Экономисты и интернет-экономика
Тихомиров В.П., Рубин Ю.Б., Самойлов В.А., Шевченко К.К.

Экономисты и интернет-экономика

В.П. Тихомиров, Ю.Б. Рубин, В.А. Самойлов, К.К. Шевченко



    Специалисты в области Интернета прогнозируют бурное развитие интернет-экономики. Темпы развития этого сектора экономики за рубежом характеризуются ежегодным удвоением финансового оборота. Изучение данных 3400 американских компаний, чей доход полностью или частично обеспечен продуктами и услугами, непосредственно связанными с Интернетом, показал, что более трети обследованных фирм до 1996г. не существовали вообще, но сегодня в них работают 305 тыс. человек. Фирмы, имеющие косвенное отношение к Сети, а также обслуживающие интернет-бизнес, не были включены в обследование.

    Использование Интернета в корне меняет способы ведения деловых экономических отношений. В повседневную жизнь экономиста входят такие понятия, как электронные платежи, работа с клиентами через Интернет, электронные каталоги, электронные магазины, анализ данных, представленных в электронном виде, управление, бухучет и аудит в электронном бизнесе. Преимущества информационных сетей позволяют вне времени и пространства осуществлять работу менеджеров, управлять большими рабочими коллективами.

    Интернет оказывает огромное влияние на все стороны экономики и особенно бизнеса, начиная с проектирования логистических систем и заканчивая организацией продаж. Бизнес-процессы должны стать более эффективными и нацеленными на удовлетворение индивидуальных запросов клиента. Эта стратегия уже реализуется сегодня, планируется внедрение новых Wеb-ориентированных технологий, способных изменить не только сферу информационных технологий (ИТ), но и жизнь конкретного каждого человека.

    Исследовательские институты по всему миру выделяют значительные ресурсы на развитие различных бизнес-моделей с учетом возможностей Интернета. Высокоскоростные линии связи Интернета предоставляют в распоряжение пользователей разнообразные инструменты для удобного доступа к информации. Есть попытки создать виртуальное рабочее пространство, в котором индивидуального пользователя будет представлять онлайновый образ (аватар), управляемый его голосом и жестами, системы с искусственным интеллектом (ИИ-системы) способные подготовить от имени пользователя ответы на электронные послания, инструменты, позволяющие людям ощущать объекты, с которыми они взаимодействуют виртуально.

    Использование Web-технологий позволяет создать виртуальную среду, в которой сотрудники фирмы, заказчики, поставщики и партнеры получат доступ к единым для всех базам данных.

    Внедрение перспективных технологий способно упростить внутреннюю организацию фирмы, представить в электронном виде и разместить в сети годовой отчет компании, отказавшись от издания печатного варианта. Использование широкополосных линий связи и средств передачи потокового видео позволяют включить в информационный пакет корпоративные видеозаписи, видео-выпуски новостей и Web-трансляции совещаний инвесторов.

    Составной частью коммуникаций для организации сотрудничества через Web становятся сотовые телефоны, карманные компьютеры и другие инструменты беспроводных технологий (WAP). Будущие экономисты должны знать о возможностях технологии WAP с точки зрения доступа к бизнес-приложениям через Интернет.

    Список технологий, имеющих принципиальное значение для развития интернет-экономики, чрезвычайно обширен и включает, в частности, компьютерные сети, распределенные базы данных, безопасность компьютерных сетей, программирование для Интернета, мультимедиа, интеллектуальных агентов , человеко-машинные интерфейсы и т.д.

    Темпы появления новых, интернет-ориентированных технологий, продуктов и бизнес-моделей свидетельствуют о необходимости разработки гибкой и оперативной системы корректировки учебных программ подготовки экономистов.

    Стандартизация в области высшего образования ставит задачи обеспечения необходимого качества подготовки специалистов, адаптацию содержания образования и технологий к потребностям рынка труда. Сегодня для экономических вузов это означает подготовку высококвалифицированных экономистов и для интернет-экономики.

    Существует мнение, что интернет-экономика — это совокупность методов и средств, позволяющих применять интернет-технологии для решения экономических задач, что и определяет содержание образовательных программ в этой области. Анализ учебных планов зарубежных университетов подготовки специалистов для интернет-экономики показал, что наиболее востребованы такие курсы как: "Интернет-технологии", "Элементы web-дизайна", "Управление сайтами", "Интернет-маркетинг", "Системы Интернет-управления", "Разработка и маркетинг баз данных", "Статистика и моделирование баз данных в маркетинге", "Обслуживание клиента", "Системы Интернет busines to busines", "Промежуточный дизайн сети", "Интернет-программирование", "Сети и Интернет", "Анализ и дизайн сетевых систем", "Научно-исследовательская работа и Интернет" и др.

    Компьютеризация экономического образования в высшей школе развитых стран основана на преподавании фундаментальных экономических дисциплин с использованием системы поддержки и развития этого направления. Например, известная в Европе CALECO GROUP издает ежемесячный журнал CHEER-Computers in Higher Education Economics Review и ежегодно организует международную конференцию по этой тематике.

    В условиях широкой информатизации общества и стремительного проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы деятельности человека идеология информационной грамотности становится нормой при подготовке будущих экономистов.

    Системное управление качеством предоставляемых образовательных услуг включает повышение информационной грамотности как профессорско-преподавательского состава вузов, так и студентов — будущих экономистов.

    Снижение государственного финансирования образования в России негативно повлияло на структуру учебных экономических курсов с позиции использования современных информационных систем. Применение адекватных информационных инструментов для решения экономических задач является актуальным направлением развития высшего экономического образования в России.

    Экономист XXI века должен быть информационно грамотен. Реорганизация учебного процесса МЭСИ на базе технологий открытого образования включает разработку учебных планов по подготовке экономистов для интернет-экономики.





    Тихомиров Владимир Павлович - доктор экономических наук, ректор МЭСИ

    Рубин Юрий Борисович - доктор экономических наук, проректор МЭСИ

    Самойлов Вячеслав Александрович - кандидат экономических наук, начальник управления учебной и методической работы МЭСИ

    Шевченко Кармен Констатиновна - кандидат экономических наук, начальник отдела МЭСИ


&copy Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 52-53.