Концепция "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"
Unknown Author

Концепция "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"

Санкт-Петербургский проект InfoDev




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 1999 г. N 36

О КОНЦЕПЦИИ «СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ»


В целях развития информационного общества в Санкт-Петербурге, соблюдения прав граждан и юридических лиц на доступ к информационным ресурсам и обеспечения информационной безопасности Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Одобрить концепцию «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу» (далее – Концепция), представленную Комитетом по печати и связям с общественностью в рамках проекта «InfoDev».
2. Предложить Комитету по печати и связям с общественностью доработать Концепцию с учетом предложений и обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за выполнением постановления остается за губернатором – председателем Правительства Санкт-Петербурга.

Губернатор – председатель Правительства Санкт-Петербурга
В. А. Яковлев

Введение
В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества – формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов.

В социальной сфере взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, правовых, социальных, культурных и технологических факторов в становлении информационного общества проявляется в либерализации правил регулирования информационного и телекоммуникационного рынков, в технологической и организационной конвергенции, формировании новых требований к работникам и организации делового процесса, в изменениях в информационном законодательстве, повышении роли государственного регулирования и международного сотрудничества.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний, развиваются наиболее быстрыми темпами, оказывают воздействие на все отрасли экономики и конкурентоспособность стран на мировой арене. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

Правовой основой информационного общества являются законы и другие нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность. Информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX века. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.

По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:
  • информационная экономика;
  • высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;
  • высокая информационная культура;
  • свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Информационному обществу присущи:
  • единое информационное пространство;
  • доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;
  • возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;
  • фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
  • высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;
  • высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.

Каждая страна разрабатывает свою концепцию вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т. д.). Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании. Однако анализ различных программ и концепций позволяет выявить следующие инвариантные свойства, которые и составляют ядро любой концепции перехода к информационному обществу.

1. При разработке концепций перехода к информационному обществу, как правило, используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Так как формирование информационного общества происходит под воздействием нового поколения информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков и конкуренцией как внутри страны, так и на международной арене, для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие и направляющие усилия со стороны государства как органа, способного выразить и обеспечить защиту интересов всего общества.

2. Концепция должна иметь гуманистическую направленность, не допускающую ситуации, в которых кто-то будет «исключен» из информационного общества, а общество окажется разделенным на имеющих информацию и не имеющих ее.

3. Экономика информационного общества – это экономика, основанная на знаниях. Поэтому образование и обучение должны быть доступны каждому не только в начале жизненного пути, но и на всем его протяжении, а системы образования и профессиональной переподготовки должны обеспечивать выполнение этих условий. Это означает, что информационное общество – это общество непрерывного обучения.

Концепция перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу учитывает не только то общее, что имеется в подобных программах и концепциях, но и особенности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, системообразующего центра Северо-Запада России, культурной столицы и важнейшего научно-технического и образовательного центра России.

В 1996–1997 годах Правительством Санкт-Петербурга при участии научной общественности и деловых кругов был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. Разработка стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу является продолжением работ, направленных на создание стратегии развития Санкт-Петербурга.

Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу была разработана по инициативе Правительства Санкт-Петербурга при финансовой поддержке Мирового Банка в рамках проекта Программы InfoDev.

1. Исходные положения
Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу (вхождения города в информационное общество, формирования информационного общества) – это рассчитанный на долгосрочную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных (стратегических) задач долговременный курс органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также субъектов хозяйствования в информационной сфере города, который направлен на обеспечение перехода города к информационному обществу.

Переход Санкт-Петербурга к информационному обществу осуществляется в процессе информатизации. Поэтому стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу есть стратегия информатизации Санкт-Петербурга. Она вытекает из политики информатизации города и обеспечивает ее реализацию.

Концептуальную основу политики информатизации Санкт-Петербурга составляет концепция информатизации, структура которой представлена на рис. 1.

Рис. 1. Концептуальные основы стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу



1.1. Цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга

Стратегические цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга сформулированы в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и имеют несколько уровней.

Главная цель развития Санкт-Петербурга – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга, которое достигается путем формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономики многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, и укрепления Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Успешное социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга невозможно без следующих целей:
  • формирование благоприятного хозяйственного климата;
  • интеграция в мировую экономику;
  • улучшение городской среды;
  • формирование благоприятного социального климата.

Стратегические цели перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должны быть согласованы с целями Стратегического плана Санкт-Петербурга и способствовать их достижению.

1.2. Национальные и международные программы перехода к информационному обществу
Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по отношению к информационному обществу. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона – Гора. В июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europe’s Way to the Information Society. An action plan). Европейскую программу действий по формированию информационного общества часто называют «Инициативой Бангеманна» по фамилии одного из руководителей Комиссии Европейского сообщества, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер для обеспечения вхождения стран ЕС в информационное общество.

В 1995 году Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество» (Finland’s Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество» (Germany’s Way to the Information Society).

