Рекомендации конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века"
Unknown Author

Рекомендации конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века"




    Конференция отмечает:

    1. Построение глобального информационного общества – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов. Разделяя концептуальные положения и принципы Окинавской хартии, Россия намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества.

    2. Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Фактически речь идет о формировании новой социально-экономической идеологии и процедур управления процессов развития общества на средне- и долгосрочную перспективу. В экономике информационного общества доминируют технологические уклады, базирующиеся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению принципиально новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.). В этом обществе постоянно растет роль профессионального и общекультурного развития, квалификации, профессионализма и способности к творчеству как важнейших характеристик человека. Наконец, в информационном обществе развивается достаточно эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

    3. Для России XXI века продвижение к информационному обществу становится важным геополитическим фактором и должно стать основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и обеспечить существенное повышение качества жизни населения. Только в этом случае Россия сможет интегрироваться в мировое экономическое пространство как сильный и равноправный партнер, в полной мере использующий конкурентные преимущества «новой» экономики, опирающейся на информацию и знание.

    4. Путь России в информационное общество в сегодняшних социально-экономических условиях должен ориентироваться на российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

    5. Создание информационного общества в России будет означать:
    • достижение нового социального единства, преодоление информационного неравенства в обществе;
    • существенное возрастание доли отраслей информационного производства, ИКТ и объема информационных и коммуникационных услуг в ВВП, в том числе за счет предприятий среднего и малого бизнеса;
    • создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг, увеличение объемов производства и продажи информационных продуктов, развитие системы электронной торговли, повышение конкурентоспособности информационных продуктов и услуг отечественного производства и их выход на мировой информационный рынок;
    • повышение эффективности деятельности органов государственной власти на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения, институтов гражданского общества и органов государственной власти;
    • обеспечение любому гражданину России новых стандартов жизни, предоставление новых удобств и услуг;
    • облегчение и расширение доступа граждан и организаций к отечественным и мировым информационным ресурсам, повышение эффективности систем дошкольного, школьного, высшего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения за счет предоставления широкого спектра информационных и коммуникационных услуг, развития массовой домашней компьютеризации.
    • повышение занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

    6. Продвижение нашей страны к информационному обществу предполагает эффективную защиту национальных интересов в информационной сфере, реализацию основных положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Должны быть решены задачи обеспечения информационной безопасности объектов информационной сферы, прежде всего, национальных информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, систем и средств телекоммуникации и связи в жизненно важных областях функционирования общества и государства. Должна быть создана эффективная координация деятельности различных организаций и ведомств в области обеспечения информационной безопасности.

    7. Продвижение страны к информационному обществу обусловлено необходимостью усиления государственного воздействия на процессы информатизации. В создании информационного общества государство играет роль дирижера за счет:
    • координации деятельности различных участников этого процесса;
    • сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих единые «правила игры» для всех участников этого процесса;
    • создания адекватной новым условиям законодательной и нормативно-правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;
    • привлечения к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности отечественным предпринимательским структурам, прежде всего, малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;
    • активной поддержки отечественного производителя информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, комплексной поддержки отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание этих технологий;
    • обеспечения активного участия России на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации;
    • широкого привлечения региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу и адаптации лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития.

    Интересы бизнеса, отечественных и иностранных компаний, работающих в России в области информационных и коммуникационных технологий, не могут быть сопряжены с общественными, если государство устраняется от своей изначальной роли посредника, арбитра и конечной инстанции, устанавливающей правила игры для всех участников процесса информатизации как процесса движения страны к информационному обществу.

    Конференция рекомендует федеральным органам власти:

    1. Признать высоким государственным приоритетом разработку и реализацию национальной Стратегии и Программы перехода России к информационному обществу, направленных на обеспечение долгосрочного социально-экономического развития страны, основанного на широком практическом использовании информационно-коммуникационных технологий, а также инноваций и знания как основных возобновляемых ресурсов России.

    2. Рассматривать Стратегию и Программу перехода России к информационному обществу как системообразующие элементы, обеспечивающие координацию разрабатываемых и реализуемых федеральных целевых программ, таких как «Электронная Россия» (Минэкономразвития России), «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» (Минсвязи России), «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.» (Минобразования России), «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годы» (Минэкономразвития России, Минсвязи России), межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (Минпромнауки России, РФФИ, Минобразования России, РАН), другие инициативы и программные мероприятия, такие как мегапроекты «Российский портал развития» (при поддержке Всемирного Банка), «Развитие образования в России» (Институт «Открытое Общество») и др.

    3. При формировании Стратегии и Программы перехода России к информационному обществу выделить следующие направления:
    • развитие «новой» экономики, основанной на увеличении доли интеллектуальной составляющей в производстве товаров и услуг, на применении инноваций и знания для интенсивного повышения производительности труда и снижения энерго- и ресурсозатратности, эффективном использовании сетевых механизмов организации экономической деятельности;
    • совершенствование и развитие законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процесса перехода России к информационному обществу;
    • развитие и модернизация существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры;
    • широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании на всех уровнях, включая последующие формы подготовки и переподготовки специалистов;
    • совершенствование и развитие методов информационного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и населения, базирующихся на широком использовании информационно-коммуникационных технологий;
    • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, прежде всего в социально значимых отраслях;
    • подготовка населения России к жизни и работе в информационном обществе, в том числе разработка и проведение демонстрационно-просветительских кампаний по использованию информационно-коммуникационных технологий;
    • выработка государственной политики международного сотрудничества в процессе формирования глобального информационного общества и другие.

    4. Обеспечивать коррекцию Стратегии и Программы перехода России к информационному обществу на основе постоянную мониторинга системы показателей использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, государственном управлении, социальной сфере.

    5. Обеспечивать консолидацию усилий и ресурсов общества и государства на создание социальных мотиваций формирования информационного общества и его экономической основы.

    6. Вынести на широкое обсуждение в обществе основных концептуальных положений Стратегии и Программы перехода России к информационному обществу, поскольку только на основе достижения взаимопонимания и взаимодействия государства, бизнеса, институтов гражданского общества и международных донорских организаций можно рассчитывать на успешное достижение поставленных целей.

    7. Организовать широкую кампанию в печатных и электронных СМИ по поддержке усилий, предпринимаемых государством и обществом по обеспечению перехода России к информационному обществу и международному сотрудничеству в этой области.

    8. Поддержать идею проведения ежегодного общероссийского форума, посвященного всестороннему обсуждению путей перехода России к информационному обществу и хода реализации соответствующих международных (с российским участием), федеральных и региональных программ и инициатив.


&copy Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 48-50.