О журнале
Рекомендации
Концепт глобализации и роль информационных технологий (российский контекст)
Чугунов А.В., Ачкасова В.А.
В.А. Ачкасова, А.В. Чугунов
- социальных характеристик региональной аудитории российского политического Интернета;
- степени активности использования интернет-технологий властными субъектами в регионах;
- тематических предпочтений российской интернет-аудитории с акцентом на политическую информацию;
- каналов использования политических ресурсов российского Интернета.
Авторы проекта считают, что изучение особенностей трансформации российской политической системы в условиях формирующегося информационного общества необходимо соотносить с концептуальным полем глобалистики. В этой связи представляет существенный интерес позиция Николаса Лумана, который ставит вопрос - не придется ли нам в связи с появлением глобальной мировой системы изменить традиционное политическое значение понятия "общество"? [9] По его мнению, современное общество в настоящее время находится в фазе "турбулентной эволюции" без предсказуемых результатов. При этом наихудшим из возможных сценариев является путь развития, когда общество предстоящего столетия примет "метакод включения/исключения", когда некоторые люди будут личностями, а другие - только индивидами, что одна часть населения будет включена в функциональные системы общества, а другая - исключена. Таким образом, возможно такое развитие глобального общества, когда завершатся два вида интеграции - негативная интеграция исключения и позитивная интеграция включения. Причем, в некоторых формах гетто в больших городах уже сейчас можно наблюдать это состояние и можно ожидать, что демографическое состояние и миграция будут питать этот вид дифференциации даже в Европе. [10]
Очевидно, что суждения Н. Лумана в полной мере относятся и к развитию технологий информационного общества: неравномерность внедрения современных информационно-телекоммуникационных систем является основой для появления нового вида социального неравенства - информационного. Россия, в этой связи, демонстрирует две основные тенденции: высокие темпы развития телекоммуникаций и информационных технологий, обусловленные в том числе и фактором географической протяженности, сопровождаются явной нереальностью включения российской глубинки в этот процесс (по экономическим, социальным и психологическим причинам).
Другую опасность отметил еще на заре становления Интернета Р.Даль (его книга "Демократия и ее критики" была опубликована в 1989 г.): "Эта нарождающаяся технология, безусловно, как-то будет использована, к лучшему или худшему. Она может быть использована в ущерб демократическим ценностям и демократическому процессу или же обращена им на пользу. Если не будут предприняты сознательные и настойчивые усилия, чтобы направить эту новую технологию телекоммуникаций на благо демократии, вполне может оказаться, что ее используют во вред демократии". Тем самым автор акцентировал внимание на управляемости информационным процессом со стороны демократических структур, и, не в последнюю очередь, государства.
В связи с этим аналитики вводят понятие "информационного дизайна" [11] содержанием которого является роль государства в организации информационной политики, характер и нормы взаимодействия СМИ и Интернета с политическими институтами и т.д.
В заключение хочется отметить, что в России предметное поле социальных исследований в рамках междисциплинарной проблематики "Интернет и современное общество" только складывается и чрезвычайно важно выработать теоретико-методологические основания таких исследований с учетом российской специфики.
Литература
1. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture/ The Rise of the Network Society. Malden (Ma.) // Oxford, Blackwell Publ. - 1996.
2. Кастельс М. Могущество самобытности. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. // М.: Academia, 1999. - С. 300.
3. Шрадер Х. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - т. 1. - №2.5. - С. 81.
4. Гуторов В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии. В сб.: Интернет и современное общество. Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 8 - 11 декабря 1998 г./ Тезисы докладов.// СПб. - 1998.
5. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия. - М. - 2000.
http://www.isras.rssi.ru/Arti_Yad.htm
6. Барзилов С., Барябина Е. Социально-экономические и политические основания структуризации Поволжского региона /Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма.// М. - МОНФ. - 1999.
7. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе //Власть. - 2000. - № 8. - С. 38.
8. Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. -1999. - № 9.
9. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество / Социология на пороге XXI века: новые направления исследований.// М. - Интеллект. - 1998. - С. 96.
10. Там же. С. 106-107.
11. Структура и динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис. - 2000. - № 2. - С. 83.