Актуальность изучения и использования опыта ведущих стран мира в данной области при разработке и реализации концепции «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу» не вызывает сомнений.

Для поддержки формирования информационного общества в различных странах Мировой Банк создал глобальную программу InfoDev. Данный банк является активным партнером Санкт-Петербурга при разработке и реализации различных программ развития Санкт-Петербурга. Так, в 1996–1998 годах при непосредственном участии Мирового Банка был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. В настоящий момент Мировым Банком выделен кредит на реконструкцию центра города.

В 1998 году Мировой Банк поддержал инициативу Правительства Санкт-Петербурга по разработке стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу и включил в Программу InfoDev проект, направленный на создание этой стратегии.

1.3. Государственная политика информатизации
Государственная политика информатизации определяется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Санкт-Петербурга. Она реализуется соответствующими органами государственной власти, в деятельности которых можно выделить следующие направления:
  • поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в средствах массовой информации (СМИ), например, рассмотрение антимонопольными органами вопросов о слиянии крупных компаний в сфере телекоммуникационного или медиа-бизнеса, принятие решений по дезинтеграции монополистов;
  • юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;
  • соблюдение свободы слова независимо от способов распространения информации;
  • соблюдение интересов национальных меньшинств, защита нравственных принципов, оказывающих влияние на подрастающее поколение, а также соблюдение основных норм нравственности при расширении информационной сферы;
  • укрепление национальной культуры, языка, противостояние культурной экспансии других стран, реализация проектов по переводу в цифровую форму представления художественного и научного наследия;
  • переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;
  • широкое использование телемедицины для оказания услуг населению отдаленных регионов;
  • обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями; охрана интеллектуальной собственности; контроль за эффективностью использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) в государственных учреждениях;
  • целенаправленное использование ИТТ для формирования более открытого, демократического государства, расширения диалога с гражданами.

Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий различных субъектов общества, сформировать такую правовую и нормативную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности.

1.4. Современное состояние информатизации Санкт-Петербурга

Информатизация Санкт-Петербурга – это процесс создания, развития и массового применения современных информационных и телекоммуникационных средств и технологий для кардинального и стабильного улучшения условий труда и жизни каждого жителя города, процесс формирования информационного общества.

Оценивая современное состояние информатизации Санкт-Петербурга, необходимо отметить следующее.

1. Среди основных факторов, которые указывают на высокое благосостояние нации, приоритетным является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры. Анализ развития экономики и общества в целом показывает, что данная отрасль развивается опережающими темпами в странах, вступивших на путь формирования информационного общества. Конкретными показателями, характеризующими развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, являются:
  • телефонная плотность на душу населения. В Санкт-Петербурге она составляет 39 номеров на 100 жителей города и является одной из самых высоких в России. Значение данного показателя для Санкт-Петербурга сравнимо с московским и приближается к среднеевропейскому уровню;
  • наличие современной первичной транспортной сети. В Санкт-Петербурге длина транспортной сети составляет более 30 тыс. км, из них межстанционные связи в основном построены на оптоволоконных кабелях со скоростями до 40 Гбит/сек с использованием новейших технологий. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи достигает 1500 км;
  • количество и качество предоставляемых телекоммуникационных услуг. Население, организации и предприятия Санкт-Петербурга и бизнес города имеют возможность получать весь спектр современных телекоммуникационных услуг от цифрового высококачественного телефона и до проведения телеконференций;
  • уровень развития новых видов связи (сотового радиотелефона, пейджинга, транкинговой оперативной связи). Количество радиотелефонов в Санкт-Петербурге превышает 200 тысяч. На рынке предоставления услуг сотовой радиосвязи действуют 3 конкурирующих оператора (вскоре к ним присоединятся еще два в перспективном стандарте DCS-1800). По количеству радиотелефонов на душу населения Санкт-Петербург занимает первое место в России. Также успешно действует более десятка пейджинговых компаний, создана инфраструктура современной транкинговой оперативной связи. По этим показателям Санкт-Петербург также опережает Москву;
  • количество телевизионных каналов и качество их приема. В городе работают 13 телевизионных каналов, активно строятся сети и студии кабельного телевидения (только ГП «Санкт-Петербургское «Кабельное телевидение» имеет 450 тысяч абонентов, которые могут смотреть также передачи четырех спутниковых и двух местных каналов), активно проводится реконструкция систем коллективного приема телевидения для приема максимально возможного количества эфирных телевизионных каналов;
  • уровень цен и насыщенность рынка. На рынке работает более 150 операторов связи, тарифы на основные телефонные услуги ПТС являются средними по России;
  • реализация крупных инвестиционных проектов. Телекоммуникационная инфраструктура Санкт-Петербурга остается одной из самых инвестиционно привлекательных. Уровень иностранных инвестиций за 1997 год составил более 35 млн. долларов США. Только один оператор сотовой радиосвязи «Северо-Западный GSM» получил в 1997 году 19 млн. долларов США в качестве прямых инвестиций. Начата реализация опытных зон интегральных сетей комплексного обслуживания населения, предприятий и деловых кругов в Московском и Приморском административных районах Санкт-Петербурга;
  • производство телекоммуникационных средств с участием ведущих мировых фирм-производителей. В 1997–1998 годах введены в эксплуатацию четыре завода по выпуску телекоммуникационных средств (Lucent Technologies, Alcatel, Nokia, NEC), выполняющих от 50 до 80 процентов работ от общего цикла производства.

