Дети в Cети и библиотеки: проблемы и перспективы
Чудинова В.П.

Дети в Cети и библиотеки: проблемы и перспективы


В.П. Чудинова




    Сегодня происходит не только повсеместное распространение, но и экстенсивный рост ресурсов Интернета в мире и в России. Информационная политика многих стран мира строится с учетом того, что сегодняшние и завтрашние пользователи Интернета — это молодежь, юношество, дети и подростки. В связи с этим в ряде стран Запада развиваются различные программы, связанные с подключением к сетям школ и библиотек, обучение юных пользователей основам грамотности в новом ее понимании. Общая тенденция — развитие медиаобразования и различных видов грамотности: информационной, компьютерной и “сетевой”.

    Исследователями отмечается, что сегодня компьютеры и новые технологии значительно легче осваиваются юными пользователями по сравнению с взрослыми. В связи с этим ряд производителей информации и мультимедиа ориентируется на эту часть аудитории. Общей тенденцией, постепенно набирающей силу, становится развитие рынка предложений и услуг для юных пользователей Интернета. В то же время использование юными, и особенно детьми и подростками, “киберпространства” рождает много проблем, которые особенно беспокоят родителей, педагогов, библиотекарей.

    Среди таких проблем:

    • проблема доступа к информации;
    • проблема качества информации и связанная с ней проблема безопасности ребенка; “непристойная” и другая информация, которая способна принести ему вред (проблема “грязи” и “мусора” в Сети);
    • “избыточность” информации и проблема поиска нужной информации и “навигации” юных в Сети;
    • компьютерная, информационная и “сетевая” грамотность пользователей;
    • законодательное обеспечение прав пользователей - детей и родителей.

    С другой стороны, особенно актуальной становится проблема создания такого “киберпространства” для детей и юношества, которое бы способствовало развитию личности юного пользователя, дало ему новые возможности для образования, самообразования и творческого досуга. Эта сторона проблемы напрямую связана с работой библиотек в Сети, предоставления их баз данных и коллекций в электронной форме.

    На Западе все большую роль в этом процессе играют библиотеки учебных заведений (прежде всего, школьные библиотеки), а также публичные библиотеки. Примеры таких проектов: в Великобритании — “Супермагистрали в образовании — путь вперед”, в Германии — “Школы в сети”. В Европе реализован международный проект создания виртуальной детской библиотеки — CHILIAS (“Children’s library information animation skills”).

    Новая роль библиотек ярко выражена в идее информационной политики, осуществляемой в США с помощью Американской библиотечной ассоциации. Эта идея ярко выражена в высказывании директора Библиотеки Конгресса Дж.Х.Биллингтона: “Мы уверены, что новые электронные супермагистрали — это такое же общественное благо, как и публичные библиотеки. Они не должны служить только развлечению и предлагать дорогостоящую информацию состоятельным людям... Такое неверное развитие нанесет ущерб огромным возможностям использования технологии в целях национального обновления. Сегодня мало американцев ощущают недостаток “телевизионных” развлечений, однако многие не имеют технических средств для недорогого и простого доступа к знаниям, которые нужны для учебы, работы и преуспевания. Именно здесь на помощь приходят местные библиотеки. Очень важно поддержать библиотеки, если мы хотим сохранить связь между демократией и доступом к информации, что имеет огромное значение для общества нашего типа. Необходимо не просто демократизировать новые средства массовой информации, но и гуманизировать их”. В США, также как и во многих других странах мира, библиотеки исторически служили национальными гарантами равного доступа к знаниям, обеспечивая население книгами и другими ресурсами независимо от платежеспособности граждан.

    Роль библиотек становится еще более важной в новой эре электронной информации. Библиотеки, которые используют сети, могут обеспечить равный доступ любых слоев населения к своим ресурсам различными способами.

    В России решение проблемы социального неравенства, связанного с доступом населения к информации, должно идти именно в сферах развития новых телекоммуникаций, образования и культуры. Дети и юношество — те категории населения, которые в этом особенно нуждаются, поскольку многие из них оказались в ситуации социальной депривации, а также в условиях “книжного” и “информационного голода”. Библиотеки, как бесплатные источники информации, книг и других материалов, могут играть в решении этих проблем огромную роль. Необходимо осознание и развитие такой национальной политики в этих областях, когда будут реализованы приоритетные права детей, и не только на выживание и достойную жизнь, но и на свободный доступ к информации, образование и культурное развитие. От этого во многом зависит будущее юных граждан России.



    Чудинова Вера Петровна - кандидат педагогических наук, главный специалист Российской государственной детской библиотеки


&copy Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 57-58.