О журнале
Рекомендации
О проекте федерального закона "Об электронной цифровой подписи"
Артамонов Г.Т.
О проекте федерального закона
"Об электронной цифровой подписи"
Г.Т. Артамонов
"Об электронной цифровой подписи"
Г.Т. Артамонов
Законопроект об электронной цифровой подписи готовится уже третий год. Работа идет по плану законотворческих инициатив Правительства Российской Федерации. В 1998 году были подготовлены план-проспект, концепция закона, в 1999 – первая редакция для представления в Правительство. Одновременно свое мнение по поводу ряда статей законопроекта высказали соисполнители, заинтересованные общественные организации.
В конце 1999 года проект закона был опубликован в Интернете на сайте Российской сети информационного общества. И с этого момента началось самое активное участие общественности в обсуждении его положений.
Сразу надо сказать, что первая редакция закона была подвергнута весьма серьезной критике из-за того, что в ней пытались совместить две трудно совместимые вещи.
Во-первых, попытались сделать так, чтобы любые документы, независимо от сферы общественной жизни, заверенные с помощью электронной цифровой подписи, имели юридическую силу. Целая глава была посвящена этой проблеме. Во-вторых, не вникая в технологии документооборота и инструмента электронной цифровой подписи, попытались определить основные принципы ее использования. Этого не получилось по одной простой причине: функции документооборота настолько широки и многообразны, что урегулировать их в одном законе оказалось невозможным.
Поэтому после всех критических замечаний была подготовлена новая редакция закона, которая сейчас выставлена в Интернете для всеобщего обсуждения и передана заинтересованным организациям. В ней сделан акцент на том, чтобы обеспечить правовые основы использования электронной цифровой подписи применительно не к электронным документам, а к электронным сообщениям, то есть к категории более широкой и не столь специализированной.
При регулировании процессов, связанных с использованием Интернета в различных сферах общественных отношений, таких, например, как банковская деятельность, торговля, оборот ценных бумаг и так далее, потребуются, возможно, либо отдельные законы, либо постановления Правительства или подзаконные акты, которые будут с учетом специфики документооборота в каждой конкретной отрасли определять нормы правовых отношений.
Если коротко изложить основные положения новой версии проекта, то здесь даны определения основополагающих понятий, четко указаны цели и сферы их применения. Первое, с чего мы начали, это сформулировали понятие не документа, а сообщения. Таким образом, именно сообщение имеет атрибуты, позволяющие идентифицировать его как документ.
В новом проекте четко определены принципы и условия использования электронной цифровой подписи, обозначено предназначение ее правового режима, указаны средства электронной цифровой подписи, также правовые обязанности пользователей открытого ключа и владельцев закрытого ключа электронной цифровой подписи.
При этом единственной законодательно утвержденной формой подтверждения неизменности и подлинности подписи электронного сообщения является электронная цифровая подпись, использующая асимметричный ключ: закрытый, которым владелец формирует подпись, и открытый, с помощью которого можно установить, что сообщение не имеет искажений и подписано именно владельцем закрытого ключа.
Чтобы обеспечить порядок использования этой сложной конструкции, в проекте закона предлагается организовать удостоверяющие центры открытых ключей электронной цифровой подписи, как это уже сделано на Западе, подробно расписываются функции и правовой статус этих центров. Указывается, что удостоверяющие центры обязательно действуют, если электронная цифровая подпись используется при общении органов государственной власти друг с другом и органов государственной власти с юридическими и физическими лицами. Однако при этом для юридических лиц допускается возможность на договорных условиях устанавливать свой порядок формирования и использования электронной цифровой подписи. Кроме того, подробно расписано, каким образом происходит сертификация открытых ключей подписи и как можно ее аннулировать, юридически закреплена обязательность введения регистров сертификатов, ключей, подписей, а также указана ответственность за нарушение утвержденного порядка.
Текст законопроекта выставлен в Интернете на сайтах Российской сети информационного общества (http://www.isn.ru) и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Артамонов Герман Тимофеевич - заместитель директора ВНИИПВТИ, доктор технических наук, профессор
© Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 39.