2. Вторым основным фактором, определяющим уровень развития информационного общества, является информационная инфраструктура. О состоянии информационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге можно судить по следующим фактам:
  • информационная инфраструктура создается для обслуживания финансово-банковской сферы и сферы крупного и среднего бизнеса (уровень информатизации этих сфер в Санкт-Петербурге соответствует европейскому уровню);
  • активно внедряются современные информационные технологии в малый бизнес, науку, образование, социальное обеспечение, управление (количество компьютеров в этих сферах за год увеличилось вдвое);
  • более 300 организаций, предприятий различных форм собственности специализируются на предоставлении информационных услуг в различных отраслях экономики, политики, социальной сферы, созданы и используются свыше 500 баз и банков данных;
  • сложился стабильный и разнообразный компьютерный рынок, его годовой оборот составляет более 60 млн. долларов США. На рынке работают представители практически всех ведущих мировых компьютерных фирм. В последние годы появилась и устойчиво сохраняется тенденция увеличения доли так называемой «красной сборки» – оборудования, выпускаемого несколькими крупными городскими компьютерными фирмами, которое по качеству почти не уступает оборудованию ведущих североамериканских и европейских фирм.

3. Уровень цен и насыщенность рынка свидетельствуют о том, что средства связи и информатики, телекоммуникационные и информационные услуги стали доступны для среднего и мелкого предпринимательства и жителей Санкт-Петербурга с достатком не ниже среднего:
  • количество ПЭВМ в личном пользовании приближается к 200 тысячам, большинство личных компьютеров по своим параметрам превосходят компьютеры, используемые в школах, вузах и государственных организациях;
  • 80–90 процентов юридических и физических лиц, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют современную компьютерную и телекоммуникационную технику;
  • количество абонентов информационных сетей за 1996–1997 годы возросло в четыре с лишним раза и составило почти четверть миллиона.

4. Компьютерная и телекоммуникационная техника внедряется и активно используется в управленческих структурах Администрации Санкт-Петербурга:
  • практически все подразделения Администрации Санкт-Петербурга оснащены компьютерной и телекоммуникационной техникой. Здесь находятся более 5000 ПЭВМ, 68 ЛВС, создаются и используются свыше 100 баз и банков данных;
  • с использованием информационных технологий работают более 60 процентов сотрудников Администрации Санкт-Петербурга;
  • во всех территориальных и отраслевых органах Администрации Санкт-Петербурга имеются информационные подразделения.

Однако в целом уровень информатизации Санкт-Петербурга отстает от европейского примерно в 5–10 раз и от уровня Москвы – в 2–3 раза, и этот разрыв, к сожалению, увеличивается. Снижаются темпы роста информатизации Санкт-Петербурга: 1995 год – 78 процентов, 1996 год – 53 процента, 1997 год – 28 процентов. В 1998–1999 годах эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась, что объясняется экономическим положением страны и Санкт-Петербурга. Это положение можно объяснить следующими причинами:
  • завершился первый этап информатизации – использования автономных ПЭВМ и простейших ЛВС, осуществляемый за счет массовых поставок зарубежной вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования;
  • начался переход к большим локальным и региональным вычислительным сетям, созданию больших баз и банков данных, формированию единого информационного пространства, что требует значительных финансовых и организационных затрат;
  • общая неустойчивая экономическая ситуация и отсутствие крупных проектов и значительных инвестиций в экономику города не позволяют проводить информатизацию требуемыми темпами;
  • бюджетное финансирование является недостаточным (по данным 1998 года Москва тратит на информатизацию бюджетных средств более 200 млн. руб., а Санкт-Петербург – 8,5 млн. руб.).

Таким образом, оценивая современное состояние информатизации Санкт-Петербурга, можно сделать вывод, что город вступил в начальную фазу перехода к информационному обществу. Эта фаза в Санкт-Петербурге характеризовалась массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.

Второй этап перехода к информационному обществу, в который вступает Санкт-Петербург, характеризуется созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью общегородской телекоммуникационной сети. Сложность работы и затраты на второй стадии информатизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны Администрации Санкт-Петербурга.

Решить проблемы, возникшие на этой стадии, и тем более проблемы, которые возникнут по мере продвижения Санкт-Петербурга по данному пути, и обеспечить при этом требуемые темпы формирования информационного общества невозможно без активной городской политики в этой области, важнейшей составной частью которой является сформированная на научной основе, понятная и поддержанная населением города стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу.

