Интернет как объект социологического исследования (к вопросу о развитии социологической сети в интернете, Web-сети)
Лупанов В.Н.

Интернет как объект социологического исследования (к вопросу о развитии социологической сети в интернете, Web-сети)


В.Н. Лупанов




    Методологические основы исследования. Социология Интернета – относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в российском обществе, а предметом изучения - аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией.

    С момента появления Интернета на российских просторах различные ученые, в том числе и социологи, изучают Интернет как особую, специфическую реальность. В настоящее время уже опубликованы первые работы, в основном статьи, которые посвящены данной теме [1, 2, 3].

    Так, например, в статье Бориса Докторова: “Социология на российском Интернете: в начале долгого пути” [4], речь идет о том, как шел процесс становления социологической сети в Интернете, какие направления и центры возникли на просторах Рунета.

    Говоря об Интернете как объекте социологического исследования, мы рассматриваем информационную среду как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. В то же время, как и многие другие науки, социология пытается выделить свой предмет в изучении Интернета как объекта исследования. Базовым основанием для изучения сущности и специфики данного явления выступает понятие: “социальная информация”.

    Социальная информатика, в отличие от просто информатизации общества, которая имеет чисто технический аспект, связана с процессами социума, его взаимодействия с обществом в результате использования информационных технологий. Изучение социальных аспектов информационной среды показывает, как изменяется социальная структура общества под влиянием информатизации, какие возникают проблемы во взаимодействии людей, создающих новые формы и способы общения. Если походить к социальной информации как общетеоретическому и методологическому уровню, то мы получим социальный срез многих общественных отношений, связанных с информатизацией экономики, права, психологии, образования и т.д. Соответственно, можно говорить об информационных технологиях в этих сферах, например, информационных технологиях в экономике (социальный аспект) и др.

    Однако сегодня никто не рассматривает информационную среду как систему социальной информации (ССИ). Можно с уверенностью сказать, что она отсутствует, но не потому, что ее нет, а потому, что мы не пытаемся рассмотреть динамику развития и взаимодействия этой информационной среды общества. Любая социальная среда, в том числе и информационная, включает в себя процессы становления, развития и функционирования системы как целостного явления. На наш взгляд, понятие “социальная информдинамика” призвана раскрывать именно этот динамичный аспект информационной среды. Социальную информдинамику можно определить как науку о закономерностях образования, преобразования и развития информационных ресурсов в обществе, использовании их в процессах социокультурного взаимодействия между людьми.

    Социальная информдинамика

    Исходя из вышесказанного, попытаемся выделить структуру и основные направления развития социологической сети Интернета. Первое направление можно назвать информационным. Как отмечает сам Б. Докторов, в начале ноября 1999 года в Рунете содержалось более 110 единиц учета социологических сайтов, которые представлены на сервере: http://www.isn.ru/sociology.sht m l [4]. В данном случае речь идет о социологических ресурсах, размещенных на сервере “Российской сети информационного общества” (РСИО). Любой пользователь Интернета, осуществляющий поиск социологической информации, должен либо обратиться к поисковым системам: http://www.aport.ru; http://www.yandex.ru/; http://www.rambler.ru/ и др., либо к конкретным адресам серверов, расположенных в глобальной сети Интернет. Поэтому создание первой социологической сети в Интернете, пусть даже в рамках (РСИО), является важнейшим шагом на пути создания информационного общества в России.

    Структура РСИО включает в себя следующие основные разделы: развитие информационного общества, куда включаются все исследовательские центры, организации, социологические ресурсы, конференции, публикации и журналы по данной тематике; общая социология с такими же подразделами, кроме исследовательских центров, и психология.

    Раздел «Общая социология» включает в себя практически все направления, которые так или иначе изучаются социологией. Именно здесь речь шла о создании “Российской социологической сети” 11 марта 1999 года, о новых идеях и подходах в теоретической социологии, о проблемах профессионального сообщества, о новостях интернет-серверов (РОМИР, КОМКОН-2, ВЦИОМ, Соцфак МГУ), о журналах (СОЦНЕТ. РУ) и социологических, политических, маркетинговых исследованиях.