Ачкасова Вера Алексеевна - кандидат философских наук, заведующая кафедрой связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций
Чугунов Андрей Владимирович - кандидат политологических наук, заместитель директора Междисциплинарного центра дополнительного профессионального образования СПбГУ
Существенной особенностью современных процессов глобализации является устойчивый рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая уже активно используется в российской политической жизни в качестве специфического интерактивного средства массовой коммуникации.
Переход к информационному обществу накладывает особый отпечаток на структурирование регионального пространства - на смену иерархии территорий приходит так называемая "сетевая организация". По мнению Мануэля Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества [1]. Основным противоречием (и, соответственно, движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества. "Новая самобытность, устремленная в будущее, - подчеркивает Кастельс, - возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления" [2]. Кастельс приводит основные группы сообществ, которые, по его мнению, могут через самобытность сопротивления перейти к самобытности, устремленной в будущее (project identity) и тем самым способствовать преобразованию общества в целом. Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Территориальная самобытность и рост ее общемировой активности ведет к возвращению на историческую сцену "города-государства " как характерной черты эпохи глобализации. Женские сообщества и экологические движения также имеют этот потенциал. Признаком соответствия этих сообществ архитектуре нового общества является их сетевая децентрализованная форма организации и самоорганизующаяся система информационного обмена внутри сообщества.
С идеями Кастельса созвучны выводы многих социологов и политологов. Например, Хайко Шрадер приводит доказательства того, что в глобализованной экономике существуют многочисленные хозяйственные связи, которые базируются на личных отношениях. "Глобализация и персонализация с этой точки зрения, отмечает Шрадер, - одновременные процессы, и оба процесса ставят под вопрос национальное государство и государственное гражданство как значимые, создающие солидарность образов идентичности" [3]. Отмечается также, что достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено без адекватного информационного сопровождения, а обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения [4].
Однако возникает вопрос о том, насколько теоретические построения и доктрины, основанные на анализе тенденций развития стабильно трансформирующихся обществ с прогрессирующей экономикой и устойчивой социально-политической системой (Европа и Северо-Американский континент) можно распространять на Россию. В этой связи представляют интерес выводы В.А. Ядова, обобщившего многолетнюю дискуссию социологов по теоретико-методологическим основаниям изучения России как трансформирующегося общества [5]. Ядов формулирует четыре вывода из этой дискуссии, отражающих специфику развития российского социума.
1. Категории "модернизации", "переходного периода", "переходного общества" явно не выражают существа происходящих в России изменений, потому что исторический вектор этих преобразований не определен. Наиболее общим понятием является понятие "трансформации". Особенностью российского общества является то, что оно находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций, при этом нестабильность трансформируемой социальной системы близка к состоянию "динамического хаоса" - этим российское общество отличается от других стабильно трансформирующихся обществ.
2. Существенные цивилизационные различия России и западного социума состоят, в первую очередь, в том, что у нас до сих пор не сформировалось гражданское общество, и роль государства остается решающей во всех социальных и экономических преобразованиях. Второй аргумент заключается в том, что российское общество расколото на "западников" и "традиционалистов" и это противоборство подпитывается из двух источников - образом жизни в крупных городах, с одной стороны, и в российской глубинке и на селе, с другой. Этот раскол приводит к возникновению неких "форпостов" социального прогресса западноевропейского типа в мегаполисах при сохранении относительно "застойных" регионов и территориальных образований.
3. Цивилизационная особенность российского общества усугубляется таким наследием советского периода, как патернализм, повышенный коллективизм и неприятие индивидуализма. Социологические данные свидетельствуют о том, что нынешнее российское население высокоактивно в обустройстве жизни своей семьи, однако предельно пассивно и пессимистично в социальных вопросах. Наиболее емкое объяснение этого противоречия состоит в том, что люди не видят для себя возможности контролировать ситуацию за пределами узкого жизненного пространства. Отмечается, что постсоветское российское общество крайне дезинтегрировано - в нем отсутствуют внутренние импульсы к социальным преобразованиям. Отдельные всплески интегрирующего патриотизма – бомбежки Югославии силами НАТО и чеченский терроризм, основаны на внешних мобилизационных импульсах.