2. Стратегические цели, направления и задачи перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу
Глобальная стратегическая цель перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу – информационное общество города, интегрированное в национальное и мировое информационные сообщества.

Основными стратегическими целями перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу являются:
  • обеспечение каждому жителю Санкт-Петербурга свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
  • формирование информационных потребностей населения Санкт-Петербурга и обеспечение каждому жителю города возможности фактического удовлетворения этих потребностей;
  • формирование информационной культуры населения Санкт-Петербурга;
  • превращение информационных ресурсов города в стратегический ресурс устойчивого и поступательного развития Санкт-Петербурга, направленного на достижение главной цели развития Санкт-Петербурга – стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения;
  • обеспечение информационной безопасности Санкт-Петербурга.

К стратегическим направлениям перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу относятся:
  • формирование единого информационного пространства Санкт-Петербурга и интеграция его в информационное пространство России и единое мировое информационное пространство;
  • подготовка населения города к формированию информационного общества и жизни в этом обществе;
  • создание правовых основ перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу и обеспечение условий их практического применения;
  • создание информационной экономики Санкт-Петербурга;
  • создание свободного доступа к информации для каждого жителя Санкт-Петербурга при обеспечении информационной безопасности личности, общественных групп и всего населения;
  • научное сопровождение формирования информационного общества Санкт-Петербурга;
  • участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и разделении труда в формировании информационного общества города, регионов, стран и мира.

Реализация стратегических направлений и достижение стратегических целей перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу обеспечивается решением следующих стратегических задач:
  • создание и развитие информационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры;
  • перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда Санкт-Петербурга, формирование информационных ресурсов города;
  • создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информационных услуг);
  • широкое применение современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • поддержка фундаментальных и прикладных исследований по информатике и проблемам формирования информационного общества;
  • формирование информационной культуры и информационных потребностей, соответствующих информационному обществу;
  • повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • создание и поддержание экономической доступности информации для жителей Санкт-Петербурга;
  • подготовка, введение и корректировка правовых норм, обеспечивающих требуемые темпы и направления перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу;
  • создание рынка информации и знаний как факторов производства и превращение информационных ресурсов Санкт-Петербурга в основные ресурсы социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
  • становление в экономике Санкт-Петербурга новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
  • обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
3. Основные стратегические принципы формирования информационного общества Санкт-Петербурга
Основными стратегическими принципами формирования информационного общества Санкт-Петербурга являются:
  • социальная направленность формирования информационного общества Санкт-Петербурга;
  • рациональность сочетания вкладов Санкт-Петербурга и других регионов России и стран мира в формирование информационного общества города;
  • учет особенностей Санкт-Петербурга (учет географического положения Санкт-Петербурга как системообразующего центра Северо-Запада России, одного из крупнейших научных, технических и культурных центров в мире) и мирового опыта в формировании информационного общества;
  • максимальное по возможности использование научно-технического, культурного и образовательного потенциалов при формировании информационного общества;
  • привлекательность информационных ресурсов не только для жителей Санкт-Петербурга, но и других регионов России и стран мира;
  • информационная безопасность Санкт-Петербурга.

4. Этапы перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу
Анализ мирового процесса формирования информационного общества позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в данном процессе три этапа.

Первый этап. Создание социальных, экономических и технических условий формирования и начального удовлетворения информационных потребностей населения.

На этом этапе осуществляются:
  • подготовка, введение и корректировка правовых норм, регламентирующих и стимулирующих деятельность по формированию информационного общества, определяющих правила доступа к информации и циркуляции информационных потоков;
  • формирование материально-технической и технологической базы формирования информационного общества;
  • формирование соответствующих банков и баз данных;
  • удовлетворение «первоначальных» потребностей на информационную технику;
  • формирование индустрии программных средств;
  • разработка и начало формирования информационной инфраструктуры, рынка информационных продуктов и услуг.

Предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и эффективное применение новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленной баз производства информационных средств и их элементов, широкое распространение вычислительной и микропроцессорной техники в различных областях человеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечивающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения.

Так как основной задачей этапа является насыщение города вычислительной и микропроцессорной техникой, то первый этап формирования информационного общества можно назвать этапом компьютеризации.

Второй этап. Развитие информационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и обеспечение условий для включения ее в состав мировой информационной инфраструктуры.

На данном этапе осуществляются:
  • обеспечение потребностей жителей Санкт-Петербурга в средствах информационной техники массовых классов, в первую очередь, персональными компьютерами и периферийными устройствами;
  • создание широкой сети банков и баз данных;
  • создание локальных и корпоративных информационных сетей и опорных зон формирования информационного общества и подключение их к глобальным информационным сетям;
  • создание широкой интегрированной сети телефонной и цифровой связи. Второй этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенные в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным с последующей интеграцией. Продолжается формирование информационной культуры населения. Второй этап формирования информационного общества может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграции информационных сетей.

Третий этап. Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения.

