Объектно-ориентированный подход к построению открытых педагогических систем
Феофанова Е.О., Потягайло А.Ю.

Объектно-ориентированный подход к построению открытых педагогических систем


Е.О. Феофанова, А.Ю. Потягайло




    На современном этапе развития общества все более и более актуализируется проблема эффективности существующей системы образования и необходимость ее преобразования. В данной статье обосновывается необходимость создания условий для построения открытых педагогических систем, освещается опыт преподавания некоторых дисциплин основной и средней школы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для анализа условий взаимодействия открытой педагогической системы и образовательного пространства, в которое она интегрирована, используется объектно-ориентированный подход.

    Проблема эффективности образования в целом, и педагогического процесса, реализуемого в школе, в частности, обусловлена наличием целого ряда весьма существенных, иногда противоречивых, факторов. С одной стороны, лавинообразно нарастает поток информации, которую, предположительно, должен воспринять учащийся. С другой стороны, в силу многих причин часто учащийся имеет очень низкую мотивацию к ее усвоению. Положение усугубляется еще и тем, что для успешной адаптации в современной жизни человеку необходимо отчетливо представлять информационную картину мира в целом, во всем ее многообразии и взаимосвязи различных процессов и явлений. Очевидно, что для формирования свободного и независимого человека, гражданина, готового к государственной и общественной деятельности, необходимо развивать современную систему образования на новой методологической основе. Прежде всего, надо исходить из того, что фундаментальным методом познания на всех этапах непрерывного образования в течение всей человеческой жизни должен стать информационный подход. Суть его состоит в признании особой роли, которую играет информация в современном мире. Информация уже фактически стала новым фундаментальным понятием, наряду с понятиями материи и энергии, что обусловлено возникновением новой транснациональной инфраструктуры, которая на обыденном языке называется просто "информационное общество". Переход к нему затрагивает не только технику и экономику, но и общество, его систему образования, систему ценностей человека. Вследствие этого идет широкое развитие и использование информационной и коммуникационной техники во всех областях жизни общества, возникает принципиально новое понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

    Распространение информационно-коммуникационных технологий в науке активизировало объектно-ориентированный подход к рассмотрению природы и человеческого общества в виде системы взаимосвязанных объектов, между которыми происходит информационный обмен. Объектно-информационная модель реального мира позволяет выявить и осознать принцип системности, проявляющийся практически во всех явлениях и процессах природы и общества. Следует заметить, что в современном образовании все более ярко проявляется объективная тенденция к переходу на принципиально иную парадигму образования: от традиционного детерминированного иерархического подхода в организации и управлении образовательным процессом к постепенному формированию условий для его самоорганизации, т.е. спонтанного возникновения организованности и целенаправленной упорядоченности. Указанная тенденция обусловлена как внутренними (необходимость принципиального изменения мотивации образования), так и внешними причинами (все возрастающий уровень динамичности требований внешней среды к профессиональной адаптации специалистов). Поэтому представляется актуальным и интересным анализ условий открытости структуры педагогической системы.

    Педагогический процесс реализуется в некоторой педагогической системе — детском саду, школе, вузе и т.п. Прежде всего, рассмотрим условия, в которых система педагогического процесса становится открытой. Выделяя некий объект из окружающего пространства, мы тем самым противопоставляем его всему остальному, что можно рассматривать в качестве внешнего окружения. Под внешним окружением педагогического процесса, реализуемого в педагогической системе, понимают образовательную среду.

    В настоящее время под образовательной средой педагогического процесса понимается предметно-пространственное окружение учащегося и педагога, расширенное за счет информационной среды. В качестве информационной среды обычно подразумеваются электронные учебники, энциклопедии на CD-ROM и пр. Такое понятие образовательной среды характеризует ограниченный по возможностям процесс временного погружения в нее участников педагогического процесса для текущего использования информации. При этом информационный обмен учащегося с образовательной средой носит односторонний характер, то есть образовательная среда является лишь источником информации для участников педагогического процесса.

    В связи с активным развитием информационно-коммуникационных технологий, наряду с понятием образовательной среды происходит формирование более глубокого понятия — образовательного пространства. В качестве информационной среды в таком случае в первую очередь предполагается использование возможностей сети Интернет. Образовательное пространство предполагает более широкие возможности и для реализации педагогического процесса в целом, так как обеспечена возможность двустороннего информационного обмена — его участники могут не только получать информацию (источник информации), но и передавать информацию (сток информации), тем самым участвуя в формировании образовательного пространства.

