О журнале
Рекомендации
Синтез педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении
Брегеда И.Д., Грушевский С.П., Крымская Е.Б.
И.Д. Брегеда, С.П. Грушевский, Е.Б. Крымская
Дистанционное обучение (ДО) бурно развивается во многих странах мира, однако, для России это относительно новый вид образования. Одной из основных характеристик ДО является опора на современные средства передачи образовательной информации, с помощью которых образовательный процесс обеспечивается необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети и т.д. Использование методов ДО позволяет расширить рамки традиционного обучения, обеспечивая естественную потребность в знаниях.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Однако для их эффективного применения в процессе приобретения знаний и формирования интеллектуальных умений необходимо согласованное развитие как технологических, информационных, так и дидактических и методических его составляющих учебного процесса. Объединение педагогических и информационных технологий образования привело к созданию качественно новых предметных учебно-методических комплексов, так называемых учебно-информационных комплексов (УИК) [1]. Это новые системы, которые можно рассматривать как универсальные дидактические структуры, интегрирующие свойства, необходимые для различных форм обучения, и синтезирующие продуктивные дидактические и современные информационные технологии. Их отличие от учебно-методических комплексов в том, что существенным компонентом в их структуре является дидактическая компьютерная среда, ориентированная как на локальные, так и на сетевые варианты информационных технологий.
УИК выполняет несколько функций в учебном процессе:
1. включает в себя содержание учебного предмета, как и в традиционных учебниках;
2. отражает методику изучения указанного содержания как в учебниках для учителей (по методике преподавания предмета);
3. содержит новую форму учебных материалов — информационную компоненту комплекса, имеющую несколько модификаций, связанных с применением компьютеров и компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе;
4. ориентирован на разнообразные формы обучения: классно-урочная форма, самообразование и ДО.
Таким образом, схематично структуру УИК можно представить так: "информация + методика + компьютер". Такие комплексы могут разрабатываться по конкретной дисциплине или по отдельным темам.
В настоящее время на математическом и физико-техническом факультетах КубГУ разрабатываются и успешно внедряются в обучение в различных регионах РФ учебно-информационные комплексы для базовой и высшей школ, а также формируются их web-ориентированные версии. Они размещаются на сервере КубГУ "Библиотека электронных учебных пособий": http://mschool.kubsu.ru/. К ним относятся: школа "Абитуриент", типовые расчеты для студентов инженерно-технических специальностей (по математическому анализу, теории вероятности), задачи математических олимпиад, электронный сборник упражнений по педагогике, "Квадратичная функция" и др. В комплексах используются как традиционные формы представления информации в печатном виде, так и различные варианты её компьютерной интерпретации (интерактивная, мультимедийная, web-ориентированная).
Основными составляющими блок-схемы структуры УИК являются:
1) база данных учебных заданий: типовые расчеты, индивидуальные упражнения, контрольные работы, задачи-тренажеры, тесты;
2) учебно-методические материалы: нормативные документы, справочники теоретических сведений и методов решения задач (методические указания к решению задач, примеры выполнения типовых расчетов и тестовых задач, сборники ответов);
3) интерактивный блок (автоматизированные системы тестирования в режимах тренажера, тест-контроля со статистической информацией, системы интерактивных обучающих задач);
4) программные продукты дидактического назначения, образующие систему информационной поддержки УИК. В них можно выделить две группы: программы, с помощью которых организуется учебный процесс (автоматизированные обучающие программы, учебные web-сайты, подпрограммы (файлы) – решатели учебных задач, программы-демонстраторы и т.д.) и программы, позволяющие разрабатывать новые или модернизировать уже имеющиеся элементы УИК;
5) коммуникативный блок, осуществляющий обратную связь посредством электронной почты, гостевых книг, интернет-консультаций.
В качестве примера остановимся на УИК "Квадратичная функция", web-версия которого размещается на упомянутом выше сервере по адресу: http://mschool.kubsu.ru/parabola/ index.htm
Указанный УИК состоит из системы блоков, выполняющих определенные дидактические цели с помощью специфических педагогических технологий.
1. Знания об основных формулах и правилах решения квадратных уравнений формируются с помощью цепочной эстафеты квадратных уравнений, а также набора заданий "фасетного теста" (это многофункциональные практические задания сложной структуры, охватывающих большой объем тем), состоящий из большого массива элеметов-фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.
2. Задания на установление последовательности действий — ситуационные тесты, посредством которых в учебный процесс внедряются приемы алгоритмизированного обучения и формируются умения выполнения учебных действия на основе общих ориентиров (тесты УП).
3. Межпредметные связи с курсом физики отражены в динамических плоских моделях на масштабных полях, содержащих множество учебных ситуаций и используемые для формирования знаний — блоки "калейдоскоп задач", "стадион и полигон".
4. Тестовые задания "Да-нет", разработанные с учетом психологических рекомендаций, нацелены на развитие мышления, способности рассуждать, анализировать, а качество знаний оценивается в соответствии с несколькими факторами.
5. Блок "интеллектуальная лабильность" выполняет функции диагностики и качества знаний, в котором также заложены различные факторы знаний и умений.
6. Закрепление умений решать квадратные уравнения успешно выполняется благодаря комплексным обучающим играм (ролевые, имитационные, сюжетные) с особым набором методических приемов, обеспечивающих высокую активность и увлекательность. Для каждого из практических блоков разработана оценочная шкала, и результаты интегрируются в единую рейтинговую систему.
Практика показала, что применение интернет-технологий в учебно-информационных комплексах существенно обогащает процесс обучения. Благодаря синтезу педагогических и информационных технологий в ДО формируется мотивационная основа учения, стимулируется активная самостоятельная работа, интеллектуальное развитие учащихся. При этом обеспечиваются условия трансформации учебных материалов в интерактивные варианты, что дает возможность применения современных информационных технологий; расширяются возможности контроля и самоконтроля; обеспечивается разработка инструментальной программной оболочки, которую можно наполнять различным содержанием.
Кроме того, использование на web-страницах графики, элементов форматирования, таблиц, гиперссылок создает обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации.
Разработка учебно-информационных комплексов, основанная на синтезе педагогических и компьютерных технологий может стать новым образовательным направлением в развитии частных методик школьного обучения, а также в системе профессиональной подготовки специалистов.
Литература
1. Грушевский С.П., Архипова А.И. Проектирование УИК./ Учебная монография.// Краснодар, 2000 г.
2. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник физики.// Краснодар, Альманах "Школьные годы", 2000, №7.
Брегеда Игорь Дмитриевич - кандидат физико-математических наук, проректор по дистанционному образованию, зав. кафедрой современных технологий обучения физико-технического факультета Кубанского государственного университета
Грушевский Сергей Павлович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории функций Кубанского государственного университета
Крымская Екатерина Борисовна - преподаватель кафедры современных технологий обучения физико-технического факультета Кубанского государственного университета
© Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 58-60.