Этот этап включает:
  • завершение создания информационной инфраструктуры и интеграции ее в мировую как составного элемента этой инфраструктуры;
  • массовое применение новейших информационных средств, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности;
  • обеспечение каждому жителю Санкт-Петербурга свободного доступа к информационным ресурсам;
  • завершение воспитания информационной культуры населения.

Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять городской, общегосударственный и мировой информационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности жителей, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно, коллективному разуму. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя города и превращается в основной ресурс развития города, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда. Можно говорить, что в результате выполнения третьего этапа формирование информационного общества Санкт-Петербурга будет, в основном, завершено.

Основные характеристики этапов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу



5. Первоочередные цели и задачи формирования информационного общества Санкт-Петербурга в рамках стратегических целей

Анализ современного социального состояния и экономического положения Санкт-Петербурга, мирового опыта в формировании информационного общества, а также степени сформированности информационного общества Санкт-Петербурга позволяет выделить в качестве первоочередных (ближних стратегических) следующие цели и задачи формирования информационного общества Санкт-Петербурга.

Первоочередные цели:

  • удовлетворение «первоначальной» потребности жителей Санкт-Петербурга в современных информационных и телекоммуникационных средствах;
  • облегчение доступа жителям Санкт-Петербурга к городским, национальным и мировым информационным ресурсам;
  • формирование информационной культуры населения Санкт-Петербурга;
  • создание правовых основ перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу Санкт-Петербурга и обеспечение условий их практического применения.

Первоочередные задачи:
  • создание и развитие информационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и интеграция ее в национальную и мировую информационные инфраструктуры;
  • перевод в цифровую форму и на машиночитаемые носители информационного фонда Санкт-Петербурга, формирование информационных ресурсов Санкт-Петербурга;
  • создание условий для роста информационной индустрии (промышленного производства информации и оказания информационных услуг);
  • поддержка фундаментальных и прикладных исследований по информатике и проблемам перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу;• формирование информационной культуры и информационных потребностей, соответствующих информационному обществу;
  • повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
  • подготовка, введение и корректировка правовых норм, обеспечивающих требуемые темпы и направления перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу;
  • создание рынка информации и знаний как факторов производства и превращение информационных ресурсов Санкт-Петербурга в основные ресурсы социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
  • становление в экономике Санкт-Петербурга новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых технологий, перспективных информационных средств и телекоммуникаций;
  • обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, а также прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
6. Формирование информационного общества и Стратегический план Санкт-Петербурга
В Стратегическом плане Санкт-Петербурга необходимость и неизбежность перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу рассматриваются только в аспекте интеграции в мировое информационное пространство, которая включена в качестве одной из целей второго стратегического направления «интеграция в мировую экономику» Стратегического плана и трех следующих задач, направленных на достижение этой цели:
  • создание современной инфраструктуры;
  • формирование информационной культуры населения;
  • облегчение доступа к городским информационным ресурсам.

Для решения этих задач и достижения указанной цели в Стратегическом плане предусмотрены следующие меры:

1. Создание городской цифровой сети интегрального обслуживания.
2. Формирование информационной культуры посредством организации школьного, вузовского и послевузовского обучения в области информатики, а также преподавания предметов школьного и дисциплин вузовского образования на базе перспективных информационных технологий.
3. Создание городской информационно-справочной системы.
4. Создание системы государственных отраслевых и территориальных кадастров, регистров и баз данных.
5. Создание системы обеспечения органов государственной власти и населения Санкт-Петербурга оперативной и достоверной информацией, позволяющей повысить качество принимаемых решений и информированность жителей Санкт-Петербурга о деятельности властей.
6. Создание единой сети подвижной радиосвязи территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, правоохранительных органов и аварийно-диспетчерских служб.
7. Формирование нормативно-правовой базы создания и использования информационных ресурсов Санкт-Петербурга.

7. Формирование механизмов перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу

7.1. Основные направления и задачи информационной политики Администрации Санкт-Петербурга
Основными направлениями информационной политики Администрации Санкт-Петербурга с учетом полномочий и компетенции субъекта Российской Федерации города Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами являются:

1. Создание нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга по вопросам информатизации и связи.
2. Планирование развития информационной сферы Санкт-Петербурга.
3. Обеспечение баланса интересов граждан, общества и государства при создании, распространении и использовании государственных информационных и коммуникационных ресурсов.
4. Обеспечение права и технических возможностей доступа граждан, организаций, органов государственной власти к открытым государственным информационным ресурсам.
5. Обеспечение технологической совместимости информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления.
6. Защита интересов отечественных участников рынка телекоммуникационных и информационных продуктов, технологий и услуг, в первую очередь, предпринимателей – резидентов Санкт-Петербурга.
7. Разработка предложений по совершенствованию механизма регулирования рынка телекоммуникационных и информационных продуктов и услуг.
8. Обеспечение информационной безопасности.
9. Обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов.