    Кроме того, на сервере представлена информация об участниках сети, даны их адреса в Интернете. Теперь каждый пользователь может получить социальную информацию по интересующим его вопросам. Значительную помощь социологам будут оказывать рубрики: “Поиск литературы” и «Информация о конференциях».

    В целом анализ материалов, представленных в рамках “Общей социологии” (РСИО), позволяет сделать вывод о том, что собственно социология в Интернете делает свои первые шаги. Наряду с Российской сетью информационного общества существует Web-сайты и Каталоги ссылок на социологические ресурсы: “Социология в сети”. Например, на Web-сайте: http://SocioLink.al.ru/ представлен материал по социологическим ресурсам.

    Второе направление можно назвать научно-теоретическим. В Интернете представлены различные теоретические центры, которые призваны возглавлять на профессиональном уровне разработку теоретических и методических основ социологической науки. Традиционно считается, что такими организациями и центрами должны выступать:

    А) академические центры: http://www.che.nsr.su/RAN/WIN/STRUST/DIWISION.HTM - Российская Академия наук; Институт социологии РАН - http://www .isras.rssi.ru/, включая Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН - http://www.rokson.nw.ru/sociolog/text/preface.htm; Институт социологии Государственного университета гуманитарного образования (ИС ГУГО) и Институт социально-политических исследований РАН - http://www.ispr.ras.ru/.

    Б) Образовательные центры. Сюда включаются многие институты, в которых существуют центры по дистанционному образованию, такие, как Институт дистанционного образования (ИДО): http://www.ido.ru, Центр дистанционного образования СпбГУ, Центр дистанционного образования (ЦДО) Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ); Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) и др. Наряду с этими институтами в различных городах России существуют свои образовательные центры: Санкт-Петербургский, Московский, Новосибирский, Иркутский, Казанский, Краснодарский, Омский и др., которые разрабатывают новые образовательные технологии применительно к специфике вуза.

    В) Центры социологических, политических и маркетинговых исследований:

    Центр социологических исследований Министерства Высшего и профессионального образования: http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.html;

    Центр независимых социологических исследований: http://www.indepsocres.spb.ru.

    РОМИР: http://www.romir.ru/ и Агентство Региональных Политических Исследований (АРПИ): http://www.monitoring.ru/project/companies/arpi;

    ВЦИОМ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения): http://www.wciom.ru/;

    КОМКОН-2 – публикует результаты маркетинговых и медийных проектов: http://www.comcon-2.com/;

    ЦСИ МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.opinio.msu.ru/. Проводил социологические исследования по следующим направлениям: социологические исследования сотрудников МГУ (Мониторинг: Социально-экономические проблемы коллектива МГУ); Всероссийские исследования выборов, начиная с 1993 по 1999 годы; региональные исследования; маркетинговые исследования компьютерного рынка России (Опросы посетителей выставок «Комтек» – 1994–1996гг.; «Softool» – 1994г., «NetCom» – 1994–95г.г., «WindowsExpo» –1995г.).

    Третье направление – информационно-технологическое. В этом направлении существует много центров, которые занимаются разработкой и внедрением информационных технологий. К ним относятся:

    • Центр новых информационных технологий МГУ им. Ломоносова (ЦНИТ);
    • Региональный (российский) общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ): http://www.rocit.ru/;
    • Центр социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института социологии РАН;
    • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО): http://www.iite.ru/russian/;
    • Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и коммуникаций (ГосНИИ ИТТ) и др.

    Четвертое направление – информационно-учебное. В основном оно представлено Web-страничками учебных заведений: университетов, вузов, академий, школ и т.д. Наиболее приоритетным является Web-сайт социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета: http://www.soc.pu.ru/ . Далее – это Европейский университет в Санкт-Петербурге, где имеется факультет политических наук и социологии: http://www.eu.spb.ru/socio/index.htm/ и Санкт-Петербургский государственный Университет Экономики и Финансов, который готовит исследователей рынка и специалистов по проблемам труда: http://www.uef.ru.8100/ . Кроме того, следует также отметить факультет социологии Московского госуниверситета: http://www.socio.msu.ru/ , Московскую высшую школу социальных и экономических наук: http://www.msses.co.ru/win/index.html, КГУ – Казанский государственный университет (Центр социологии культуры) и др.

