Важный шаг в признании легитимности информационного права
Бачило И.Л.

Важный шаг в признании легитимности информационного права

И.Л. Бачило





На протяжении последних двух лет общественность активно выступала за включение в номенклатуру специальностей научных работников по разделу «Юридические науки» специальности «Информационное право». Как известно, решения по проблемам информации, информационных ресурсов, по вопросам программ и программного обеспечения информационных систем, развития информационных технологий, коммуникаций и всего комплекса информационной деятельности не могут быть реализованы без должного правового оформления и создания полноценной правовой основы процессов информатизации. Подготовка специалистов в области информатики при отсутствии адекватного понимания проблем в юридической среде создает такую ситуацию, когда разработка проектов нормативно-правовых актов осуществляется без привлечения юристов. Нарастающий объем конфликтных ситуаций и правонарушений в области информационной деятельности обнаружил отсутствие должной квалификации в структуре специалистов правоохранительных органов. Между тем, до сих пор уделялось внимание формированию научных кадров преимущественно по техническим дисциплинам и, частично, – по организационно-техническим проблемам информационной безопасности.

А вот в структуру правовых специальностей информационная проблематика упорно не включалась.

Наряду с другими каналами влияния общественности на решение компетентных органов, журнал « Информационное общество» выступил в поддержку мнения ряда ученых о необходимости включения в структуру юридических научных специальностей информационного права [1]. И вот результат.

Приказом Министерства науки и технологий от 1 октября 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом от 25 января 2000 г. № 17/4», по согласованию с Российской академией наук, Министерством образования РФ и Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации в раздел 12.00.00. «Юридические науки» внесено изменение. Название специальности 12.00.14 дополнено специальностью «информационное право». Ныне эта рубрика объединяет три специальности: административное право, финансовое право, информационное право.

Легитимное оформление специальности информационное право чрезвычайно важно как для развития теории этой дисциплины, так и для формирования учебных курсов этой дисциплины. Известно, что ряд специалистов уже ведут подготовку к разработке учебников по данной дисциплине. Теперь возможна организация научного обсуждения программ таких учебников.

Учитывая, что наиболее продвинутым участком в системе информационного права в настоящее время является его нормативная часть, важно подвести первые итоги структуризации предметной области нормативного регулирования. В качестве примера возьмем классификацию, предложенную сектором информационного права Института государства и права Российской академии наук. Невзирая на то, что эта классификация не адекватна учебному курсу данной отрасли права, она создает основу для формирования перечня проблем, которые уже нашли то или иное отражение в нормативно-правовой основе этой отрасли, что целесообразно учесть при построении учебных курсов.

Рассмотрим перечень из десяти условно выделенных блоков проблем информационного законодательства и их содержательную характеристику.

1. Решение общих организационных проблем. Сюда входят: государственная политика в области информации и информатизации, концепции и программы развития законодательства, номенклатура научных специальностей по информатике; органы государственного управления в области информации, информатизации; решение проблем языка; виды нормативно-правовых актов по проблемам информатики.

2. Информация. Информационные ресурсы.

Здесь четыре предметных подблока:

    • общие проблемы информации (документированная информация, информационные ресурсы, недокументированная информация, носители информации);
    • правовой режим информационного ресурса (документирование, документооборот, собственность на ИР, интеллектуальная собственность на информационный продукт, национальное достояние; категории информации по доступу – открытая информация, информация, не подлежащая ограничению по доступу, информация ограниченного доступа);
    • виды информационных ресурсов (архивы; архивные, библиотечные, музейные фонды; реестры, кадастры, классификаторы; научно-техническая и правовая информация; служебная, официальная, массовая, деловая информация и т.д.);
    • регистрация и учет информационных ресурсов (инвентаризация, индексация, регистрация, бухгалтерский учет).
    3. Право на информацию. В центре внимания – производство, поиск, доступ к информации, ее получение, передача (обмен), сбор, хранение и распространение, использование информации в различных целях, включая в личные, служебные, коммерческие; использование информации через глобальные сети, в том числе через Интернет; субъекты права на информацию и специфика реализации их прав и обязанностей.

    4. Международный обмен информацией. К нему относятся: нормативное установление правил ввоза и вывоза (с учетом современного понимания форм реализации этой функции), правил взаимодействия участников международного обмена при обеспечении безопасности информационного ресурса, прав собственника и его контрагентов, правовые формы обмена информационными ресурсами и услугами при соблюдении интересов личностей, юридических лиц, государства, общества.

    5. Информатизация. В этот блок входят правовые отношения, возникающие при проектировании и разработке технологий локальных, корпоративных, региональных, местных, федеральных информационных систем; их формировании, развитии и использовании, а также при создании и эксплуатации автоматизированных систем; решении проблем технологий коммуникаций и связи.

