некоторые газеты, как, например, «Gazeta.ru», имеют специальную версию для распечатки. Все пользуются текстом, который приобретает самостоятельность и даже независимость. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, поскольку публикуемая там информация, как правило, отработана высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения.

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ – электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что это газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена.

Конечно, интересной особенностью электронных газет является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты оказывается более осмысленным, более содержательным и, может быть, более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то я бы отметил их очень большую оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов. В качестве примера можно снова назвать издание по имени «Gazeta.ru».

Серьезное место в интернете занимают информационные агентства. Недавно создано интересное государственное агентство под названием «Страна.ру». Это информационное агентство дает не только текстовую информацию, но и видеоинформацию, в том числе хранит наиболее интересные телевизионные передачи. Таким образом, это новое электронное информационное агентство позволяет пользователю получать в свое распоряжение все виды информации: аудиовизуальную и текстовую. Это тоже большое достоинство новых СМИ.

Новые электронные средства массовой информации сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома. Но они уступают печатной прессе в длительности своего существования. Если вы купили газету, то можете читать ее в течение дня и даже недели, а в интернете вы должны наблюдать газету только в тот момент, когда вы смотрите на экран вашего компьютера.

В целом я вижу будущее СМИ в ХХI веке и, наверное, еще в большей степени, – в следующем тысячелетии, прежде всего, в развитии новых технологий, новых путей доступа к информации. Думается, что появление новых средств массовой информации не только не будет препятствовать традиционным СМИ, но, в известной степени, поможет укреплению их позиций. Во всяком случае, не прав оказался известный канадский социолог Херберт Мак-Люэн, утверждавший, что пришел конец эре Гуттенберга, что люди со временем перестанут читать. Интернет вернул людей к чтению, к книге и газете.



Засурский Ясен Николаевич - декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор



&copy Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 24-27.