    Пятое направление – информационно-коммуникативное. Во-первых, Интернет – это средство общения между людьми, где каждый человек ищет и находит формы и способы реализации своей личности. Во-вторых, в настоящее время в Интернете существует много персональных Web-сайтов как для общения, так и для организации различных видов деятельности, включая бизнес. В-третьих, сюда входят также центры, которые занимаются исследованием коммуникационных процессов. В частности, речь идет о Центре Интеллектуальных систем, Исследовательском комитете “Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа” Российского общества социологов (РОС) и т.д.

    Кроме того, информационно - коммуникативный канал представлен многими информационными агентствами: “Консультант”, “МФД-ИнфоЦентр”, “Сибирское информационное агентство” и др.; а также широкой сетью различных средств массовой информации с различными новостями. В этом смысле каждый пользователь подписывается на различные информационные издания. К средствам массовой информации относятся: “Аргументы и факты-Новости”, “Вести”, служба новостей; РИА Глобус-пресс, Российское информационное агентство “Мир новостей”, “Издательский дом” и др. Наиболее известные в Интернете – это раздел средств массовой информации на каталоге ресурсов List.ru: http://www.list.ru/; Omen.ru: http://omen.ru/; http://www.spb.ru/ и др.

    Шестое направление – информационно - развлекательное. Всем пользователям Интернета известно, что Сеть предоставляет значительные возможности проведения досуга. Здесь есть множество Web-сайтов, посвященных развлечениям, в том числе различным играм, включая игры в казино.

    Наряду с играми, имеется множество других Web-сайтов, помогающих разнообразить досуг. К ним относятся все эротические сайты: “Эротоман.Ру” – новый проект для взрослых, “Вся русская эротика”, “Erotika.ru”, “Dosug.ru”, “Interda.ru”, “Ne z nakomka.ru” и т.д.. В этот портал входят музыкальные сайты – Мр3 и др.

    Поиски и проблемы в изучении Интернета.

    Поскольку Интернет имеет специфические характеристики, как, например, анонимность коммуникации в виртуальности, то это затрудняет научный анализ получаемых данных. С каких позиций подходить к изучению виртуальных процессов? Сегодня на этот вопрос пока нет ответа. Все имеющиеся подходы либо устарели (например, позитивистский), либо ограничены в определенной системе интерпретации, например, при феноменологическом подходе. Есть еще один подход, наиболее отвечающий российской ментальности – социокультурный [5], но он требует всесторонней разработки применительно к информационной среде.

    Другая проблема, связанная с Интернетом, – это информационная культура (инфокультура). Сегодня ею никто не занимается, да и можно ли говорить об этом серьезно в свободном информационном пространстве? Думается, что да. Однако встает вопрос, как это сделать практически?

    Поиск информации.

    По мере увеличения количества Web-сайтов из-за того, что все организации стремятся создать свою визитную карточку, значительно затрудняется поиск нужной информации. Значительную помощь здесь могут оказать поисковые системы, образующие каталоги ресурсов Интернет. Например, таким каталогом является электронная версия журнала “Желтые страницы”. К сожалению, по социологии таких каталогов нет.

    Литература

    1. Залесский П. Измерение российской интернет-аудитории методом личных опросов/ Тезисы выступления на конференции “Интернет-медиа XXI века” 3 марта 2000г. в Москве: http://www.comcon-2.com/Publication/web-vektor_3.htm

    2. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования: http://mr.gfk.ru/ARTICLES/HTML/INETANDMR/inetandrmr.htm

    3. Чугунов А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета / Междисциплинарный центр СПбГУ., 2000.

    4. Докторов Б. Социология на российском Интернете: в начале долгого пути. –http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm/

    5. Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности. – abill@4unet.ru



    Лупанов Владимир Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и политологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета


&copy Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 40-43.