    6. СМИ, включая телерадиовещание. Это один из сложнейших блоков информационной деятельности, объединяющий все направления информатизации в области массовой информации. Здесь требуют решения проблемы, с одной стороны, открытости, прозрачности различных институтов общества и государства, с другой стороны, открытости самих средств массовой информации, контроля за их деятельностью со стороны общества без функций цензуры. Необходимы также законодательное обеспечение безопасности журналиста, общества и личности, юридическая защита от вмешательства в сферы государственной, личной, частной тайны.

    7. Информационная безопасность. Здесь аккумулируются проблемы защиты открытой информации и информации ограниченного доступа, охраны государственной тайны, вопросы страхования информации и информационных ресурсов; реализуются все направления правового регулирования в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации.

    8. Управление в области информации и информатизации.
    Среди проблем – программы и координация деятельности в области информатизации; стандартизация и сертификация в области информатизации и связи, лицензирование информационной деятельности, организация регистрации и учета информационных ресурсов, информационных систем, программной продукции, государственный контроль, надзор и экспертиза в сфере информатизации и связи; финансирование; подготовка кадров и повышение их квалификации; обеспечение условий формирования информационного общества.

    9. Информационная деятельность. Информационные отношения.

    В этом блоке – вопросы формирования и испо-льзования ИР, ИС для собственных потребностей субъекта, формирования и использования ИР, ИС, ИКС в системах государственного и муниципального управления, формирования и использования федеральных ИР, ИС, сетей, вопросы информационных отношений субъектов в процессе их деятельности. Сюда относятся такие предметные области как специализация организаций в сфере информационной деятельности; деятельность по обеспечению информационных потребностей граждан, населения; информационное обеспечение местного самоуправления; юридических лиц и общественных организаций; информационные услуги. Здесь же сосредоточены нормы по регулированию рынка информации и услуг; информационное обеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; выборов, референдумов; правопреемственность ИР и ИС при реорганизации органов власти и организаций; оформление договоров, соглашений, контрактов и иных правовых актов и т.д.

    10.Ответственность за правонарушения в области информации и информатизации. Этот блок проблем связан с фиксацией различных правонарушений, выявлением преступлений в области информации и информатизации, государственной тайны, с пресечением и установлением ответственности за компьютерные преступления, административно-правовые нарушения (проступки); дисциплинарные нарушения при работе с информацией; с определением лиц, несущих материальную ответственность из-за ущерба в связи с нарушением правил работы в информационной сфере, с ответственностью за нарушения прав участников информационной деятельности.

    В основе перечня – выделение в самостоятельные блоки предметных областей регулирования отношений и процессов информатизации, формирования и использования информационных ресурсов. Он ориентирован на потребности субъектов, активно участвующих в информатизации различных сфер социального развития, а также пользователей систем и сетей в целях удовлетворения своих информационных потребностей, субъектов, активно использующих информационные технологии в бизнесе, производстве, в социальных сферах, науке, сферах массовой информации и т.д. Это один из вариантов классификации, на основе которого можно провести анализ состояния и дать оценку достаточности нормативно-правовой базы в информационной сфере.

    Есть и другие подходы. Например, в недавно вышедшем в свет издании «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» предлагается систематизировать нормативный материал по тринадцати разделам [2]. Это: информационные ресурсы (на бумажном носителе); государственные информационные ресурсы (программы, документы учета, отчетности, регистрации и лицензирования, реестры, регистры, кадастры, каталоги, мониторинги); документ, документированная информация в различных сферах деятельности; компьютерные системы, технологии и средства их обеспечения; защита информации (государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные данные); правовые документы; информация о гражданах (персональные данные, конфиденциальная информация); избирательная система (выборы, агитация, реклама); оборона и безопасность (военная служба, воинский учет); предприятия и предпринимательская деятельность, ценные бумаги; культура, научная деятельность, техника, интеллектуальная собственность; защита населения и охрана окружающей среды, система ее мониторинга; связь и транспорт.

    Не станем комментировать убедительность такой систематизации нормативно установленных дефиниций по информационной проблематике. В любом случае это весьма полезная работа. Данное собрание правовых определений наиболее распространенных терминов позволит провести анализ их полноты, адекватности, выявить повторы, противоречия и выйти на новый рубеж правовой лингвистики и нормативного обеспечения столь сложной области отношений, как информатика во всем ее объеме. Речь идет о системной связи таких областей как информационные ресурсы, информатизация и информационные коммуникации. Каждая из этих составляющих имеет свои особенности при нормативной, правоприменительной, научно-исследовательской и учебной работе. В совокупности эти направления деятельности и формируют область информационного права.



    Литература


    1. Бачило И.Л., Копылов В.А. Есть ли основания для создания отрасли «Информационное право» // Информационное общество, 1999, № 6. С.49-50.
    2. Информатика в терминах и определениях российского законодательства./ Под ред. проф. В.А. Никитова.// М.: Славянский диалог, 2000. 431с.



    Бачило Иллария Лаврентьевна - зав. сектором информационного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор



    &copy Информационное общество, 2000, вып. 6, с. 58 - 60.