4. Перенос на российскую почву западной модели модернизации (основой которой выступает развитое гражданское общество и самодостаточная личность) не продуктивен именно в силу отсутствия этих предпосылок в России.
Отечественная политическая регионалистика конца 1990-х гг. осуществляет позитивно-критическое переосмысление западноевропейской и северо-американской исследовательской традиции, сформировавшейся в процессе анализа открытых и развитых социальных систем. Россия не принадлежит к подобному типу систем, к ее политической жизни мало применимы категории гражданского общества и правового государства. В достаточно полемичной статье С. Барзилова и Е. Барябиной [6] отстаивается точка зрения, согласно которой чрезмерное увлечение западными социолого-политологическими моделями и стереотипами не позволяет осмыслить во всей полноте и противоречивости российскую политическую реальность, особенно в провинциальном ее варианте. При этом следует отметить, что научный анализ регионализации российского политического пространства необходимо осуществлять с учетом влияния зарождающихся социальных технологий информационного общества.
Вместе с тем некоторые процессы, происходящие в социально-политическом пространстве, носят универсальный характер. К таким процессам относится, в первую очередь, формирование информационного общества, важнейшим инструментом которого является Интернет. Разумеется, масштаб этого процесса различен: на Западе можно говорить о переходе его в тотальную фазу — охват практически всех сфер общественной жизни. В России же речь идет пока о создании его основ. Это различие иллюстрируют некоторые цифры: к маю 2000 г. в мире насчитывалось 375 млн. пользователей Интернета, из которых 175 млн. — в США и 7 млн. — в России [7]. В то же время в нашей стране этот процесс развивается форсированными темпами, причем эффективность и глобальность применения новых технологий (прежде всего, Интернета) проявляется в изменении характера именно политических коммуникаций: социальные связи упрощаются, становятся дешевыми и более доступными —увеличиваются возможности реализации "демократии участия"; меняется статус небольших партий и общественных движений — их шансы возрастают; устойчивый позитивный имидж, благодаря этим информационным каналам, обретают власти — от федеральных до локальных.
Говоря о воздействии Интернета на политические процессы в современном обществе, необходимо учитывать, что в России на сегодняшний день Интернет, формально не являясь СМИ, начинает использоваться в политических технологиях не только как средство быстрой связи между регионами и для мониторинга текущей обстановки, но и в качестве средства борьбы с конкурентами через "слив информации", которая не может быть опубликована в печатных и традиционных электронных СМИ, как средство агитации среди молодежи. Это свидетельствует о постепенном активном включении Интернета в политическую жизнь российского общества . В этом отношении изучение влияния технологий информационного общества на политическую жизнь регионов - тема чрезвычайно важная, поскольку позволяет выявить степень включенности всей России, а не только двух столиц, в глобальное развитие.
Актуализация исследования данной темы диктуется и своеобразным парадоксом региональных политических элит: стремясь к созданию собственного положительного образа, они, тем не менее, не пытаются сделать информацию о себе в Интернете максимально доступной и прозрачной. Ученые выдвигают ряд объяснений этому феномену: в условиях перманентной конфликтогенности политического ландшафта любая информация рассматривается как аргумент в пользу оппонента; авторитарные тенденции, доминирующие в политической жизни многих регионов, продолжают воспроизводить атмосферу секретности и закрытости информации; наконец, существуют технологические и образовательные барьеры [8].
С целью углубленного изучения указанной проблематики в 2000 г. начато междисциплинарное исследование "Политика и Интернет". Проект направлен на изучение проблемы влияния интернет-технологий на политическую жизнь в российских регионах как существенного фактора формирующегося информационного общества. Следует отметить, что этот проект является частью исследовательской программы "Социально-экономические проблемы внедрения технологий информационного общества в России", реализуемой Междисциплинарным центром СПбГУ в сотрудничестве с партнерами из академических институтов, университетов, учреждений культуры и органов муниципальной, региональной и федеральной властей. В качестве одного из разделов этой программы предполагается проведение анализа существующей политики реализации элементов информационного общества в России на местном, региональном и федеральных уровнях, а также отраслевых и тематических программ развития базовых информационных технологий.
В рамках проекта предполагается получить информацию о механизмах и каналах влияния Интернета на политическую жизнь регионов, для чего осуществляется исследование:
© Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 17-20.