К основным задачам информационной политики Администрации Санкт-Петербурга относятся:
  • участие в разработке и реализации планов и программ информатизации и связи Санкт-Петербурга;
  • участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации Санкт-Петербурга;
  • анализ выполнения законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации и связи, обобщение практики применения этих актов и разработка предложений по их совершенствованию для внесения в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга;
  • координация работ по созданию и развитию межрегиональных и региональных информационных систем и сетей, обеспечению их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Санкт-Петербурга;
  • координация работ по формированию государственных информационных ресурсов, их классификации, кодированию и определению информационных ресурсов как государственной собственности Санкт-Петербурга;
  • координация работ в области создания программных средств и развития их промышленного производства для государственных информационных систем Санкт-Петербурга, а также работ по сервисному обслуживанию вычислительной техники и сопровождению программных средств;
  • организация независимой экспертизы программ, технических предложений, заданий и проектов информатизации;
  • подготовка для внесения в установленном порядке предложений по объемам и порядку финансирования работ в сфере информатизации и связи за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и предложений о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере информатизации и связи;
  • мониторинг отечественных и зарубежных рынков средств, систем и услуг в сфере информатизации и связи, разработка рекомендаций для органов исполнительной власти по закупке за счет бюджета средств и систем информатизации с учетом их технических и стоимостных характеристик;
  • выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности;
  • разработка и проведение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
  • разработка нормативно-правовой базы, координация деятельности подразделений Администрации Санкт-Петербурга с иными предприятиями и организациями в области информационной безопасности;
  • разработка методических материалов по проблемам информационной безопасности;
  • проведение переговоров с иностранными партнерами и составление проектов международных договоров и программ международного сотрудничества в сфере информатизации и связи;
  • осуществление представительства Санкт-Петербурга в международных организациях в области информатики;
  • проведение конкурсов проектов концепций и программ информатизации, а также проектов информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем и сетей, систем баз и банков данных;
  • организация выставок средств и систем информатизации на территории Санкт-Петербурга и за рубежом, координация работы органов Администрации Санкт-Петербурга в специализированных зарубежных выставках;
  • обеспечение активного участия Санкт-Петербурга в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
7.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств
Стандартная бюджетная классификация субъекта Российской Федерации содержит следующие статьи финансирования информационной сферы: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, подраздел «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса»; связь; информационное обеспечение (информатика). В неявном виде работы, ведущиеся отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга, финансируются за счет средств на содержание органов исполнительной власти и выполнение тематических работ согласно их предметам ведения.

В положение о формировании информационного раздела городского заказа следует включить процедуру подачи заявок отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга на общесистемные средства информационного обеспечения в Управление телекоммуникационного и информационного обеспечения Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга с последующим согласованием общего плана закупок товаров и услуг с Научным советом по информатизации Санкт-Петербурга, распределением функций заказчиков и бюджетных квот между структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга.

7.3. Включение государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга в коммерческий оборот

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что документы и массивы документов, носящие общее название информационных ресурсов (далее – ИР), создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (государственные ИР субъекта Российской Федерации), являются собственностью этого субъекта, а Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет порядок осуществления права собственности и других вещных прав на информационные ресурсы как на результаты интеллектуальной деятельности. Согласно ГК РФ, под интеллектуальной собственностью (далее – ИС) понимаются все результаты интеллектуальной деятельности, ИС является имуществом, а его обладатель – собственником, т. е. ИС может быть объектом купли-продажи и других сделок. Последнее обстоятельство создает правовую основу для платного предоставления информации о городской среде, экономике и культуре в интересах населения, деловых кругов и мирового сообщества в целом, заинтересованного в ускорении интеграции Санкт-Петербурга в мировую экономическую и информационную систему. Высокий коммерческий потенциал государственных ИР Санкт-Петербурга может создать новый источник доходов бюджета Санкт-Петербурга, мощность которого будет непрерывно нарастать при условии направления части доходов на развитие информационной сферы.

В настоящее время платное предоставление государственных информационных ресурсов наиболее детально отработано на основании Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Подзаконными правовыми актами установлены размеры платы для физических и юридических лиц, определен перечень органов, по запросам которых информация предоставляется бесплатно. Установлено также, что платежи за предоставление информации зачисляются в местные бюджеты и направляются исключительно на создание и развитие информационного банка данных источника платных сведений. Федеральным законом «О геодезии и картографии» установлено взимание платы за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации и использование полученных средств для формирования и ведения картографо-геодезических фондов. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.05.93 № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности» и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 03.06.94 № 587-р «О порядке зачисления сумм лицензионных сборов» определено зачисление суммы лицензионных сборов в бюджет Санкт-Петербурга и финансирование лицензионных служб из бюджета Санкт-Петербурга. Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 271, утвердившим «Положение о порядке и ведении Государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ», санкционировано платное предоставление сведений из градостроительного кадастра.