    В современной дидактике педагогический процесс понимается как система деятельности учащихся и педагогов. В такой трактовке системы педагогического процесса ее объектами являются учебная деятельность учащегося и преподавательская деятельность педагога. Причем, каждый из этих объектов, являясь подсистемой системы педагогического процесса, также представляет собой систему, то есть может быть представлен в виде совокупности объектов. А именно объектами системы деятельности являются — цель деятельности, ее содержание, реализация самой деятельности, контрольно-оценочные операции и др. Объектно-ориентированный подход привлекателен тем, что позволяет перейти к обобщенному описанию объектов в виде множества их характеристик — параметров. Так, параметры объектов, являясь характеристиками объектов, характеризуют систему и называются параметрами состояния системы. Внешняя среда системы педагогического процесса — образовательное пространство — также представляет собой систему, некоторые объекты которой характеризуются теми же параметрами, что и объекты системы педагогического процесса. Как только значения соответствующих параметров отличаются, между системой и окружающей средой начинается информационный обмен. В результате этого взаимодействия объекты переходят из одного состояния в другое, происходит эволюция системы, в данном случае преобразование педагогического процесса. В качестве примера рассмотрим всего один объект системы педагогического процесса — цель исследования той или иной предметной области школьного курса обучения. Одним из параметров этого объекта является тема исследования. Как именно сформулировать тему исследования и информационного продукта, в котором будут представлены его результаты? В какой форме их представить? Для какой аудитории готовится этот продукт? Точность и правильность ответов на эти вопросы и учащегося, и учителя, зависит от окружающей среды педагогического процесса. Если речь идет о так называемом традиционном учебном процессе, то ответы зависят от мнения очень небольшого количества людей и источников информации. Работа после защиты в достаточно немногочисленной аудитории в большинстве случаев будет положена в шкаф. При реализации современного педагогического процесса с использованием ИКТ имеется возможность для предварительного исследования — как раскрыта данная предметная область в Интернете, какие аспекты проблемы было бы на взгляд авторов важно осветить. При подготовке работы необходимо рассчитывать на конкретную, но достаточно широкую аудиторию, и в соответствии с этим выбирать стиль и форму представления и т.д. Таким образом, тот факт, что значения параметров "тема" в системе педагогического процесса и в образовательном пространстве не совпадают, является определяющим в мотивации учебной деятельности учащегося и образовательной деятельности педагога. В таком случае они находятся в так называемых неравновесных условиях. Как известно, в системе, находящейся в неравновесном состоянии, происходит восходящее развитие, в то время как в замкнутых системах, находящихся в равновесном состоянии, наступает регресс. Высоко мотивированный образовательный процесс представляет собой эффективную систему образования.

    Аналогично, исследуя параметры других объектов системы педагогического процесса, мы получаем обоснование для происходящих с ними преобразований. Универсальность понятия объекта системы позволяет всесторонне рассматривать деятельность объекта как проявление его функционирования в системе. Так, в частности, учащийся, с одной стороны, является объектом педагогического воздействия педагогов и других объектов окружающего мира, а с другой стороны, тот же учащийся сам осуществляет воздействие на различные объекты, влияя на изменение их состояния. Основной смысл интеграции педагогической системы в образовательное пространство заключается в том, что уже непосредственно в ходе педагогического процесса учащийся не просто готовится к будущему функционированию в окружающей динамической среде (что характерно для традиционного педагогического процесса), а непосредственно, в течение всего времени обучения уже активно участвует в ее преобразовании.

    Таким образом, система современного педагогического процесса является открытой. Отметим, что такая реализация педагогического процесса стала возможной именно в современных условиях благодаря все более широкому распространению информационно-коммуникационных технологий. Из сказанного ясно, что одним из условий открытости педагогического процесса является создание окружения, т.е. образовательного пространства. Объектно-ориентированный подход к построению открытых педагогических систем привлекателен еще и тем, что облегчает анализ путем декомпозиции сложной системы на подсистемы и изучения поведения составляющих их объектов. В целом же объектно-ориентированный подход позволяет построить образ открытой педагогической системы и, исходя из этого, попытаться перейти к исследованию самого главного вопроса: как в процессе эволюции в ней происходит спонтанное возникновение упорядоченной иерархической структуры управления и взаимодействия, т.е. самоорганизация системы. А обсуждение этого вопроса является ключевым во всей проблеме эффективности системы современного образования.



    Феофанова Елена Олеговна - специалист по информационному и телекоммуникационному обеспечению Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга

    Потягайло Анатолий Юрьевич - заместитель директора по науке и информационным технологиям академической школы № 225 Санкт-Петербурга


&copy Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 53-55.