В отраслевых и территориальных органах Администрации Санкт-Петербурга созданы локальные вычислительные сети, заключены соглашения об обмене информацией. Однако попытки консолидировать информационные источники для решения сложных проблем, в частности, упомянутой выше информационной поддержки инвестиционной деятельности, неизбежно терпят неудачу на уровне информационного обмена между экономическим, имущественным и строительным направлениями деятельности Администрации Санкт-Петербурга. Как правило, передача информации происходит в порядке выполнения конкретных распоряжений губернатора Санкт-Петербурга, причем передающая сторона не несет никакой ответственности за поддержание переданной информации в актуальном состоянии (своевременное внесение изменений), а принимающая сторона не берет никаких обязательств по предотвращению несанкционированного доступа к полученной информации, передаче ее третьим лицам без уведомления источника либо обеспечению конфиденциальности сведений.

Основная причина бесхозяйственного отношения к нематериальному городскому имуществу заключается в разрыве прав собственников государственных ИР (субъектов РФ) и их структурных подразделений, имеющих статус юридических лиц и непосредственно осуществляющих функции заказчиков формирования (создания, приобретения, накопления) конкретных ИР за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Статья 125 ГК РФ дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации «в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» действовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени субъектов Российской Федерации. Но из упомянутых актов, определяющих структуру и предметы ведения этих органов, однозначно не вытекают правомочия собственности на информационные ресурсы. В этих условиях каждый орган может осуществлять правомочия собственника государственных ИР от имени субъекта Российской Федерации. При многократной передаче ИР теряется ответственность как за достоверность и актуальность информации, так и за сохранение ее конфиденциальности.

Неопределенность в распределении компетенций собственников ИР препятствует организации их учета в составе имущества структурных подразделений органов государственной власти и регистрации их обращения.

Отсутствие закрепления прав структурных подразделений органов исполнительной власти в городе на конкретные ИР не позволяет им утвердить перечни ИР, содержащих конфиденциальные сведения, и организовать их эффективную защиту.

Для включения информационных ресурсов Санкт-Петербурга в коммерческий оборот необходимо:
  • разработать механизм передачи структурным подразделениям Администрации Санкт-Петербурга в оперативное управление государственного имущества в виде государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга в соответствии с предметами ведения этих органов, установленных Законом Санкт-Петербурга «О структуре Администрации Санкт-Петербурга»;
  • установить, что к объектам прав управляющих относится документированная информация, созданная по заданиям отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга с использованием бюджетных или внебюджетных средств, а также в качестве производной информации при использовании государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга;
  • организовать учет, определение степени конфиденциальности и мониторинг государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга, находящихся в ОТО;
  • разработать порядок предоставления государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга по запросам юридических и физических лиц, предусмотреть в нем следующее:
  • перечни государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга и услуг, связанных с их получением, предоставляются владельцами бесплатно:
    — бесплатно предоставляется информация по мотивированным запросам организаций, определенных законами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
    — за услуги по предоставлению информации из государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга другим юридическим лицам, а также гражданам взимается плата в виде единовременного сбора путем перечисления его юридическими или физическими лицами непосредственно на счет бюджета Санкт-Петербурга, на основной текущий счет бюджета, открытый в районе по месту учета плательщика в налоговых органах, и(или) на счет владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, определяющим порядок внебюджетного финансирования органов исполнительной власти; в случаях, если такой порядок не определен, плата за предоставление информации не должна превышать расходов на ее предоставление;
    — номенклатура и стоимость платных услуг по предоставлению информации из государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга определяется управляющим по согласованию с Комитетом финансов;
    — информация из государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга, содержащая коммерческую или служебную тайну, предоставляется владельцем по договорам, обеспечивающим соблюдение режим а конфиденциальности;
  • при заключении договоров на пользование информационными ресурсами Санкт-Петербурга, содержащими коммерческую или служебную тайну, потребитель представляет документированные сведения о принимаемых им мерах защиты конфиденциальной информации, включая записи в учредительных документах, наличие утвержденных перечней сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, положения об их защите, инструкции по делопроизводству, записи в контрактах и трудовых соглашениях, обязательства работников, инструкции по режиму;
  • передача (продажа) полученной информации, документов другим юридическим или физическим лицам допускается только с разрешения владельца;
  • организации, основной деятельностью которых является предоставление информации на коммерческой основе, по договорам с владельцами государственных информационных ресурсов самостоятельно определяют размер платы за нее.

7.4. Информационная поддержка проектов Всемирного Банка
В настоящее время Всемирный Банк финансирует проект «Реконструкция исторического центра Санкт-Петербурга», информационная поддержка которого требует разработки единой инвестиционно-маркетинговой среды строительного комплекса Санкт-Петербурга, включающей:
  • систему регистрации, учета и контроля текущего состояния инвестиционных проектов;
  • корпоративную систему электронного документооборота для участников инвестиционно-строительной деятельности;
  • базу метаданных – информационно-справочную систему для получения сведений о наличии, местонахождении, составе баз данных, относящихся к инвестиционным проектам, о правилах доступа к ним и о допустимых запросах;
  • новые рабочие места для переноса бумажных документов на электронные носители информации;
  • системы информационной поддержки маркетинговых исследований и мониторинга рынка строительных товаров и услуг;
  • процедуры сбора, учета, обработки и предоставления информационных ресурсов, обеспечивающих текущие инвестиционные процессы в строительном комплексе города;
  • проектирование и ввод в опытную эксплуатацию программно-технического обеспечения корпоративной сети по технологии Интернет/Интранет;
  • построение системы защиты информации, системы администрирования и управления сетью: классификации объектов администрирования, определения типов сетевого сервиса, функциональных обязанностей администратора сети и операторов, организации службы управления сетью.

Базовый фрагмент корпоративной сети в состаБазовый фрагмент корпоративной сети в составе локальных сетей Комитетов блока управления строительным комплексом города и 3–4 основных источника информации могут быть использованы в качестве опорной зоны единой информационной системы Администрации Санкт-Петербурга.

7.5. Выполнение малых проектов по программам FARE/TACIS по приграничному сотрудничеству для Балтийского региона
В 1995 г. Европейской комиссией была создана новая программа – программа ФАР малых проектов для стран Балтийского региона с целью оказания содействия малым проектам, направленным на установление партнерских связей в Балтийском регионе. Первые заявления на участие в данной программе были поданы в июне 1996 г. Успехи, достигнутые в работе данной программы, а также ее очевидная ориентация на решение реальных проблем явились стимулом для дальнейшего совершенствования Комиссией этого подхода при выделении дополнительных средств в рамках «Программы приграничного сотрудничества в Балтийском регионе» (ППС) ФАР за 1996 г. и для распространения этого новаторского подхода на «Программу приграничного сотрудничества» (ППС) ТАСИС для осуществления новых видов деятельности.

Программа малых проектов ФАР/ТАСИС по приграничному сотрудничеству представляет новую совместную инициативу, финансирование которой осуществляется как в рамках ППС ТАСИС, так и ППС ФАР для Балтийского региона. Несмотря на то, что в основе этого нового общего подхода лежит первоначальная, разработанная для МППР схема, он имеет свои особенности, которые отражают различные условия западных пограничных районов Российской Федерации, а также предусматривает вовлечение других механизмов финансирования.

Основной целью программы является содействие развитию сотрудничества между регионами, городами, местными органами власти в соответствующих пограничных зонах, а также повышение роли регионов. Задача, которую ставит перед собой программа, заключается в поддержании приоритетных зон за счет предоставления партнерам из стран Европейского Союза возможности работать вместе по проектам сотрудничества. Приоритетными являются проекты, проводимые в Балтийском регионе, включая Эстонию, Латвию и Литву, балтийское побережье Польши, западные пограничные регионы России и Беларуси, а также балтийские районы стран Европейского Союза.

Комиссия Европейского Союза принимает решения о выдаче грантов в размере от 10000 до 200000 ЭКЮ ежегодно. С 1998 года введен новый порядок финансирования мини-проектов с размером гранта до 10000 ЭКЮ. Эти проекты могут заключаться в разработке развернутых технических заданий на малые проекты. Решения о предоставлении грантов по мини-проектам принимаются ежемесячно.

В 1998 году на 123 заявки по малым проектам было выдано 25 грантов. Офисы ФАР/ТАСИС открыты в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Имеется положительный опыт разработки совместных проектов Мурманской области и Лапландии, Ленинградской области и Хельсинки. В рамках работ по развитию информационного общества в Санкт-Петербурге с участием финских специалистов включение в Программу малых проектов ФАР/ТАСИС по приграничному сотрудничеству представляется перспективным.

Заключение

Сегодня все развитые страны мира переходят к информационному обществу, формирование которого признается неизбежным этапом развития человечества.

Санкт-Петербург уже вступил на этот путь, и Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу определяет основные цели, задачи, направления и этапы этого перехода, рассматривая его как процесс формирования информационного общества Санкт-Петербурга. В Стратегии выделены первоочередные цели и задачи формирования информационного общества города, сформулированы основные цели и задачи информационной политики Администрации Санкт-Петербурга, которая должна способствовать успешному переходу города к информационному обществу, и изложен подход к формированию механизмов обеспечения такого перехода. При ее разработке был использован как мировой опыт, так и опыт России в информатизации регионов и всей страны.

Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должна быть положена в основу информационной политики Санкт-Петербурга и стать ее неотъемлемой и важнейшей частью.

Реализация Стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу позволит Санкт-Петербургу стать активным участником этого мирового процесса, наиболее полно использовать свои преимущества крупнейшего научно-технического, культурного и образовательного центра не только России, но и мира, возможности стать системообразующим центром Балтийского региона и Северо-Запада России и избежать потерь, которые неизбежно понесет город и его население на столь длительном и трудном пути в информационное общество при отсутствии Стратегии, на которую ориентировались бы в своей деятельности все городские органы власти и которая была понятна и поддержана населением Санкт-Петербурга.




&copy Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 39 - 52.